Тема. Игровая деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.
План
Введение.
Основная часть.
1. Особенности психического развития ребенка при нормальном и нарушенном развитии.
2. Особенности становления игры дошкольника.
3. Формирование игровой деятельности при нарушенном развитии.
4. Основные методы обучения игре нормально развивающихся и отклоняющихся в развитии дошкольников.
5. Коррекционные возможности игровой деятельности.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Критерии оценки реферата:
· соответствие теме;
· глубина изучения и обобщения материала;
· адекватность выбора и полнота использования литературных источников;
· правильность оформления реферата.
Вопросы к зачету
1. Показатели отклонений в развитии ребенка первого года жизни.
2. Актуальные проблемы оказания педагогической помощи дошкольникам с отклонениями в развитии.
3. Организация педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ в России и за рубежом.
4. Комплектование специальных дошкольных учреждений.
5. Интеграционные тенденции в специальном образовании детей дошкольного возраста. Модели интегрированного обучения.
6. Структура специальных дошкольных учреждений. Детские сады комбинированного и компенсирующего вида.
7. Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в структуре коррекционно-педагогической работы с дошкольниками.
8. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОВЗ.
9. Ведущие виды деятельности у нормально развивающегося и дошкольника с ОВЗ.
10.Манипулятивная деятельность, особенности ее развития и формирования у нормально развивающегося и дошкольника с ОВЗ.
11.Предметная деятельность, особенности ее развития и формирования у нормально развивающегося и дошкольника с ОВЗ.
12.Игровая деятельность, особенности ее развития и формирования у нормально развивающегося и дошкольника с ОВЗ.
13. Продуктивные виды деятельности, особенности их развития и формирования у нормально развивающегося и дошкольника с ОВЗ.
14. Трудовая деятельность, особенности ее формирования у нормально развивающегося и дошкольника с ОВЗ.
15. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с нарушениями речи.
16.Коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями речи в условиях ДОУ.
17.Речевые нарушения у детей дошкольного возраста.
18. Работа логопеда в дошкольных учреждениях для нормально развивающихся и дошкольников с ОВЗ.
19. Лечебно-оздоровительная работа и охранительно-педагогический режим в СДОУ.
20.Коррекционная направленность обучения и воспитания в специальных дошкольных учреждениях.
21.Современные компьютерные технологии в обучении дошкольников с проблемами в развитии.
22. Программное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении (анализ одной из программ).
23. Особенности построения и содержательные компоненты образовательных программ в специальном дошкольном учреждении.
24. Задачи, содержание, формы работы с семьёй в условиях СДОУ.
25. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях специального детского сада.
26.Роль семьи в воспитании ребенка раннего и дошкольного возраста с проблемами в развитии.
27.Функциональные обязанности и взаимосвязь в работе специалистов и воспитателей в специальном детском саду.
28.Работа с родителями в специальных детских дошкольных учреждениях.
29. Работа психолога в специальном дошкольном детском учреждении. Психологическая готовность дошкольника ОВЗ к обучению в школе.
30. Подготовка дошкольников с ОВЗ к обучению в школе.
7.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);
а) основная литература
- Екжанова, Елена Анатольевна. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии [Текст]: науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2013. - 336 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-9925-0826-0.
- Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве [Электронный ресурс]: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (18–20 апреля 2013 г.)/ Е.Ф. Архипова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2013.— 196 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/26581.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебник. Направления подготовки: 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование». Профиль «Дошкольная дефектология»; 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль «Психология образования». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр/ А.А. Наумов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 303 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/32093.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений/ В.И. Селиверстов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 319 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/36872.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Турченко, Вера Ивановна. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / В. И. Турченко; МПСУ. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА: МПСУ, 2013. - 256 с. - ISBN 978-5-9770-0707-8.74 - Т 89
- Стребелева, Елена Антоновна. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст]: учеб. / Е. А. Стребелева. - М.: ПАРАДИГМА, 2012. - 256 с.: ил., табл. - (Специальная коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-4214-0017-2.74.3 - С 84
б) дополнительная литература
1. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики [Текст]. Вып. 2 / под общ. ред. Ж. В. Антиповой; МПСУ. - М.: МПСУ, 2014. - 300 с. - ISBN 978-5-9770-0802-9.74.3 - А 43
2. Астапов, Валерий Михайлович. Коррекционная педагогика с основами нейро и патопсихологии [Текст]: учеб. пособие / В. М. Астапов; МПСИ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 232 с. - (Б-ка педагога-практика). - ISBN 978-5-89502-407-2.74.3 - А 91
3. Брязгунов, Игорь Павлович. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь [Текст]: учеб. пособие / под ред. М. М. Безруких; МПСИ. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. - 248 с. - (Б-ка студента). - ISBN 978-5-9770-0383-4.88.8 - Д 38
4. Давидович, Людмила Рафаиловна. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии [Текст]: кн. для педагогов и родителей / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко, Ж. В. Антипова, МПСУ. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2014. - 216 с. - ISBN 978-5-9770-0693-4.74.3 - Д 13
5. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]: кн. для логопеда / С. А. Миронова. - М.: Сфера, 2007. - 192 с. - (Логопед в ДОУ).74.3 - М 64
6. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 262 с. - ISBN 978-5-88923-342-8.
7. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / под ред. О. В. Токарь, Т. Т. Зимаревой, Н. Е. Липай; МПСИ. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 152 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-9770-0371-1.88.8 - П 86
8. Староверова, Марина Семеновна. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы [Текст]: практ. материалы / М. С. Староверова, О. И. Кузнецова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 143 с. - (Пособие для психологов и педагогов). - ISBN 978-5-691-1919-7.74.3 - С 77
9. Стребелева, Елена Антоновна. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии [Текст]: пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ПАРАДИГМА, 2010. - 72 с.: ил. - (Специальная коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-4214-0009-7.74.3 - С 84
10. Цветков, Андрей Владимирович. Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию [Текст] / А. В. Цветков. - М.: Спорт и Культура, 2012. - 104 с.88.8 - Ц 27
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля).
Лекционная аудитория (оборудованная видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющая выход в Интернет), помещение для проведения семинарских и практических занятий (оборудованное учебной мебелью), библиотека (имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и Интернет.
Проверка домашних заданий, самостоятельной работы и консультирование посредством электронной почты
Использование слайд-презентаций при проведении лекционных и практических занятий
При подготовке учебным занятиям студенты пользуются доступом к электронным библиотекам МПСУ elibrary.ry, IPRbooks.
● eqworld.ipmnet.ru – Раздел «Специальное обучение и воспитание». Приведены интересные статьи, даны ссылки на дефектологические сайты, программы, электронные библиотеки и др. Можно скачать большое количество книг (формат pdf и djvu), в т.ч. труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам специальной педагогики и психологии.
● dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.
1. Logoped.ru - Учебные пособия и дидактические материалы для студентов и логопедов-практиков: Логопедия. Специальная педагогика. Логопедические и специально-педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. и др.
● Psychiatr-spb.narod.ru|index.files|page5903.htm – Лекции, методические материалы, учебно-методические пособия по учеб. дисциплине «Специальная педагогика» и др.