Клинико-психологическая характеристика детей с нарушением интеллекта




Легкая у/о - это наименьшая степень психического недоразвития, наиболее распространенная форма и составляет около 75- 85 % от всей популяции умственно отсталых. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний является эндогенными или семейно-наследственными по своему происхождению.

Ощущения и восприятие формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот ядерный симптом оказывает влияние на все психическое развитие. Психологи указывают на замедленный и суженный объем зрительного восприятия. Восприятие проявляется в неспособности различать сходные предметы при попытке их узнать (кошка ими не отличается от белки, компас от часов).

Однако, обнаружены ухудшение концентрации внимания, что в свою очередь приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей мыслительной деятельности. В связи с чем около 50% умственно отсталых детей либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Произвольное внимание вырабатывается с большим трудом. Изменение устойчивости внимания может быть связано с нарушением баланса возбуждения и торможения. Наблюдается нарушение переключаемости внимания, т.е расстройство перехода от одной деятельности (задания) к другой (соскальзывание).

Они обладают удовлетворительным вниманием и памятью.

Расстройства памяти объясняется слабостью замыкательной функции коры. Они неточно воспроизводят материал. Все новое усваивают очень медленно лишь после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Расстройство мышления основной признак умственной отсталости. Снижен уровень обобщения, страдает анализ и синтез. При сравнении предметов часто соскальзывают на простое описание. Имеется способность к образованию простых понятий, мышление остается преимущественно конкретным, привязанным к ситуации. Овладев представлениями о времени, пространстве, причинности (что недоступно для других степеней умственной отсталости), эти дети обнаруживают сниженную способность ориентироваться в новой для них обстановке, уловить смысл предъявленной картинки. Мышление характеризуется своей лабильностью и инертностью. Лабильность выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений у расторможенных ребят. Инертность – это затрудненность переключения с одной мысли на другую, т.е. вязкость, проявляется замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. Нарушена критичность мышления, т.е. отсутствует контроль своих действий и коррекции допущенных ошибок.

Около 40-60% детей этой группы имеют речевые нарушения. Обнаруживается значительное запаздывание развития речи. Двигательный навык речи и слуховое различение звуков возникает позже чем в норме (примерно к 3-4 годам). Нередко нарушается формирование фонематического слуха. Грамматический строй характеризуется односложностью фраз, нарушением согласованности слов в предложениях.

Заметим, что с программой специальной школы 8 вида эти дети справляются успешно, социальный прогноз на будущее весьма положителен.

 

IQ DSM – III Международная система Российская система
71 и выше норма норма
50-70 Легкая умственная отсталость. Затруднения в учении. F 70 Дебильность F70
Легкая умственная отсталость характеризуется умеренной отсталостью, но способностью использовать речь в повседневных целях. Такие люди способны себя обслужить (прием пищи, умывание. Одевание, контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря). Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, особенно при усвоении чтения и письма. Они способны к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающие в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы людей с нормальным уровнем интеллектуальности.  

 

35-49 Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении. F71 Имбецильность F71
У лиц этой категории отмечается замедленное развитие и понимание речи; отставания в развитии моторики и навыков самообслуживания. Некоторые из лиц с умеренной умственной отсталостью нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. В зрелом возрасте такие люди обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее такие люди в общем полностью мобильны и физически активны, большинство из них обнаруживают признаки социального развития. У одних лиц с умеренной умственной отсталостью наблюдается высокий уровень оценок по тестам на зрительно-пространственные функции и низкие оценки по речевым тестам, у других – наоборот. То есть одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом лишь достаточным для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые пациенты никогда не используют речь, хотя и могут понимать простые инструкции. У большинства лиц с умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая этиология. В специальных классах, существующих почти при всех специальных школах VIII вида, обучаются дети имбецилы. Они не усваивают общих понятий, правил арифметики и грамматики. За много лет школьного обучения с трудом усваивают лишь элементарные навыки чтения и письма. Трудно, но практически возможно приспособить их к выполнению некоторых видов производительного труда.
25-39 Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении. F 72 F72
По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. У большинства больных наблюдаются двигательные нарушения или другие сопутствующие дефекты. У них почти не развита речь, отсутствуют навыки самообслуживания, нарушена координация движений. Такие дети нуждаются в уходе. Они не подлежат обучению в школе. Однако у них можно воспитать элементарные навыки и умения в домашних условиях, если этим занимается олигофренопедагог. По мнению С.Я. Рубинштейн, при умелом подходе можно даже добиться значительных сдвигов в их состоянии.
20 и ниже Глубокая умственная осталость F 73
Больные этой рубрики весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких людей неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала. И с ними возможны лишь самые примитивные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или мало способны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи или надзоре, они не могут принимать участие в домашних или практических делах.
  Другая умственная отсталость F 7
Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты, глухонемоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.
  Неуточненная умственнаяотсталость F 79
Неуточненная умственная отсталость устанавливается в тех случаях, когда нет достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.

