Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды.
квадрат;
треугольник;
круг;
ромб;
угол;
птичий косяк.
Упражнение «Встать по числу» (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)
Все участники садятся по кругу.
Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».
Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине – 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»
Упражнение «Арифмометр»
Участники группы сидят по кругу.
«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия («плюс» или «минус»), следующий – снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать «равно», и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю «семь», Лена – «плюс». Катя – «восемь». Юра – «минус», Олег – «два», Зина – «равно», и Таня называет число «тринадцать». Следующий участник, т.е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».
|
Для упрощения задачи можно договориться о том, что арифмометр только складывает и вычитает и делает это в пределах, например, пятидесяти.
Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а другие – знаки, поэтому после 2-3 кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.
В ходе выполнения упражнения тренер побуждает «считать» быстрее.
Упражнение мобилизует внимание, позволяет быстро включить участников в ситуацию тренинга, например, после короткого перерыва. При кажущейся, на первый взгляд, простоте далеко не всеми это задание выполняется с легкостью. Как правило, затруднения возникают у людей с недостаточно развитой способностью к концентрации внимания. В ходе упражнения они получают возможность осознать это и исправить свой недостаток.
Игра«Клавиатура».
Предназначена для детей старшего школьного возраста. Отлично подходит для тренинга в качестве упражнения для знакомства.
Цели: расшевелить незнакомый коллектив, в процессе игры познакомить детей друг с другом, активизировать их физическую и интеллектуальную деятельность.
Атрибуты: листы бумаги формата А4, на каждом из которых написана буква алфавита.
Ход игры: ведущий распределяет между участниками буквы алфавита. Когда игроков мало, каждому достается по 5-8 букв, что нормально для детей данного возраста. После этого ведущий начинает по очереди называть имена присутствующих ребят. Участники, в свою очередь, поднимают вверх соответствующие буквы. К примеру, дети набирают на вымышленной клавиатуре имя «Анна», поднимая вверх таблички с буквами. Делать это надо быстро и безошибочно. Обладатель «распечатанного» имени получает бирку с ним. Игра продолжается до тех пор, пока дети не перезнакомятся. Неожиданным моментом для «наборщиков» становится «распечатывание» имени и отчества ведущего. Самые активные «буковки» получают призы.
Адаптировать данную игру для детей младшего школьного или дошкольного возраста несложно. Замените длинные имена простыми одно- и двуслоговыми словами, тогда у деток в руках окажется всего по одной букве, с которыми они легко управятся. Игра подвижная и увлекает даже взрослого.
ПОИСК АССОЦИАЦИЙ
|
Цель: развитие ассоциативной функции воображения.
Форма проведения: групповая (6-10 школьников).
Возраст: 9-10 лет.
Материал: бумага, карандаши.
Ход игры: Берется какое-либо словосочетание или фраза, например: «Самолет взлетает, пристегните ремни». Нужно за ограниченное время выписать в столбик как можно больше ассоциаций, которые она вызывает. Ассоциации могут быть как банальными (стюардесса, автомобильные ремни), так и достаточно нестандартными (перед началом любого дела подстрахуйся; а птица в полете ничем не пристегивается и др.), но в любом случае они должны быть тесно связаны по смыслу с исходной фразой (слишком отдаленные и индивидуальные ассоциации, наподобие «у моего соседа бортмеханика Петрова черные усы», не засчитываются). Побеждает тот, у кого больше таких ассоциаций, которые не встречаются у других игроков.Комментарии: В этой игре развивается ассоциативный фундамент воображения, улучшаются такие качества ассоциативного потока, как его широта, глубина, скорость и управляемость, лежащие в основе многих видов творчества.
|
Упражнение №1. «Групповое животное»
Цель: включение участников тренинга в групповой процесс, «включение» интеграционных процессов, снижение уровня тревоги, изучение структуры группы.
Материалы: стандартные листы белой бумаги и простые карандаши (по количеству членов группы), 5–6 половинок и один целый лист ватмана.
Процедура: возьмите по листу бумаги и простому карандашу и расположитесь так, чтобы было удобно рисовать. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. После окончания рисования группа образует общий круг. Каждый рассказывает о своем животном: как оно называется, где живет, чем питается, с кем дружит, и др. Теперь участники встают, ходят по комнате, еще раз смотрят на окружающих их несуществующих животных. А теперь участникам необходимо объединиться в «стада» с теми животными, с которыми им хочется. Объединившись необходимо обсудить: что стало причиной объединения ваших животных, что в них общего, чем они отличаются? Далее необходимо придумать какой - нибудь девиз или лозунг, который хоть как - то характеризовал бы ваше сообщество. Выбирается «вожак», который представляет свое сообщество группе. Далее сообществам необходимо на половинке ватмана нарисовать одно животное, которое получилось бы слияния всех животных вашего сообщества. В рисовании участвуют все. Так же как в предыдущем задании надо придумать ему несуществующее название.
Снижение страха социальных контактов.
Упражнение№1 «Все у кого».
Цель: формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу, разминка.
Процедура: участники садятся в круг на стульчики и по очереди предлагают выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее. Если дети еще не знакомы с игрой, психолог первые несколько раз сам выступает в роли ведущего и дает детям задания.
Примеры:
Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.
Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
Пусть погладят себя по голове все, кто съел весь завтрак.
Пусть улыбнуться все, у кого есть собака.
Пусть скажут «гав» все, кто живет выше пятого этажа.