Инструкция к выполнению практической работы




Рекомендации

Уважаемые студенты, выполняйте выданные вам задания по расписанию, чтобы не создавать долгов.

Группы 141, 142 ДО
Дисциплина ОП.09 Основы специальной педагогики и специальной психологии.
Дата занятия 2.10.2020
Преподаватель Харлова Елена Викторовна
Способ коммуникации взаимодействие по электронной почте slavassrharlov@mail.ru eharlova59@gmail.ru
Сроки выполнения Сделать краткий конспект с 2.10.2020 – 9.10.2020
Тема: Особенности коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
Дополнительная информация Количество часов:1
Цель работы:выявить особенности коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

 

1. Теоретический блок:

Источники для изучения:

1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для академического бакалавриата / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 295с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс)(библиотека).

2. Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 400 с.. текст электоронный URL:https://uchebnikfree.com/pedagogika-spetsialnaya-uchebniki/spetsialnaya-pedagogika-uchebnika.html

Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать корркционно-педагогическую помощь в таких специальных учреждениях, как:

• ясли-сад для детей с нарушениями речи,

• детский сад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении – логопедические),

• группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида),

• государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа-детский сад» для детей с нарушениями речи,

• логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).

Основные направления работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений -

• коррекция речевого нарушения;

• подготовка к обучению в общеобразовательной школе;

• детей с тяжелыми нарушениями речи – в специальной школе.

Типовым положением определены профили специальных логопедических групп.

Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10–12 человек. Группы работали по специальным адаптированным ппрограммам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. На сегодняшний день учреждения работают на основе адаптированных программ. Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную групп, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп 12–14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А. Каше, а для старшей – Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2–3 лет. Наполняемость групп 8-10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А. Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А. Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно-практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование. Дошкольные учреждения разрабатывают рабочую программу в соответствии ФГОС ДО, опираясь на учебно-методические комплексы, разработанные ранее и примерные адаптированные программы, представленные в реестре(ссылка:https://fgosreestr.ru см. приложение)

Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи в специальных детских садах включает традиционные для дошкольного воспитания разделы: игра, труд, физическое и музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и конструирование.

Развитие речи – специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитания и обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, ГА. Каше, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова и др.). В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:

структурные – осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;

функциональные – формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);

когнитивные – формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально-речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата.

Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.

Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:

– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

– формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе;

– принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:

– от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;

– принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;

– принцип обеспечения активной речевой практики.

В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий:

– взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;

– ситуативно-тематическую организацию языкового материала;

– концентричность в подаче и закреплении речевого материала;

– опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;

– подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

Основные особенности познавательной сферы детей с речевыми нарушениями: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.

Опыт многолетней работы специальных логопедических групп доказал их высокую эффективность: около 80 % выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20 % – в специальных учебных заведениях).

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов на сегодняшний день нет. Разработано «Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК; число занимающихся на логопункте должно составлять не менее 25–30 человек в год. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю и носит индивидуальный или подгрупповой характер. Состав детей подвижный.

Критерии оценивания: зачет/не зачет

Рекомендации

Уважаемые студенты, выполняйте выданные вам задания по расписанию, чтобы не создавать долгов.

 

Группы 141, 142 ДО
Дисциплина ОП.09 Основы специальной педагогики и специальной психологии.
Дата занятия 2.10.2020
Преподаватель Харлова Елена Викторовна
Способ коммуникации взаимодействие по электронной почте slavassrharlov@mail.ru eharlova59@gmail.ru
Сроки выполнения Познакомится с теоретическими положениями и выписать психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений. с 2.10.2020 – 9.10.2020
Тема: КСР №4 Изучение психоого - педагогической классификации речевых нарушений.
Дополнительная информация Количество часов: 1
Цель работы:познакомится с многообразием классификаций речевых нарушений.

 

Источники для изучения:

1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для академического бакалавриата / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 295с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс)(библиотека).

2. Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 400 с.. текст электоронный URL:https://uchebnikfree.com/pedagogika-spetsialnaya-uchebniki/spetsialnaya-pedagogika-uchebnika.html

Инструкция к выполнению практической работы

В ыпишите психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений в тетрадь. Сравните с клинико - педагогической классификацией.

Критерии оценивания:

Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
3 4 знать классификацию нарушений в развитии и поведении детей У 6 находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития воспитателя детей дошкольного возраста Конспект созданный в установленные сроки, с выделением понятий.Есть   Конспект созданный в установленные сроки, без выделением понятий.   В конспект представлен в неустановленные сроки,, понятия не выделены. «5»     «4»     «3»

Рекомендации:

Уважаемые студенты, выполняйте выданные вам задания по расписанию, чтобы не создавать долгов.

 

Группы 141, 142 ДО
Дисциплина ОП.09 Основы специальной педагогики и специальной психологии.
Дата занятия 2.10.2020
Преподаватель Харлова Елена Викторовна
Способ коммуникации взаимодействие по электронной почте slavassrharlov@mail.ru eharlova59@gmail.ru
Сроки выполнения Познакомиться адаптированной программой с 2.10.2020 – 9.10.2020
Тема: КСР №5 Анализ адаптированной программы
Дополнительная информация Количество часов: 1
Цель работы:формирование у студента умения анализировать программы для коррекции речи.

 

Источники для изучения:

1.Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической̆ группе детского сада для детей̆ с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Санкт -Петербург 2014 г.

2. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018. - 240с.

3. Примерная адаптированная основная образовательная программа для до-

школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, текст электронный (ссылка:https://fgosreestr.ru см. приложение).

Инструкции к выполнению:

Анализ по вопросам:

1. Выберите программу из предложенного списка; назовите авторов программы, год издания, издательство.

2. Познакомьтесь с аннотацией, ответьте на вопрос «Для какой категории предназначена программа, каковы ее ведущие цели?»

3. Прочитайте оглавление, ответьте на вопрос «Какова структура программы?»

4. В чем отличие этой программы от уже известных вам программ?

Результаты КСР, подлежащие проверке:

Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
У 6 находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития воспитателя детей дошкольного возраста У4 определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в связи с характером дефекта развития или патологии Критерии оценки анализа программы точный, полный анализ в тетради Выполнение требований анализа программы

 

Рекомендации: Уважаемые студенты, выполняйте выданные вам задания по расписанию, чтобы не создавать долгов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: