Источники, используемые при подготовке к уроку: учебник Русский язык 1 класс, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство Просвещение, 2019 г.
Раздаточный материал: карточки для работы в группах, карточки для работы парах, карточки для рефлексии
Цель урока: создать условия для закрепления материала по изученным темам русского языка курса 1 класса через создание проблемных ситуаций на уроке.
Задачи:
предметные:
1. закрепить умения устного счёта в пределах 10;
2. закрепить навык слогового синтеза;
3. закрепить умение: пересказывать сюжет известной сказки;
4. закрепить навык различать устную и письменную речь;
5. закрепить умение различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; различать гласные и согласные звуки;
6. закрепить умение различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
7. закрепить умение давать характеристику согласного и гласного звука;
8. различать слово и предложение; составлять и записывать предложение;
9. закрепить умение обозначать ударение в слове; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
10. закрепить умение находить в словах изученные орфограммы; применять изученные правила правописания: отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч,щ;
11. закрепить умение различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
12. закрепить умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах; устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
13. закрепить умение писать имена собственные с заглавной буквы;
14. закрепить умение безошибочно списывать текст с доски.
познавательные:
1. учить проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи;
2. понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
3. целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
регулятивные:
1. воспитывать сознательную дисциплину и культуру учебного труда;
2. принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя;
3. высказывать своё предположение;
4. формировать самоконтроль и взаимоконтроль;
5. оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
коммуникативные:
1. оформлять свои мысли в устной форме;
2. готовность слушать собеседника и вести диалог;
3. задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
4. признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
5. оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
6. принимать участие в работе группами и парах.
личностные:
1. проявлять интерес к знаниям;
2. формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
3. создать положительный настрой, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
4. выполнять правила поведения на уроке
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (повторение)
Межпредметные связи: математика, чтение, окружающий мир
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время | ||||||||||||||||||||||
1. | Организационный этап. Эмоциональный настрой | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: ручка, карандаш, тетрадка, линейка. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись и присели. Пусть ваши улыбки и улыбка, которую нам дарит солнышко, даст положительный настрой на весь урок. Слайд 1 | Учащиеся улыбаются и присаживаются за парты. Проверка готовности к уроку. | Личностные УУД: создать положительный настрой, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Регулятивные УУД:воспитывать сознательную дисциплину и культуру учебного труда | 1 мин | ||||||||||||||||||||||
Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока | -Что такое солнце? -Какую форму оно имеет? -Солнышко приготовило вам задание не простое, сложное. Выполнив его, вы узнаете тему урока. Работать вы будете в парах. Повторите правила работы в паре. Слайд 2. -Вам необходимо решить примеры. Напротив каждого примера слог. Его записывают под числом, соответствующим значению примера. Слайд 3 -Сформулируйте тему и цели урока. -Тема нашего урока «Повторение изученного». Мы отправимся в путешествие, но «куда», вы узнаете, ответив на вопросы солнышка. | -Солнце-это звезда.
-Солнце имеет форму шара.
-Работать должны оба.
-Один говорит, другой слушает.
-Своё несогласие высказывает вежливо.
-если не понял, переспроси.
Работа в парах на листочках.
-Повторение. -Мы повторим, что такое звук и буква. Мы повторим правила правописания слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк, чн. -Мы повторим, что такое предложение. Мы повторим написание имён собственных. | Предметные результыты: закрепить умения устного счёта в пределах 10; закрепить навык слогового синтеза; учатся воспроизводить пройденный материал. Познавательные УУД: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Регулятивные УУД: учатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог; принимать участие в работе парами. Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке. | 5 мин | |||||||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности. Повторение и систематизация знаний по теме «Речь.Звуки и буквы» | -Что такое речь? -Какая речь бывает? -Чем письменная речь отличается от устной речи? -Из чего состоит? -Чем звук отличается от буквы? -На какие две группы делятся звуки? -Чем гласные отличаются от согласных звуков? -Давайте мы проверим, правильно ли ответили на вопросы. Послушаем солнышко. Слайд 4 Слайд 5 - Рассмотри. Какие буквы спрятались? - На какие две группы можно разделить? -Назовите гласные. -Назовите согласные. -Какая буква придаёт мягкость предшествующему согласному звуку. -Назовите буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки. Чем они интересны? Слайд 6 -Назовите буквы. -Какая буква звука не обозначает? Назовите парные согласные? -Ну, а теперь пришло время узнать, в какую сказку мы отправимся. Отгадайте. У Машеньки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. Слайд 7 -Что случилось в сказке? -Поможем Машеньке найти братца. Слайд 8 Побежала Машенька по тропинке. | -Речь-форма общения людей. -Речь бывает устная, письменная, речь про себя. -Письменная речь-пишем и читаем. Устная речь - слушаем, говорим. -Речь состоит из предложений. -Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и называем. -На гласные и согласные. -При произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, а при произношении согласных воздух встречает преграду зубы, губы, язычок. -Я, М, А, Л, Ш, Ж. К. -На гласные и согласные. -Я,А -М,Л,Ш,Ж,К. -Я -Ж, Ш. Это парные согласные. -М,ПГ,Ь,Ы,К. -Мягкий знак. -Г и К. -Сказка «Гуси-лебеди». -Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. -Да. | Предметные результаты: обучающийся научится слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; закрепит умение: пересказывать сюжет известной сказки; различать устную и письменную речь; различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; различать гласные и согласные звуки; различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков. Познавательные УУД: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке. | 4мин | |||||||||||||||||||||||
Чистописание. | -Мы в лес за наукой Сегодня пойдём, Смекалку, фантазию нашу возьмём, Дорогой с пути никуда не свернём, Но чтобы лес нам скорее пройти, Должны мы по тропке Красиво пройти. Слайд 9 -Догадайтесь, какую букву мы будем писать? Как догадался? -Какие звуки обозначаются этой буквой? Слайд.10 -Вспомним правила письма. Слайд 11 Слайд 11 -Из скольких элементов состоит заглавная буква Г, строчная буква г. -Давайте вместе с «волшебной» ручкой напишем буквы в воздухе. -Напишите в тетради. -Сравни с образцом. | Букву Г. Она повторяется 5 раз Звуки [Г] и [Г,] - сидеть прямо; - опираться спиной на спинку стула; - не опираться грудью на стол; - ноги держать прямо, стопы на полу или подставке; - туловище, голову, плечи держать ровно; - положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола; - придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша)и правой рукой (если ты пишешь левой рукой); - писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради. -Заглавная буква Г состоит из двух элементов, а строчная из одного. -Дети пишут в воздухе. -Письмо в тетради. Самоконтроль. | Предметные результаты: обучающийся: научится слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; закрепит6 умение давать характеристику согласного звука;умение каллиграфически писать изученные буквы. Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи. Регулятивные УУД:научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом; Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке. Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 4мин | |||||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация знаний по теме «Предложение.Звуки и буквы» | -Прибежала Машенька к …. Догадайтесь, отгадав ребус. Слайд 12 -Спрашивает Печку Машенька: - Не знаешь, куда гуси-лебеди полетели. -Помоги, - отвечает ей Печка - вытащи мои пирожки, выполни задания, тогда я скажу. -Задание. В печке 2 больших пирожка и 3 маленьких. Сколько всего пирожков? Как сосчитал? Слайд 13 -Прочитайте. Можно ли сказать, что это предложение. Почему? -Что такое стог? -Заглянем в толковый словарь. -Стог –это большая, высокая, округлая куча сена, соломы. Работа в группах по четыре человека. -Составьте предложение. -Какие орфограммы вам встретились? -Вспомни, как оформить на письме предложение. -Запиши предложение в тетрадь. Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. -Сравни с образцом. -Какие члены предложения вы знаете? -Подчеркните. Сравни с образцом. | - Машенька прибежала к Печке. -Всего 5. -Два да ещё 3 получится 5. -Нет. Предложение - это группа слов, связанных по смыслу. -Стог –это куча сена. Дети по группам составляют предложение. -Гуси на лугу прячутся в стогу. -Чу - пишу с буквой «у». Безударная гласная в слове «в стогу». – стог. - Начало предложения пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка. Запись предложения. Самопроверка. -Подлежащие и сказуемое. Один ученик работает у доски. Самопроверка. | Предметные результаты: обучающийся закрепит умение: решать задачи на нахождение суммы; различать слово и предложение; составлять и записывать предложение; уточнять значение слова с помощью «Толкового словаря» Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом; Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной. Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог; принимать участие в работе группами | 5минут | |||||||||||||||||||||||
Словарная работа. Повторение и систематизация знаний по теме «Слог..Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу» | Машенька побежала дальше и повстречалась ей… Составьте слово. -Произнесите слова с ударением. Назовите безударную гласную. Слайд 14 -Какие слова, называются однокоренные. -Подберите однокоренные слова. -Запишите, выделите корень, поставьте ударение. -Машенька, голубушка, помоги мне, стряхни с моих веток спелые яблоки, - говорит Яблонька. -Некогда мне, братца спасать надо -отвечает Маша. Опечалилась Яблонька. Маша пожалела её, стряхнула яблочки, и мы давайте поможем. Работа в парах. Слайд 15. Вспомним правила работы в парах. Слайд 16 -Соедините слоги. Запишите получившиеся слова в тетрадь. -Назовите слова. Проверь у товарища. Если заметил ошибку, исправь. -Какие орфограммы встретились в словах? Сделайте вывод. | -Яблонька. -Яблонька. Безударная гласная «о» -Слова имеют одинаковый корень(общую часть) и близки по смыслу. -Яблоня, яблоневая ветка. Работа в парах на листочках. -Работать должны оба. -Один говорит, другой слушает. -Своё несогласие высказывает вежливо. -Если не понял, переспроси. _ Запись в тетрадь: лыжи, чаща, мыши, чудо, чадо, чаща. -Лыжи, чаща, мыши, чудо, чадо, чаща. (Взаимопроверка) -Ча-ща пиши с буквой «А». Жи-ши пиши с буквой «И». Чу-щу пиши с буквой «У». | Предметные результаты:обучающийся закрепит умение: обозначать ударение в слове; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; находить в словах изученные орфограммы; Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; научить учащихся сопоставлять действия с заданным образцом; формировать самоконтроль и взаимоконтроль. Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной, вести диалог, выполнять правила поведения на уроке. Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог принимать участие в работе парами. | 5 мин | |||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | -Гуси-лебеди летели, На лужайку тихо сели. Походили, покивали, Потом быстро побежали. | 1. И. п. — руки в стороны, 1—4 два полуприседа с волной руками в стороны на каждый полуприсед. 2. И. п. - руки вперед, 1-4 шаги на месте, на каждый шаг волна руками вперед. 3. И. п. - то же. 1-8 шаги на месте, на шаг левой - пальцы в кулаки, наклон головой вперед, на шаг правой — пальцы разогнуть, выпрямиться. 4. 1—8 шаги бега на месте | 2 мин | ||||||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация знаний по теме «ЧК, ЧН, Слова, называющие одушевлённые и неодушевлённые предметы» | И побежала Машенька дальше, оказалась она… Отгадай загадку. Течёт –течёт –не вытечет; Бежит-бежит- не выбежит. -Молодцы. Маша спрашивает у Речки: -Не видала ли, ты, куда гуси-лебеди моего братца унесли? -Машенька-голубушка, убери тяжёлый камень, выполни задание, тогда скажу. - отвечает Речка. -Хорошо.-отвечает ей Машенька. -Прочитайте слова, если есть ошибки, исправьте. Объясните написание слов. Слайд 17 -На какие две группы можно разделить слова? -Запишите слова в тетради в два столбика: кто?, что?. Выделите орфограмму. Слайд 18 -Сравни с образцом. Показала Речка путь, и побежала Маша дальше. | - Это -Речка. Дети по цепочке читают слова. -Речка-сочетание чк пишу без «ь». -Дочка- сочетание чк пишу без «ь». -Ежи- сочетание жи пишу с буквой «и» -Свеча – сочетание ча пишу с буквой «а». -Дача- сочетание ча пишу с буквой «а». -Чижи- сочетание жи пиши с буквой «и». -Девочка-сочетание чк пишу без «ь». Роща- сочетание ща пишу с буквой «а» -Слова, называющие одушевлённые и неодушевлённые предмета. -Слова, отвечающие на вопрос кто? и что? Учащиеся выходят к доске по цепочке и записывают слова в два столбика. Кто? Что? дочка речка ежи свеча чижи дача девочка роща Самопроверка. | Предметные результаты: обучающийся закрепит умение: находить в словах изученные орфограммы; применять изученные правила правописания: отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч,щ; различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о? Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; научить учащихся сопоставлять действия с заданным образцом; формировать самоконтроль Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной, вести диалог, выполнять правила поведения на уроке Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 6мин. | |||||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация знаний по теме «.Звуки и буквы. Имена собственные» | Слайд 20(видео отрывок из сказки) -Кого она встретила? Машенька говорит: -Покажи ёжик куда гуси-лебеди моего братца унесли. Отвечает ей Ёжик: -Помогу, если выполнишь моё задание. Отгадай ребусы. Слайд 21-23 -Как назвать, одним словом эти слова? -Как пишутся имена собственные? -Запишите слова, определите количество слогов, букв и звуков в слове. -Почему в слове «Зоя» звуков больше, чем букв? -Молодцы. | Дети смотрят отрывок. -Она встретила Ёжика. Дети угадывают ребусы. -Зоя. -Олег. -Маша. -Это имена собственные. -Имена собственные пишутся с большой буквы. -Зо/я- два слога, 3 буквы 4 звука. -Буква «я» после гласного звука обозначает два звука [й,] [ а]. -Олег-два слога, 4 буквы, 4 звука. -Маша- два слога, 4 буквы, 4 звука. | Предметные результаты: определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах; устанавливать последовательность звуков в слове и их число; писать имена собственные с заглавной буквы. Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; научить учащихся сопоставлять действия с заданным образцом; формировать самоконтроль Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной, вести диалог, выполнять правила поведения на уроке Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 5 мин | |||||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация знаний по теме «.Звуки и буквы. Самостоятельная работа. | Показал Ёжик дорожку. Нашла Машенька братца и отправилась домой. Слайд 24 -Кто ей помог укрыться от лебедей? Почему? Слайд 25 Слайд 26 Рассмотрите слайд. Прочитайте. Сколько слов спряталось? -Объясни смысл пословиц. -Спишите. В первой пословице подчеркните гласные буквы, а во второй- согласные буквы. Сравни с образцом. Оцени работу. «+»-Отлично «-«-Надо постараться -Какая пословица подходит к сказке? Почему? -Чему учит сказка? | -Машеньку укрыли Печка, Яблонька, Речка, потому что она им помогала. -Старый друг лучше новых двух. Старые друзья-верные. -Друзья познаются в беде. Друг в беде товарища не оставит. У доски два ученика выполняют задание, а остальные в тетрадях - самостоятельно. На доске: Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. (Самоконтроль) -Друзья познаются в беде. -Сказка учит вниманию к близким, слушать старших, помогать в беде. | Предметные результаты: обучающийся научится безошибочно списывать текст с доски; дифференцировать гласные и согласные буквы. Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; научить учащихся сопоставлять действия с заданным образцом; формировать самоконтроль Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; дать представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости) Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 5 мин | |||||||||||||||||||||||
Итог урока | Закончи предложения Слайд 27 | -Сегодня на уроке я повторил, что: - звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем, видим и называем. -речь бывает устная, письменная и речь про себя; -речь состоит из предложений; -при произношении гласного звука воздух свободно выходит изо рта, а согласного встречает преграду зубы, губы, язык. -сочетания жи-ни с буквой «И» всегда пиши; -сочетания ча-ща с буквой «А» всегда пиши; -сочетания чу-щу с буквой «У» всегда пиши; -имена собственные пишутся с большой буквы; -начала предложения пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак. Сегодня на уроке я повторил правила работы в группе и паре. Теперь я могу отличить согласный от гласного звука; отличить звук от буквы; составлять и записывать предложение; писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; писать имена собственные с большой буквы. Теперь я могу слушать собеседника и вести диалог. | Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 2 мин. | |||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Слайд 28 Оцени. Выбери карточку с тем цветом соответствующему твоему мнению. | Выбор учащихся. Демонстрация карточек. | Регулятивные УУД: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | 1 мин. |