 

 

1.5 Сравнительная таблица Государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

I ступень

(Возрастная группа от 6 до 8 лет)

Наименование физического качества Виды испытаний №п/п Ин/нар МальчикиОсн/гр Ин/нар ДевочкиОсн/гр
  бр сер зол бр сер зол
1 Скоростные возможности Бег на 30м   7.4 6.9 7.0 6.7 6.7 5.9 7.5 7.2 7.1 7.0 6.8 6.2
2 Выносливость Или челночный бег 3 по 10м (с) (У лиц с и/н отсут)   10.4. 10.1. 9.2. 10.9. 10.7. 9.7.
Смешанное пересечение 1 км(мин,с)   7.40 б/у 7.10 б/у 6.40 б/у 8.05 б/у 7.35 б/у 7.05 б/у
Смешанное передвижение п пересеченной местности (Б/у времени) (км)*   1 1.5 1.2 1.5 1.5 1.5 1 1.5 1.2 1.5 1.5 1.5
Бег на лыжах(б/у времени)(км)*   1 2 1.2 2 1.5 2 1 2 1.2 2 1.5 2
Бег на лыхах 1 км (мин,сек)*   8,55 8,45 8,45 8.30 8,30 8,00 9.35 9,15 9.15 9.00 9.00 8.30
3 Сила Подтягивание из вича на высокой перекладине(кол-во раз)   1 2 2 3 3 4 нет нет нет
или сигибание и разгибание рук в упоре лежа но полу(кол-во раз)   5 7 7 9 9 17 2 4 4 5 6 11
или подтягивание из аиса лежа на низкой перекладине(кол-во раз)(у лиц с и/н отс)              
4 Гибкость Наклон вперед из положения И/н- сидя   -1          
Наклон вперед из положения О/гр - стоя   Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Достать пол ладонями Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Достать пол ладонями
5 Скоростно-силовые возможности Прыжок в длину с места толчок двумя ногами(см)*   100 115 110 120 120 140 88 110 92 115 100 135
Подтягивание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин)(у О/гр отс)              
6 Координационные способности Метание теннисного мяча в цель. Дистанция 6м(кол-во попаданий, % от максимума) *   2 из 40 2 6 из 60 3 4 из 80 4 1 из 20 2 2 из 40 3 6 из 60 4
Плавание без учета времени(м)*   4 10 6 10 10 15 4 10 6 10 10 15
Количесво видов испытаний(тестов) в возрастной группе 12 8 12 8 12 8 12 8 11 8 11 8 11 8

 

II ступень

(Возрастная группа от 9 до 10 лет)

