Итоговая аттестация и государственный контроль (надзор) в сфере образования




Поскольку и итоговая аттестация и государственный контроль имеют схожую проблематику во взаимодействии со стандартом, мы сочли возможным для целей нашего рассмотрения их объединить. Понимая при этом разницу в этих инструментах и процедурах их реализации.

Итак, «итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы». Кажется что все понятно – в программе отражены результаты, для проверки достижения этих результатов создается инструмент по их определению, инструментом проводится измерение, которое отвечает на вопрос освоили учащиеся это содержание или нет, и если освоили, то насколько, или на каком уровне.

Однако статья закона, которая конкретизирует процедуры аттестации ситуацию меняет. В ней записано, что «государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта».

Примерно такая же ситуация в принятом законе с проведением государственного контроля (надзора) в сфере образования: «Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования…»

Здесь возникает некоторая нестыковка. В стандарте у нас требования к результатам, в программе сами результаты, в результате измерения мы получаем оценку результатов. Логично сравнивать результаты с результатами, а не результаты с требованиями к ним. Вопрос о том, насколько это корректно применительно к школьному обучению далеко не очевиден. Если мы рассмотрим прямую аналогию, то это даст нам возможность усомниться: представим что у нас есть требования к программе (любой, не обязательно образовательной), программа и результаты ее реализации. Предложение сравнивать результаты реализации программы не с программой, а с требованиями к ней кажется странными и нелогичными.

В случае государственного контроля к проблеме сравнения результата учащихся добавляется проблема «оценки соответствия образовательной деятельности» стандарту. То есть образовательная деятельность и стандарт должны сравниваться, но ведь в стандарте есть только требованиям к результатам, условиям и программам. Наверное, в данном случае можно трактовать определение этого соответствия как «в части регламентируемом образовательным стандартом», поскольку достаточно очевидно, что содержание образовательной деятельности гораздо шире, чем те требования, которые отражены в стандарте.

Посмотрим, как требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы определяет действующий стандарт. Он выделяет три группы результатов:

· личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

· метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

· предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Сегодня язык описания требований таков, что сделать инструмент для определения этих результатов оказывается невозможно. Специалисты по измерениям не знают, как определить «российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину».

Если весь этот комплекс является результатами обучения, то он и должен стать предметом единого государственного экзамена. Именно об этом говорит Статья 11 закона «Об образовании в Российской Федерации»: в части 2 «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».

В линейной ситуации, когда из стандарта формируется примерная программа, на ее основе программа образовательного учреждения можно было надеяться что на каждом этапе или при переходе от требований к результатам проходила бы поэтапная конкретизации описания результата - возможная поэтапная конкретизация целей на примере физической культуры приведена в следующей таблице:

Стандарт Примерная программа Программа организации
     
Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности. Владение гимнастическими упреждениями утренней гимнастики, умение самостоятельно реализовать упражнения разминочной паузы на уроке, знание упражнений для профилактики переутомления отдельных частей тала. Умение самостоятельно реализовать комплекс упражнений утренней гимнастики. Знание и реализация упражнений для опорного аппарата, глаз, профилактики общей утомляемости.

В ситуации нового закона, когда стандарт стал документом прямого действия, он, в части описания результатов, должен быть написан таким языком, чтобы дать возможность определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ стандарту, стать основой объективной оценки подготовки обучающихся независимо от формы получения образования и формы обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: