Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанной на их экономической характеристике и обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов.
Бюджетная классификация включает:
классификацию доходов;
классификацию расходов, в том числе функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицита;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита;
классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления;
классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.
Функциональная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей направление средств на выполнение основных функций государства.
Функциональная классификация расходов состоит из четырех уровней.
Первым уровнем функциональной классификации расходов являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства.
Вторым уровнем функциональной классификации расходов являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области.
|
Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов.
Четвертый уровень функциональной классификации расходов образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.
Функциональная классификация расходов по видам и параграфам утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.
Расходы республиканского и местных бюджетов по функциональной классификации расходов при их утверждении предусматриваются по разделам, подразделам и видам (Приложение 1).
Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей распределение средств по государственным органам и организациям, являющимся распорядителями средств, в соответствии с законодательством Республики Беларусь (Приложение 2).
Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, финансируемых из республиканского бюджета, утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.
Ведомственная классификация расходов местных бюджетов областного уровня, государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местных бюджетов областного уровня, внебюджетных средств бюджетных организаций, финансируемых из местных бюджетов областного уровня, утверждается соответствующими исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.
|
Ведомственная классификация расходов местных бюджетов базового и первичного уровней, государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местных бюджетов базового и первичного уровней, внебюджетных средств бюджетных организаций, финансируемых из местных бюджетов базового и первичного уровней, утверждается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами.
Расходы республиканского и местных бюджетов предусматриваются при их утверждении по ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам.
Экономическая классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по их экономическому содержанию (Приложение 3).
Экономическая классификация расходов утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.
Программная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям).
|
Программная классификация расходов утверждается Министерством финансов Республики Беларусь и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.
Бюджетная классификация является единой и применяется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций.
Расходы бюджетных организаций на выполнение установленных планов работ являются одним из основных объектов бухгалтерского учета. Расходы организаций не всегда совпадают с расходами бюджета. В частности, величина денежных средств, перечисленных поставщикам материалов, характеризует сумму расходов бюджета, но для организации – это изменение состава хозяйственных средств (денежные средства на счете в банке – материалы на складе) без реального расхода средств.
Исходя из двойственного характера расходов бюджетных организаций, они подразделяются на кассовые расходы по бюджетному финансированию и фактические расходы.
Кассовый расход – это операция по списанию средств со счета в банке или со счета органа казначейства в оплату обязательств организации, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета.
В организациях, не финансируемых через казначейскую систему, кассовыми расходами считаются все выплаты, произведенные с текущих счетов в банке, как наличными деньгами, так и путем безналичных перечислений. Возврат денежных средств на счета в банке приводит к восстановлению (уменьшению) кассовых расходов по бюджетному финансированию. К кассовым расходам не относятся операции по получению финансирования и возврату его в соответствующий бюджет; по перечислению средств подведомственным организациям в порядке финансирования; по списанию средств со счета за счет прочих поступлений, кроме бюджетного финансирования.
В организациях, финансируемых через казначейскую систему, кассовыми расходами считаются расходы, оплаченные с текущего счета территориального органа казначейства и с текущих счетов организаций в банке. Возврат денежных средств на счет территориального органа казначейства восстанавливает (уменьшает) кассовые расходы.
Перечисление денежных средств со счета казначейства и зачисление их на текущий счет организации в банке кассовым расходом не является. Указанные средства учитываются в составе кассовых расходов при списании их со счета в банке (например, при получении наличных денежных средств на выплату заработной платы, стипендий, авансов на командировки).
Возврату (перечислению) на счет территориального органа казначейства подлежат денежные средства, поступившие на текущий счет организации в банке на восстановление бюджетного финансирования текущего года. Организациями, финасируемыми из республиканского бюджета, перечисление производится в течение двух рабочих дней и обязательно в последний рабочий день месяца. Организации, финансируемые из местного бюджета, могут использовать поступившие средства в течение трех рабочих дней, не считая дня зачисления, без оформления документов через органы казначейства, но только для оплаты расходов по тем элементам, на восстановление которых поступили средства на счет в банке. При отсутствии потребности в таких расходах поступившие средства также перечисляются на счет органа казначейства.
Суммы, поступившие на текущий счет в банке на восстановление бюджетного финансирования прошлых лет, подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета через транзитные счета налоговых органов по месту обслуживания.
На текущий счет организации могут поступать средства, не связанные с восстановлением кассовых расходов по бюджетному финансированию, например плата банков за пользование денежными средствами, ошибочно перечисленные поступления и др. Такие средства используются или перечисляются в соответствии с их назначением. Например, ошибочно перечисленные поступления должны быть возвращены тем организациям (предприятиям), которые их ошибочно перечислили; плата банков, зачисленная на текущий счет организации за пользование денежными средствами, должна быть перечислена в доход соответствующего бюджета.
Следовательно, не все средства, поступающие на текущий счет в банке и перечисленные со счета, имеют отношение к кассовым расходам по бюджетному финансированию.
Фактическими расходами считаются действительные затраты организации, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, по начисленной заработной плате и стипендиям.
Эти расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения смет расходов в разрезе подразделений бюджетной классификации (по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела в разрезе статей, подстатей, элементов).
В процессе производственной деятельности организаций, финансируемых из бюджета, часто возникают ситуации, когда на текущие счета распорядителей средств, кроме средств бюджетного финансирования, зачисляются суммы, поступившие на восстановление кассовых расходов по бюджетному финансированию. Сегодня в этом вопросе существует 2 различных подхода, которые определены нормативными документами: в отношении организаций, финансируемых из республиканского бюджета, и в отношении организаций, финансируемых за счет местных бюджетов. Рассмотрим оба этих подхода.