Наименование физического качества Виды испытаний №п/п Ин/нар МальчикиОсн/гр Ин/нар ДевочкиОсн/гр
  бр сер зол бр сер зол
1 Скоростные возможности Бег на 30(только лица с ОВЗ) 1 6.8 6.6 6.2   6.8 6.4
Бег на 60м   12.0 13.1 11.6 12.7 10.5 12.3 12.9 13.2 12.3 12.9 11.0 12.5
2 Выносливость Бег на 1 км(мин, сек)(только лица с ОВЗ)   7,06 6,43 6,15 7,20 6,55 6,20
Бег на 2 км(Мин, сек) (только осн/гр)   6,30 6,10 4,50 6,50 6,30 6,00
Кросс(бег на пересеченной местности) Б/у(только у лиц с ОВЗ)   1,5 1,8 2,0 1,5 1,8 2,0
Кросс(бег на 2км по пересеченной местности)   б/у б/у б/у б/у б/у б/у
Бег на лыжах(б/у времени)(км)только у лиц с ОВЗ)   1.5 1.8   1.5 1.8  
Бег на лыхах 1 км (мин,сек)*   8.15 8.35 7.45 8.15 6.45 7.45 8.40 8.55 8.20 8.25 7.30 7.55
3 Сила Подтягивание из виса на высокой перекладине(кол-во раз)   2 2 3 3 5 4 нет нет нет
или подтягивание из виса на низкой перекладине(кол-во раз)(только для осн/гр)   нет нет нет      
или сигибание и разгибание рук в упоре лежа но полу(кол-во раз)   9 4 12 8 16 12 5 3 7 5 12 7
4 Гибкость Наклон вперед из положения ОВЗ - сидя              
Наклон вперед из положения О/гр - стоя   Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Достать пол ладонями Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Достать пол ладонями
5 Скоростно-силовые возможности Прыжок в длину с места толчок двумя ногами(см)*   1330 108 140 118 160 128 125 98 130 108 150 118
Прыжок в длину в разбега   190 168 220 184 290 232 190 142 200 168 260 202
Метание мяча весом 150гр(М)   30 10 35 14 40 18 18 8 21 10 26 16
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин)(Только у лиц с ОВЗ)              
6 Координационные способности Метание теннисного мяча в цель. Дистанция 6м(кол-во попаданий, % от максимума) (только у лиц с ОВЗ)   2 из 40 3 из 60 4 из 80 2 из 40 3 из 60 4 из 50
Плавание без учета времени(м)*   25 6 25 10 50 12 25 6 25 10 50 12
Количество видов испытаний(тестов) в возрастной группе   8 15 8 15 8 15 8 14 8 14 11 8

 

III ступень

(возраст от 11 до 12 лет)

Наименование физического качества Виды испытаний №п/п Ин/нар МальчикиОсн/гр Ин/нар ДевочкиОсн/гр
  бр сер зол бр сер зол
1 Скоростные возможности Бег на 30(только лица с ОВЗ) 1 6.4 6.3 5.7 6.8 6.4  
Бег на 60м   11.0 12.8 10.8 12.4 9.9 11.0 11.4 12.8 11.2 12.4 10.3 12.0
2 Выносливость Бег на 1,5км   8.35 9.35 7.55 8.55 7.10 7.52 8.55 10.10 8.35 9.45 8.00 8.20
Бег на 2 км(Мин, сек)   10.25 12.20 10.00 11.50 9.30 10.21 12.30 13.56 12.00 13.15 11.30 11.52
Бег на лыжах 3км(мин, сек)(только у осн гр)*   б.у. б.у. б.у. б.у. б.у. б.у.
Кросс(бег на пересеченной местности) Б/у*   3 1,5 3 2 3 2.5 3 1.5 3 2 3 2.5
Бег на лыжах(б/у времени)(км)только у лиц с ОВЗ)   1.5   2.5 1.5   2.5
Бег на лыжах 2 км (мин,сек)*   14,10 15,09 13,50 14,58 13,00 14,20 14,50 15,32 14,30 15,12 13,50 14,20
3 Сила Подтягивание из виса на высокой перекладине(кол-во раз)(только для осн гр)   3 3 4 4 7 5 нет нет нет
или подтягивание из виса на низкой перекладине(кол-во раз)(только для осн/гр)   нет нет нет      
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу(кол-во раз)   12 6 14 11 20 18 7 5 8 7 14 10
4 Гибкость Наклон вперед из положения ОВЗ - сидя              
Наклон вперед из положения О/гр - стоя   Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук
5 Скоростно-силовые возможности Прыжок в длину с места толчок двумя ногами(см)*   150 118 160 130 175 142 140 108 145 118 165 128
Прыжок в длину в разбега   280 216 290 224 330 264 240 198 260 202 300 238
Метание мяча весом 150гр(М)   25 18 28 22 34 26 14 12 18 12 22 20
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин)(Только у лиц с ОВЗ)              
6 Координационные способности Метание теннисного мяча в цель. Дистанция 6м(кол-во попаданий, % от максимума) (только у лиц с ОВЗ)   4 из 40 6 из 60 8 из 80 4 из 40 6 из 60 8 из 80
Плавание без учета времени(м)*   15 50 20 50 25 50 за 0,50 15 50 20 50 25 50 за 1,05
Туристический поход с проверкой туристических навыков   5 4 5 6 5 8 5 4 5 6 5 8
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой логтей на стол или стойку, дистанция 5 метров(очки)(только для лиц из осн гр)              
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой легтей о стол или стойку, дистанция 5м              
Количесво видов испытаний(тестов) в возрастной группе   10 17 10 17 10 17 10 16 10 16 10 16

