Учитель рассказывает сказку, сопровождая рассказ соответствующими операциями с квадратом из белой бумаги размером 21 см × 21 см (рекомендуется, чтобы учитель заранее поупражнялся и на занятии мог выполнять операции легко и непринужденно без опоры на технологическую карту (Приложение к занятию)).
Текст сказки | Операция | Описание операции |
Жил-был крестьянин. Было у него 3 сына и была у него земля. | Взять в руки заготовку в форме квадрата. | |
Когда крестьянин стал стар и не смог работать, решил он отдать землю своим сыновьям. Измерил он свою землю один раз. | Сложить заготовку по диагонали и развернуть. | |
Измерил второй раз. | Сложить заготовку по другой диагонали и развернуть. | |
Старшему достался самый большой надел. | Заложить в углах в направлении к центру квадрата. | |
Среднему поменьше. | Перевернуть и вновь согнуть в углах к центру. | |
А младшему совсем крохотный. | Перевернуть и вновь согнуть в углах к центру. | |
Посмотрел меньший сын на этот кусочек земли — не прокормить семью. И решил он продать землю, а на вырученные деньги купить кораблик и стать рыбаком. | Перевернуть и выгнуть два противоположных уголка. Вытянуть два других уголка в стороны и, одновременно, сложить заготовку пополам — получится кораблик. | |
Вышел рыбак в море, наловил рыбы и собрался возвращаться домой. Но тут поднялись волны, налетел ураганный ветер и разбился кораблик о прибрежные скалы, а рыбака выбросил на необитаемый остров в одних сапогах… | Завернуть боковые уголки (нос и корму корабля) вовнутрь — получатся сапоги. | |
…и штанах. | Вывернуть завёрнутые на предыдущем шаге уголки наружу и вниз — получатся штаны. | |
Вокруг бескрайнее море — ни одного корабля не видно. Загоревал рыбак, но вдруг откуда ни возьмись — прилетела волшебная птица. | Перевернуть фигурку и загнуть клюв — получится птица. | |
Спросила птица: «Что случилось?». Поведал моряк о своем горе. Пожалела птичка молодца — хвостиком махнула — одела рыбака в тёплый свитер. | Выгнуть бывшие пароходные трубы к центру — получится свитер. | |
Взмахнула в другой раз — появилась скатерть самобранка. | Вывернуть два уголка, загнутых на предыдущем шаге, вниз — получится столик. | |
Накормила, напоила и улетела. Смотрит рыбак — у берега кораблик стоит. Парус попутный ветер надувает. Сел и поплыл домой. | Перевернуть столик вверх ногами, сложить пополам и вытянуть изнутри уголок — получится кораблик. | |
Спустился в трюм — а там птица подарок приготовила. Сундуки, наполненные золотом и серебром! | Парус сложить пополам и загнуть вниз, а боковые уголки — к центру. Получившиеся прямоугольники сложить вниз — получится «сундучок». | |
Стал он жить поживать и горя не знать. Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец! | Раскрыть «сундучок», одновременно выдавливая дно вниз и оттягивая ручки в стороны. Слово «Молодец!» произносится в раскрытый «сундучок». |
|
Подведение итогов
Учащиеся по очереди подходят к учителю и произносят «в сундучок» слова, выражая свои впечатления от занятия.
Приложение
Технологическая карта сопровождения сказки (для учителя):
Видео-версию сказки можно найти по ссылке:
https://rutube.ru/video/c5adc8b1ee299fb56cce6d86f024cf34/
ЗАНЯТИЕ 2 ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ: СЛОЖНЫЕ ЗАМКНУТЫЕ УЗОРЫ. РИСОВАНИЕ ПРОСТЫХ ФИГУР «ОДНИМ РОСЧЕРКОМ» | |
Краткое содержание: на занятии продолжается развитие представлений о направлениях вправо, влево, вниз, вверх, вправо вниз наискосок, влево вверх наискосок и т. д., умений выполнять графические изображения по словесной инструкции и по условной записи, обучение рисованию фигур «одним росчерком». |
|