НАУКА, МАГИЯ И РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
П л а н
1. Понятие первобытных религий и их виды
2. Что такое Магия?
3. Что такое религия? Магия и религия
4. Что такое наука? Магия и наука
5. Вывод
6. Список литературы и интернет-источников
Понятие первобытных религий и их виды.
Существует две основные точки зрения на время зарождения религии: наиболее распространенная - религия возникла 30-40 тыс. лет назад; 100 тыс. лет назад (по академику Окладникову). Есть еще одна теория, о том, что никакого безрелигиозного периода в истории человечества не было (этой теории придерживался проф. Митрохин). Все богословские теории отстаивают богодухновенность религии (т.е. бог, сотворив человека, вдохнул в него «душу живую» и заповедал поклоняться своему творцу), но к научному исследованию это мало имеет отношения. Ранними формами религии (на стадии первобытного общества) были фетишизм, тотемизм, магия и анимизм.
Фетишизмом (дословно с португальского – волшебство) – является поклонение неодушевленным предметам, якобы обладающих сверхъестественными свойствами. Объектами почитания (фетишами) - избирались камни, кости, перья, а позднее и человеческие поделки.
Тотемизм (слово «тотем», на языке североамериканских индейцев означало «его род») – это вера в таинственную родственную связь между некой определенной группой людей и определенным видом животных или явлением природы. Тотем – это родоначальник данной группы людей, а потому тотемное животное или растение признавалось для них священным.
Анимизм (от лат. anima – душа) верование в то, что у каждого человека есть нематериальный двойник: это духи в природе, душа у человека.
|
Шаманство является одним из проявлений анимизма.
Магия – ритуальные действия с целью воздействия на окружающий мир (заклинания, ритуальные танцы, и т.д.). Магические действия обыкновенно относятся к практической человека - к охоте, рыбной ловле, земледелию, торговле, к любви, болезням и смерти. Объектом магии оказывается не сама природа, а человеческое отношение к ней.
Можно выделить производственную, любовную, лечебную, военную, охранительную и вредоносную магии. Магия стала составной частью всех современных религий, в виде магических действий: молитв, мантр, заклинаний, поклонов и т.п.
Антрополог Джеймс Джордж Фрэзер вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука.
Согласно Фрэзеру магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.
МАГИЯ
Магия первобытных людей - это крайне монотонная и безэмоциональная деятельность с определенными средствами, круг которой очерчен совокупностью верований и исходных предпосылок. Косвенно о представлениях первобытных людей можно судить по современным племенам.
У туземцев среди прочих самым распространенным магическим действием является колдовство, которое совершается с помощью стрелы, заостренной палки или кости какого-либо животного. Дикарь нацеливает это оружие или бросает его в сторону своего воображаемого врага, которого хочет погубить, сопровождая это гримасами, угрожающими жестами и выпадами. Все это составляет определенный ритуал - типичный акт магии (в форме театрального представления).
|
Магические ритуалы, большая часть магических формул и принципов, колдовские приемы - все это восходит к бурным переживаниям, испытанным людьми в труднейших ситуациях их практической жизни, в безвыходных тупиках. Что делать человеку, который внезапно заболел? Похоже именно здесь мы находим не просто один из факторов, но самый главный исток магической веры.
Личный авторитет мага и его значение для усиления веры в магию лежат в основе мифов о магии. Вокруг каждого известного мага существует ореол, складывающийся из рассказов о чудесной силе его проклятий, о совершенных им убийствах с помощью магии, об охотничьих и военных трофеях. В каждом туземном обществе такие истории образуют стержень верований в магию.
МАГИЯ И РЕЛИГИЯ
Рели́гия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм, обрядов и объединение людей в организации (церковь, сангха, религиозная община).
Вопрос о классификации, или систематике, различных форм религии поднимался в науке не раз. Многие авторы пытались решить эту задачу как определение стадий в общем ходе развития религии: еще Вольней (1791) устанавливал 13 следующих одна за другой «систем» религий. Гегель (20-е годы XIX в.) намечал чисто дедуктивно этапы всемирного развития религии, подставляя как конкретный пример каждого этапа ту или иную из исторически известных религий. Огюст Конт делил всю историю религии на три большие стадии — фетишизм, политеизм, монотеизм. Джон Лёббок (1868) — на семь стадий: атеизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм, идолопоклонство, боги — сверхъестественные творцы, боги — благодетельные существа. Л. Фробениус (1904) свел число стадий развития религии опять к трем — анимализм, манизм, соляризм. Томас Ахелис (1904) тоже говорит о трех стадиях, но в более обобщенном виде: 1) «низшие ступени» (фетишизм, шаманизм), 2) «высшие ступени» (политеизм, более развитые естественные религии), 3) этические религии, характеризующиеся, по мнению Ахелиса, прежде всего наличием «откровения», т. е. появлением определенных личностей, «призванных возвещать новый закон».
|
Макс Мюллер (1878) выделял, например, религии «арийских», «семитических» и «туранских» народов, пытаясь при этом уловить характерную черту каждой из них (географо-лингвистическая классификация религий).
В марксистской науке установилось деление всех религий на два основных типа: религии доклассового (общинно-родового) строя и религии классовых обществ.
Сэр Джеймс Джордж Фрейзер — британский религиовед, антрополог, этнолог, культуролог, фольклорист и историк религии, внёсший огромный вклад в изучение тотемизма, магии и трансформации религиозных верований на протяжении истории человечества. Автор 12-томного труда «Золотая ветвь» («The Golden Bough»), систематизировавшего фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов.
Ученый в своей работе анализирует феномены магии, религии, науки, на основе чего предлагает эволюционную концепцию развития культуры в целом: «Фрейзер, разделяя идеи классического эволюционизма и предполагая, что человеческая культура в своём развитии везде проходит одинаковые ступени, разработал трехступенчатую теорию развития культуры: магия — религия — наука»
Книга «Золотая ветвь: Исследование магии и религии» способствовала снижению влияния теологической картины мира. Книга воплотила современный научный подход к обсуждению религии, которая с точки зрения науки являет общий для всех народов культурный феномен. В ней проводятся параллели между древними культами и ранним христианством.
Впоследствии «Золотую ветвь» критиковали многие еврейские специалисты по культурологии и антропологии (в частности, Л. Леви-Брюль, Л. Витгенштейн и В. Я. Пропп), последний писал в своей книге «Исторические корни волшебной сказки»:
«Этнографы часто ссылаются на сказку, но не всегда её знают. Это особенно касается Фрэзера. Грандиозное здание его "Золотой ветви" держится на предпосылках, которые почерпнуты из сказки, притом из неправильно понятой и недостаточно изученной сказки. Точное изучение сказки позволит внести ряд поправок в этот труд и даже поколебать его устои».
Критики работ Фрэзера в частности ссылаются на тот факт, что он был кабинетным учёным и почти никогда не покидал пределов Англии. Кроме Италии и Греции практически нигде не был, а большую часть фактического материала получил от миссионеров и служащих Британской империи (использовав для социальные опросники).
Фрэзер развивал сравнительный метод в этнографии, он является одним из родоначальников сравнительного религиоведения. Его работы затрагивали широкий спектр антропологических исследований. Он был первым, кто предположил наличие связи между мифами и ритуалами. В основу его исследований были положены три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и фундаментальная противоположность разума предрассудку.
Сергей Александрович Токарев в противовес Джеймсу Фрезеру, считает, что Фетишизм, анимизм и магия не могут быть положены в основу классификации: из понятий, применяющихся в описании религиозных верований и обрядов, наиболее широкими по объему являются понятия анимизма и магии. Оба они прочно вошли наряду с понятием фетишизма в научный обиход и встречаются в любой работе по истории религии. Уже из одного этого видно, что термины «анимизм» и «магия» очень удачно выражают существенные черты религии. Тем не менее для морфологической классификации религий оба названных понятия, как и понятие «фетишизм», не подходят именно в силу слишком большой своей общности, слишком широкого объема.
Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленная ненависть. Как магия, так и религия указывают выходы из таких ситуаций и жизненных тупиков, когда действительность не позволяет человеку найти иной путь, кроме обращения к вере, ритуалу, сфере сверхъестественного. В религии эта сфера наполняется духами и душами, провидением, сверхъестественными покровителями рода и провозвестниками его тайн; в магии - первобытной верой в силу о волшебстве магического заклинания.
Что же отличает магию от религии? В сакральной сфере магия выступает как некое практическое искусство, служащее для выполнения действий, каждое из которых является средством достижения определенной цели; религия - как система таких действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель.
Религия во всем многообразии ее аспектов и целей не имеет столь простой техники; ее единство не сводится ни к системе формальных действий, ни даже к универсальности ее идейного содержания, оно скорее заключается в выполняемой функции и в ценностном значении веры и ритуала. Верования, свойственные магии, в соответствии с ее практической направленностью крайне просты. Это всегда вера во власть человека достигать желаемой цели с помощью колдовства и ритуала.
Обычно религиозные мифы сосредоточены вокруг различных догматов и развивают их содержание в космогонических и героических повествованиях, в описаниях деяний богов и полубогов. Магическая мифология, как правило, выступает в виде бесконечно повторяющихся рассказов о сверхобычных достижениях первобытных людей.
Религия в самых своих первоначальных формах выступает как всеобщее дело первобытных людей: каждый член племени проходит через обряд посвящения (инициации) и впоследствии сам посвящает других. Каждый член племени скорбит и рыдает, когда умирает его сородич, участвует в погребении и чтит память усопшего, а когда придет его час, он точно так же будет оплакан и помянут. У каждого человека есть свой дух, и после смерти каждый сам становится духом.
В конце XIX в. многие ученые, занимавшиеся сравнительным исследованием религий, доказали, что вера в богов (тем более вера в единого бога) — очень позднее явление, что эта вера возникла из предшествовавшего ей анимизма (веры в духов).
Погребальный культ многие ученые считают формой религии (или даже стадией зарождения религиозного культа)
Термином «погребальный культ» принято обозначать совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования. Обряды и верования, связанные с покойниками, занимают более или менее видное место во всех религиях, от самых примитивных до наиболее сложных.
«Первобытными» можно в строгом смысле слова назвать разве лишь религиозные верования неандертальцев или по крайней мере людей верхнего палеолита. Обычно принимается за аксиому, что уже самые ранние погребения могли появиться только в результате таких верований. Считается общепризнанным и не требующим доказательств, что наши древнейшие предки хоронили своих мертвецов в силу суеверных побуждений.
Поэтому само наличие остатков захоронений в эпоху нижнего палеолита (мустьерские погребения) большинством ученых признается бесспорным свидетельством того, что в ту пору существовали уже какие-то религиозно-магические представления. А те исследователи, которые не допускают возможности того, что наши мустьерские предки (неандертальцы) обладали уже религиозными представлениями, пытаются отрицать самый факт существования преднамеренных захоронений в ту эпоху.
Скелетов и костей неандертальцев сохранилось немного. Еще меньше из них таких, которые могут рассматриваться как остатки преднамеренных захоронений. Один из лучших знатоков предмета, археолог А. П. Окладников, приводит список 18 находок, известных до сих пор науке. Вот краткий их перечень:
В 1886 г. в Спи (Бельгия) найдены остатки двух неандертальских скелетов; из них один явно лежал на правом боку с подогнутыми ногами и руками.
В 1908 г. в гроте Буффиа близ Ла-Шапель-о-Сен (Франция) найден мужской скелет, лежавший в особой яме на спине.
В том же году в гроте Мустье (Франция) найден скелет подростка в неясной, но видимо согнутой, позе.
В 1909–1921 гг. в Ла-Фераси (Франция) найдены в разное время шесть скелетов, некоторые из них лежали в искусственных углублениях.
В 1938 г. в гроте Тешик-Таш (Узбекистан) найден детский череп, окруженный несколькими парами козлиных рогов.
В 1924 г. в пещере Киик-Коба (Крым) найдены два костяка (взрослый и детский), лежавшие на правом и левом боку; взрослый — в особо выдолбленной в скале яме.
Среди большинства археологов постепенно укрепилось убеждение, что неандертальцы хоронили своих покойников и делали это из суеверных побуждений, то ли веря в продолжение жизни души после смерти тела, то ли приписывая самому телу сверхъестественные свойства.
МАГИЯ И НАУКА
Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа.
По мнению историка науки И. Н. Веселовского, «Современная наука, по существу, опирается на следующие три основы: 1) применение эксперимента, наблюдения и опыта при изучении природы; 2) логические доказательства выводов, полученных из основных предпосылок; 3) возможность математического представления природных процессов.»
Родственность науки и магии в том, что и та и другая направлены к определенным целям, тесно связанным с человеческой природой, потребностями и стремлениями людей. Магия, как и наука, обладает собственным техническим оформлением. Как и в других искусствах, человек, прибегающий к магии, способен из-за ошибки погубить весь свой замысел, но может и исправить свою ошибку.
Джеймс Фрэзер назвал магию псевдонаукой, поскольку между магией и наукой есть сходства. В чем состоит ложность этой псевдонауки?
Настоящая наука, даже в ее зачаточных формах первобытных людей, базируется на повседневном универсальном опыте человеческой жизни, на наблюдении, результаты которых находят рациональное оформление. Магия основывается на специфическом опыте особых эмоциональных состояний, в которых человек наблюдает не природу, а самого себя. Наука стоит на убеждении в универсальной значимости опыта, практических усилий и разума; магия - на вере в то, что человеческая надежда не может не сбыться, желание - не исполниться. В теории познания центральное место отводится логике, в теории магии - ассоциации идей под воздействием желаний.
Так что аналогия между магическим и научным мировоззрением является обоснованной. В обоих случаях допускается, что последовательность событий совершенно определенная, повторяемая и подчиняется действию неизменных законов, проявление которых можно точно вычислить и предвидеть. Из хода природных процессов изгоняются изменчивость, непостоянство и случайность. Как магия, так и наука открывают перед тем, кто знает причины вещей и может прикоснуться к тайным пружинам, приводящим в движение огромный и сложный механизм природы, перспективы, кажущиеся безграничными. Магия и наука - стимул к накоплению знаний.
Обладал ли дикарь каким-либо рациональным мировоззрением, какой-либо рациональной властью над окружающей средой, или же он был совершенным «мистиком», как утверждают Леви-Брюль и его школа? Ответом определенно будет: каждое примитивное общество владеет значительным запасом знаний, основанных на опыте и систематизированных разумом.
Далее встает второй вопрос: можно ли эти примитивные знания рассматривать как зачаточную форму науки, или же они радикально отличаются от нее и являются простой совокупностью практических и технических навыков, основанных на опыте и мастерстве, и не имеют никакой теоретической ценности?
Вывод: Первобытная религия вряд ли представляла собой сколько-нибудь стройную систему верований. Скорее она была беспорядочным нагромождением различных представлений. Нет обществ, какими бы примитивными они ни были, без религии и магии. Но тут же следует добавить, что нет и диких племен, люди которых были бы начисто лишены научного мышления и элементов науки, хотя часто именно так о них судят. В каждом примитивном обществе, изучавшемся заслуживающими доверия и компетентными наблюдателями, всегда обнаруживаются две четко различимые сферы, Сакральное и Мирское (Профанное), другими словами, сфера Магии и Религии и сфера Науки.
Именно в различии между стремлением к непосредственному контролю, с одной стороны, и умилостивлением высших сил — с другой, Джеймс Фрэзер видит грань между магией и религией. Магия, основанная на уверенности человека в том, что он обретет прямое господство над природой, если только будет знать управляющие ею магические законы, в этом аспекте сродни науке. Религия, признание пределов человеческих возможностей, поднимает человека над уровнем магии и позднее сохраняет свою независимость, существуя бок о бок с наукой, перед которой магии приходится отступить.
СПИКОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малиновский Б. Магия, наука и религия.
Магический кристалл. Сборник. - М., 1992, с. 84-99.
2. Токарев Сергей Александрович > Ранние формы религии > Стр.36 https://www.litmir.me/br/?b=556854
3. Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. М., 1932. С. 200. А.Ф. Лосева «Диалектика мифа» (1930)
4. Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. М., 1932. С. 200. А.Ф. Лосева «Диалектика мифа» (1930)
5. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. / Пер. с англ. М. К. Рыклина — М.: Политиздат, 1980.
6. Фрэзер Дж. Дж. Типы магии // Религия и общество. Хрестоматия по социологии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М.: Наука, 1994. — Т. II. — С. 19-22, 26-27, 50-64. — 469 с.