 

 

IV ступень

(Возраст от 13 до 15 лет)

Наименование физического качества Виды испытаний №п/п Ин/нар МальчикиОсн/гр Ин/нар ДевочкиОсн/гр
  бр сер зол бр сер зол
1 Скоростные возможности Бег на 30(только лица с ОВЗ) 1 5.5 5.3 5.2 6.4 6,0 5.7
Бег на 60м   9,55 10.3 9.7 10.1 8.7 9.6 10.9 12.4 10.6 12,0 9.6 11.6
2 Выносливость Бег на 2 км   9.55 11.55 9.30 11.10 9.00 10.21 12.10 13.10 11.40 12.50 11.00 11.34
Бег на 3 км(Мин, сек)   б/у 16.20 б/у 15.50 б/у 15.20 нет 19.10 нет 17.40 нет 16.20
Бег на лыжах 3км(мин, сек)*   19,25 18,45 18,25 17,45 17,10 16,30 23,00 22,30 22,15 21,30 20,10 19,30
Кросс(бег на пересеченной местности) Б/у*(только у лиц с овз)   2,0 2,5 3,0 2,0 2,5 3,0
кросс на 3 км по пересеченной местности*(только для осн гр)   б.у. б.у. б.у. б.у. б.у. б.у.
Бег на лыжах на 5 км(только для осн.гр)   28,00 27,15 26,00 нет нет нет
Бег на лыжах(б/у времени)(км)только у лиц с ОВЗ)   1.5   2.5 1.5   2.5
Бег на лыжах 2 км (мин,сек)*   14,10 15,09 13,50 14,58 13,00 14,20 14,50 15,32 14,30 15,12 13,50 14,20
3 Сила Подтягивание из виса на высокой перекладине(кол-во раз)(только для осн гр)   4 4 6 6 10 8 нет нет нет
или подтягивание из виса на низкой перекладине(кол-во раз)(только для осн/гр)   нет нет нет      
сигибание и разгибание рук в упоре лежа но полу(кол-во раз)   нет 10 нет 16 нет 22 7 6 9 8 15 12
4 Гибкость Наклон вперед из положения ОВЗ - сидя              
Наклон вперед из положения О/гр - стоя   Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Достать пол ладонями Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук Касание пола пальцами рук
5 Скоростно-силовые возможности Прыжок в длину с места толчок двумя ногами(см)*   175 132 185 142 200 170 150 112 155 126 175 152
Прыжок в длину в разбега *   330 272 350 280 390 312 280 208   330 262
Метание мяча весом 150гр(М)*   30 20 35 26 40 30 18 14 21 19 26 22
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин)*   30 28 36 32 47 30 25 22 30 28 40 34
6 Координационные способности Метание теннисного мяча в цель. Дистанция 6м(кол-во попаданий, % от максимума) (только у лиц с ОВЗ)   5 из 50 7 из 70 8 из 80 5 из 50 7 из 70 8 из 80
Плавание без учета времени(м)*   50 25 50 35 0.43 50 50 25 50 35 50 1.05
Туристический поход с проверкой туристических навыков*   10 10 8 12 10 14 10 10 10 8 10 10
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой логтей на стол или стойку, дистанция 5 метров(очки)(только для лиц из осн гр)*              
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой легтей о стол или стойку, дистанция 5м*   18 13 25 18 30 23 18 13 25 18 30 23
Количесво видов испытаний(тестов) в возрастной группе   11 18 11 18 11 18 11 17 11 17 11 17

