Чевенгур» А. Платонова. Коммуна. Легенда о рае. Мастер и машина в творчестве Платонова.




Сюжет. Действие романа происходит где-то на юге России и охватывает период военного коммунизма и нэпа, хотя реальные события и местность преображены в соответствии с логикой мифа. Александр Дванов, главный герой романа, рано потерял отца, который утопился с мечтой о лучшей жизни после смерти. Его приёмный отец Захар Павлович несколько напоминает отца писателя (в то же время образ Александра отчасти автобиографичен). «В семнадцать лет Дванов ещё не имел брони под сердцем — ни веры в бога, ни другого умственного покоя…». Отправляясь «искать коммунизм среди самодеятельности населения», Александр встречает Степана Копенкина — странствующего рыцаря революции, своеобразного Дон Кихота, Дульсинеей которого становится Роза Люксембург. Копенкин спасает Дванова от анархистов банды Мрачинского.

Герои романа оказываются в своеобразном заповеднике коммунизма — городке под названием Чевенгур. Жители города уверены в ближайшем наступлении коммунистического Рая. Они отказываются трудиться (за исключением бессмысленных с рациональной точки зрения субботников), предоставляя эту прерогативу исключительно Солнцу; питаются подножным кормом, решительно осуществляют обобществление жён, жестоко расправляются с буржуазными элементами (уничтожая, подчёркивает Платонов, как их тело, так и душу). Революционным процессом в Чевенгуре руководят фанатик Чепурный, сводный брат Александра Прокофий Дванов «с задатками великого инквизитора», палач-романтик Пиюся и другие.

В конце концов, город подвергается нападению не то казаков, не то кадетов; в жестоком бою защитники коммуны выказывают себя как подлинные эпические герои и почти все гибнут. Уцелевший Александр Дванов на Росинанте Копенкина (по кличке Пролетарская Сила) отправляется к озеру, где утопился его отец, входит в воду и воссоединяется с отцом. В живых остается только Прокофий, «плачущий на развалинах города среди всего доставшегося ему имущества».

Коммуна. Легенда о рае. (из инета). Правдоискательство главных героев завершилось в романе созданием рая – коммуны Чевенгур. Чевенгурцы как настоящие утопические герои отказались от всех привычных государственно-правовых, художественно-философских, семейно-бытовых форм. Здесь уничтожено имущество, эксплуатация, традиционная семья, коммунары ведут аскетический образ жизни (жен нет, остались одни сподвижницы), из Чевенгура изгнано традиционное искусство. Чевенгурцы пытаются уничтожить даже ночь с ее спутницей луной. Все это делается ради счастья и конечной победы над смертью, разрушающей «вещество существования».

Проблема счастья – одна из основных проблем в «Чевенгуре». Думая о социализме, который еще только предстоит построить, платоновский герой Дванов представляет его как всеобщее изобилие, покой и счастье. Чевенгурские коммунары частично осуществили такой идеал в своей жизни. По их мнению, счастье исключает труд, строительство, денежное обращение, развитие науки и просвещения. В Чевенгуре не трудятся и не учатся из идейных соображений, так как труд способствует происхождению имущества, а имущество – угнетению, наука же «всей буржуазии даст обратный поворот…». Единственный труженик в коммуне – солнце.

Стоящий во главе Чевенгура ветеринар Чепурный сам не читал Маркса, но нахватался на митингах и собраниях марксистских лозунгов и агитирует. Не обремененный познаниями Копенкин, путающий слова «термины» и «тернии», мечтает о том, что в Советской России неграмотные когда-нибудь «постановят отучить грамотных от букв – для всеобщего равенства… Тем больше, что отучить редких от грамоты сподручней, чем выучить всех сначала». Писатель показывает здесь те стремление к уравниловке, упрощение и примитивизацию социальной и духовной жизни, которые являлись основными тенденциями в советском обществе в 1920—1930-е гг., против чего резко протестовал и Замятин в романе «Мы».

Чевенгурцы, презирающие материальные блага, гордятся тем, что они «голые коммунисты», и все свои силы сосредоточивают на товариществе. Саша Дванов, видимо, выражая идеологическую точку зрения автора, догадывается, что коммунизм для чевенгурцев есть конец истории.

Кошмарными апокалиптическими мотивами пронизаны сцены организации «второго пришествия» для буржуазии, – описание двойного расстрела буржуев (чтобы их души не могли воскреснуть) и последовавшего за ним уничтожения их семей. Платонов показывает разрыв коммунистической утопии с прошлым.

Неоднозначным является отношение писателя к уничтожению традиционной семьи и дома. Платоновские чевенгурцы выдирают дома из их «почвы» и переносят на другое место, надеясь тем самым изменить и традиционный семейный уклад, ведь дом является средоточием жизни семьи. У них возникает своеобразное братство «душевных бедняков» и «прочих» (нищих и сирот, приведенных Прокофием Двановым в Чевенгур), живущих в одном просторном доме, при этом главной профессией чевенгурцев становится «душа человека…. А продукт ее – дружба и товарищество!». С одной стороны, писатель, считавший высшими формами любви чувство к матери, сестре и невесте, разделяет подобные нравственно-этические искания. С другой – показывает их бесперспективность: не случайно коммунары потребовали в конце концов привести им жен. Так утопия постепенно превращается в роман об утрате иллюзий, в антиутопию.

Главная трагедия и опасность чевенгурцев в том, что они не жизненны, уничтожают вокруг все живое. В их самоотречении проявляется та же варварская жестокость, что и в массовом убийстве «буржуев». Не удается им и сокрушить смерть и тем самым осуществить в жизни федоровский проект воскрешения отцов, утопическую мечту соединения всего человечества. (В лекции звучит как отсутствие границы между живыми и неживыми. Живое и неживое принципиально неразличимы)

Это видно в символическом эпизоде смерти ребенка у попавшей в Чевенгур нищенки. Чепурный тщетно пытался совершить чудо – воскресить умершего. После этого в чевенгурской коммуне разочаровываются и Копенкин, и Саша. Первый приходит к такому выводу: «Тут зараза, а не коммунизм», а Саша Дванов видит причину неудачи чевенгурцев в следующем: «Здесь <…> ведь не механизм лежит, здесь люди живут, их не наладишь, пока они сами не устроятся. Я раньше думал, что революция – паровоз, а теперь вижу – нет». Гибель всех чевенгурцев, кроме советского инквизитора Прокофия Дванова, в бою за город от рук бандитов – символизирует гибель вдохновлявшей их идеи. Отлична от судеб коммунаров только судьба Саши.

Его позиция лишь частично совпадала с позицией чевенгурцев, поэтому он, увидев, что их деяния ведут к распаду и хаосу, возобновляет свои поиски истины. Его поведение соответствует высказыванию в одной из ранних статей Платонова: «Мы коммунисты, но не фанатики коммунизма. И знаем, что коммунизм есть только волна в океане вечности истории». Единственное, что остается Александру Дванову, - остановить, замкнуть в кольцо свое личное время. Последняя сцена романа - возвращение героя в оставленное далеко позади, остановленное прошлое "Происхождения мастера". Он встречает на пути горбатого старика Кондаева, слышит звук знакомого колокола, находит на берегу забытую в детстве удочку со скелетом маленькой рыбы. Он уходит в озеро путем отца - то ли в смерть, то ли в невидимый Китеж, который так и не удалось сделать реальностью.

Чевенгур - пуст. На развалинах мировой мечты остается Прошка "среди всего доставшегося ему имущества".

(из лекции) Главные герои со своими утопическими мыслями попадают в утопический город Чевенгур. В Чевенгуре остается 14 человек. Остальных расстреляли: вначале буржуев, потом полубуржуев. Так образовывается «идеальный» город.

Основная профессия там душа. Солнце у них вечный пролетарий, оно и работает. Сами жители не работают. Сначала они подъедают все, что осталось от кулаков. Потом питаются тем, что растет на земле, т.е. травой. Работы нет. Пахоты нет. Еды нет. На субботниках они переставляют с места на место дома и сад (но зрелые деревья пересадить нельзя, он погибает). Мир Чевенгура выпал из времени: жив сад, кое-как живы люди, стоят дома. Сталкивается внутр. и внешний мир. Для самих чевенгурцев такая картина жизни естественна и нормальна, но наблюдатель (автор) описывает это как абсурд. Коммуна проходит полный свой путь развития и погибает. В городе занимаются только распылением и уничтожением. Ценность семьи, близких людей в этом городе нет. (появляется потребность работать, т.е. то, от чего они отказывались). В более поздних произведениях Платонова, где описывается мирное время, даже тут, герою труд будет стоить всех его сил.

Кто нападает на Ч. – непонятно. Условно эту силу П. связывает с казаками и белогвардейцами.

Как и в «Котловане», в «Ч» главный упрек – страна живет утопией, а не тем, что можно осуществить. Но Платонов симпатизирует своим героям, у него нет обличительной интонации. Разница к чему стремятся люди и как устроен мир. Был большой энтузиазм, кот. объединял людей. Платонов отталкивался от идеи буд. счастья, но при этом, не отказывался видеть то, что творится сейчас (гос. машина не работает, людям надо еще поработать над своим счастьем). Мир, кот. изображен у П. гротескный, утопический, невозможный противопоставлен здравому смыслу.

Мастер и машина в творчестве Платонова. (из лекции) Отношение к машинам и механизмам восходит к Захару Павловичу. З.П. большую часть жизни имеет трепетное отношение к механизмам. Механизмы с его т.з. все совершенны. Эти мысли близки П. лет пять назад. Отношение к миру механизмов меняется, когда он встречает Прошку (эпизод их встречи рядом с ж/д путями, его мысли, что на этих паровозах все равно ездят ленивые, богатые….). И на старости лет, он понимает, что ему дороги несколько людей.

(Из инета). Появившийся из природы мастер Захар Павлович откликается на звук паровозного гудка и приобщается "к той истинной стране, где железные дюймы побеждают земляные версты". "Одиноким Захар Павлович и не был - машины были для него людьми и постоянно возбуждали в нем чувства, мысли и пожелания".

Из той же породы людей машинист-наставник, влюбленный в паровозы, как в женщин, и гибнущий от этой разделенной любви.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: