ИСТОРИЯ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК НА РУСИ
Глиняные фигурки были в ходу ещё до прихода христианства на территорию Древней Руси. Археологи во время раскопок обнаружили множество глиняных фигурок на земле таких крупных древнерусских городов как Киев, Коломна, Радонеж, Новгород и т.д.
В древности на Руси фигурки из глины служили оккультными символами. Позже они стали использоваться как игрушки для праздников, ярмарок, забав. Взрослые и дети с удовольствием посвистывали расписными зверюшками и куколками. Однако форму игрушки позаимствовали с далёких времён, когда они были предметами культа. Так, каждый образ несёт свой смысл: птица олицетворяет душу предков, а также является символом счастья и радости; конь считался главным оберегом, символ солнца; медведь – символ силы, могущества; баран, корова — плодородие, успех в ведении хозяйства; козёл – добрая сила; олень являлся оберегом, приносившим изобилие.
Чаще всего из глины лепились изображение бога Ярило, считавшегося богом солнца, богини Рожаницы – хранительницы домашнего очага, божественной птицы Сирин, символизирующей женское начало и т.д. Причем изображение бога вылепляли с определённой целью. А именно для того, чтобы визуализировать свою просьбу к нему.
Традиции вылепливания глиняные изображения богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в XVII– XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано:
|
«Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».
В XVIII – XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д. Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.
Далее...
ИСТОРИЯ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ
С давних пор на берегах реки Клязьмы, богатых месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины, – широко развивался гончарный промысел. Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 г. археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII – XVI столетий.
Проводивший раскопки Стародуба директор Владимирского краеведческого музея А.А. Иванов мог с уверенностью констатировать, что «гончарное производство пережило здесь длительный процесс развития». Наряду с глиняной посудой, местные мастера также традиционно изготавливали игрушки: свистульки различных форм, фигурки, изображавшие людей, животных и птиц. В своем отчёте о проведённых работах А.А. Иванов описывает одну из таких фигур:
|
«Головка глиняной статуэтки, изображающая простолюдина («холопа») в высокой шляпе типа войлочных с отогнутыми полями; профиль лица, осадка головы схвачены необыкновенно рельефно и живо. Высота головки – 4 см., окружность полей шляпы – 9 см. Статуэтка, от которой сохранилась головка, слеплена была, несомненно, руками местного мастера не позднее XVI в. и служила детской игрушкой».
Новое развитие гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил во второй половине XIX в. Способствовали тому расширение торговли и обновление технического процесса: изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливая её суриком; красная же глина, предпочитавшаяся мастерами прошлого, стала употребляться исключительно для выделки дна посуды или в качестве связующего вещества. В этот период, как и в прежние времена, игрушки изготавливались небольшими партиями в дополнение к производству посуды и, как правило, не отличались высокими художественными достоинствами.
В ту пору ковровской глиняной игрушке не суждено было встать в один ряд с лучшими художественными промыслами России: предназначенная для удовлетворения невзыскательных вкусов крестьян или городских мещан, она на протяжении XIX – нач. XX вв. не выходила за границы Ковровского и других сопредельных уездов Владимирской губернии.
И лишь столетие спустя, в конце XX в., возникли условия для возрождения на ковровской земле традиционного промысла и обретения им, в буквальном смысле слова, нового качества и новой жизни.
Далее...