 

V ступень

(возраст от 16 до 17 лет)

Наименование физического качества Виды испытаний №п/п Ин/нар МальчикиОсн/гр Ин/нар ДевочкиОсн/гр
  бр сер зол бр сер зол
1 Скоростные возможности Бег на 30(только лица с ОВЗ) 1 5.2 5.1 4.9 6.1 5.8 5.4
Бег на 60мтолько у лиц с овз)   09-Jan 9.2 8.8   11.8 11.2
Бег на 100м   14.6 15.8 14.3 15.6 13.8 14.7 18.0 18.2 17.6 11.8 16.3 17.4
2 Выносливость     Бег на 2 км   9.20 11.25 8.50 10.50 7.50 9.35 11.50 12.45 11.20 12.15 9.50 11.00
Бег на 3 км(Мин, сек)   15.10 15.55 14.40 15.20 13.10 14.40 нет нет нет
Бег на лыжах 3км(мин, сек)*   нет нет нет 19.15 22.10 18.45 21.25 17.30 19.15
Кросс(бег на пересеченной местности) Б/у*   нет 3 нет 4 нет 5 3 2 3 2.5 3 3
кросс на 5 км по пересеченной местности*(только для осн гр)   б.у. б.у. б.у. б.у. б.у. б.у.
Бег на лыжах на 5 км(только для осн.гр)*   25,40 25,00 23,40 нет нет нет
Бег на лыжах(б/у времени)(км)только у лиц с ОВЗ)   1.5   2.5 1.5   2.5
3 Сила Подтягивание из виса на высокой перекладине(кол-во раз)(только для осн гр)   8 6 10 8 13 10 нет нет нет
или подтягивание из виса на низкой перекладине(кол-во раз)(только для осн/гр)   нет 15 нет 20 нет 25      
Рывок гири 16 кг(кол во- раз)   15 8 25 12 35 18 нет нет нет
сигибание и разгибание рук в упоре лежа но полу(кол-во раз)   нет 15 нет 20 нет 25 9 8 10 10 16 14
4 Гибкость Наклон вперед из положения ОВЗ - сидя              
Наклон вперед из положения О/гр - стоя              
5 Скоростно-силовые возможности Прыжок в длину с места толчок двумя ногами(см)*   200 158 210 166 230 182 160 126 170 144 185 162
Прыжок в длину в разбега *   360 296 380 312 440 352 310 222 320 242 360 302
Метание мяча весом 150гр(М)(только у лиц с ОВЗ)              
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин)*   30 20 40 30 50 40 20 15 30 20 40 30
6 Координационные способности Метание теннисного мяча в цель. Дистанция 6м(кол-во попаданий, % от максимума) (только у лиц с ОВЗ)   6 из 60 7 из 70 9 из 90 6 из60 7 из 70 9 из 90
Метание спортивного снаяряда весом 700г(только у осн.гр)(м)*   27,0     нет нет нет
Метание спортивного снаряда весом 500гр(м) 9только у осн.гр)*   нет нет нет      
Плавание без учета времени(м)*   50 30 50 40 0,41 50 50 30 50 40 1.10 50
Туристический поход с проверкой туристических навыков*   10 10 10 12 10 14 10 10 10 12 10 14
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой логтей на стол или стойку, дистанция 5 метров(очки)(только для лиц из осн гр)*              
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой легтей о стол или стойку, дистанция 5м*   13 15 25 20 30 20 18 15 25 20 30 25
Количесво видов испытаний(тестов) в возрастной группе   11 19 11 19 11 19 11 16 11 16 11 16

· Испытания по выбору у Осн. гр.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: