Источники, используемые при подготовке к уроку: учебник Русский язык 1 класс, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство Просвещение, 2019 г.
Раздаточный материал: карточки для работы в группах, карточки для работы парах, карточки для рефлексии
Цель урока: создать условия для закрепления материала по изученным темам русского языка курса 1 класса через создание проблемных ситуаций на уроке.
Задачи:
предметные:
1. закрепить умения устного счёта в пределах 10;
2. закрепить навык слогового синтеза;
3. закрепить умение: пересказывать сюжет известной сказки;
4. закрепить навык различать устную и письменную речь;
5. закрепить умение различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; различать гласные и согласные звуки;
6. закрепить умение различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
7. закрепить умение давать характеристику согласного и гласного звука;
8. различать слово и предложение; составлять и записывать предложение;
9. закрепить умение обозначать ударение в слове; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
10. закрепить умение находить в словах изученные орфограммы; применять изученные правила правописания: отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч,щ;
11. закрепить умение различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
12. закрепить умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах; устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
13. закрепить умение писать имена собственные с заглавной буквы;
14. закрепить умение безошибочно списывать текст с доски.
познавательные:
1. учить проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи;
2. понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
3. целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
регулятивные:
1. воспитывать сознательную дисциплину и культуру учебного труда;
2. принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя;
3. высказывать своё предположение;
4. формировать самоконтроль и взаимоконтроль;
5. оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
коммуникативные:
1. оформлять свои мысли в устной форме;
2. готовность слушать собеседника и вести диалог;
3. задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
4. признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
5. оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
6. принимать участие в работе группами и парах.
личностные:
1. проявлять интерес к знаниям;
2. формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
3. создать положительный настрой, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
4. выполнять правила поведения на уроке
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (повторение)
Межпредметные связи: математика, чтение, окружающий мир
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время | ||||||||||||||||||||||
1. | Организационный этап. Эмоциональный настрой | Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке: ручка, карандаш, тетрадка, линейка.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и присели.
Пусть ваши улыбки и улыбка, которую нам дарит солнышко, даст положительный настрой на весь урок. Слайд 1
![]() | Учащиеся улыбаются и присаживаются за парты. Проверка готовности к уроку. | Личностные УУД: создать положительный настрой, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Регулятивные УУД:воспитывать сознательную дисциплину и культуру учебного труда | 1 мин | ||||||||||||||||||||||
Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока | -Что такое солнце?
-Какую форму оно имеет?
-Солнышко приготовило вам задание не простое, сложное. Выполнив его, вы узнаете тему урока.
Работать вы будете в парах. Повторите правила работы в паре.
Слайд 2.
![]() ![]() | -Солнце-это звезда.
-Солнце имеет форму шара.
-Работать должны оба.
-Один говорит, другой слушает.
-Своё несогласие высказывает вежливо.
-если не понял, переспроси.
Работа в парах на листочках.
-Повторение. -Мы повторим, что такое звук и буква. Мы повторим правила правописания слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк, чн. -Мы повторим, что такое предложение. Мы повторим написание имён собственных. | Предметные результыты: закрепить умения устного счёта в пределах 10; закрепить навык слогового синтеза; учатся воспроизводить пройденный материал. Познавательные УУД: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Регулятивные УУД: учатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог; принимать участие в работе парами. Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке. | 5 мин | |||||||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности. Повторение и систематизация знаний по теме «Речь.Звуки и буквы» | -Что такое речь?
-Какая речь бывает?
-Чем письменная речь отличается от устной речи?
-Из чего состоит?
-Чем звук отличается от буквы?
-На какие две группы делятся звуки?
-Чем гласные отличаются от согласных звуков?
-Давайте мы проверим, правильно ли ответили на вопросы.
Послушаем солнышко.
Слайд 4
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | -Речь-форма общения людей. -Речь бывает устная, письменная, речь про себя. -Письменная речь-пишем и читаем. Устная речь - слушаем, говорим. -Речь состоит из предложений. -Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и называем. -На гласные и согласные. -При произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, а при произношении согласных воздух встречает преграду зубы, губы, язычок. -Я, М, А, Л, Ш, Ж. К. -На гласные и согласные. -Я,А -М,Л,Ш,Ж,К. -Я -Ж, Ш. Это парные согласные. -М,ПГ,Ь,Ы,К. -Мягкий знак. -Г и К. -Сказка «Гуси-лебеди». -Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. -Да. | Предметные результаты: обучающийся научится слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; закрепит умение: пересказывать сюжет известной сказки; различать устную и письменную речь; различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; различать гласные и согласные звуки; различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков. Познавательные УУД: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке. | 4мин | |||||||||||||||||||||||
Чистописание. | -Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее пройти,
Должны мы по тропке
Красиво пройти.
Слайд 9
![]() ![]() ![]() ![]() | Букву Г. Она повторяется 5 раз Звуки [Г] и [Г,] - сидеть прямо; - опираться спиной на спинку стула; - не опираться грудью на стол; - ноги держать прямо, стопы на полу или подставке; - туловище, голову, плечи держать ровно; - положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола; - придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша)и правой рукой (если ты пишешь левой рукой); - писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради. -Заглавная буква Г состоит из двух элементов, а строчная из одного. -Дети пишут в воздухе. -Письмо в тетради. Самоконтроль. | Предметные результаты: обучающийся: научится слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; закрепит6 умение давать характеристику согласного звука;умение каллиграфически писать изученные буквы. Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи. Регулятивные УУД:научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом; Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке. Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 4мин | |||||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация знаний по теме «Предложение.Звуки и буквы» | -Прибежала Машенька к ….
Догадайтесь, отгадав ребус.
Слайд 12
![]() ![]() ![]() ![]() | - Машенька прибежала к Печке. -Всего 5. -Два да ещё 3 получится 5. -Нет. Предложение - это группа слов, связанных по смыслу. -Стог –это куча сена. Дети по группам составляют предложение. -Гуси на лугу прячутся в стогу. -Чу - пишу с буквой «у». Безударная гласная в слове «в стогу». – стог. - Начало предложения пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка. Запись предложения. Самопроверка. -Подлежащие и сказуемое. Один ученик работает у доски. Самопроверка. | Предметные результаты: обучающийся закрепит умение: решать задачи на нахождение суммы; различать слово и предложение; составлять и записывать предложение; уточнять значение слова с помощью «Толкового словаря» Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом; Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной. Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог; принимать участие в работе группами | 5минут | |||||||||||||||||||||||
Словарная работа. Повторение и систематизация знаний по теме «Слог..Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу» | Машенька побежала дальше и повстречалась ей… Составьте слово. ![]() ![]() ![]() ![]() |
-Яблонька.
-Яблонька. Безударная гласная «о»
-Слова имеют одинаковый корень(общую часть) и близки по смыслу.
-Яблоня, яблоневая ветка.
Работа в парах на листочках.
-Работать должны оба.
-Один говорит, другой слушает.
-Своё несогласие высказывает вежливо.
-Если не понял, переспроси.
![]() | Предметные результаты:обучающийся закрепит умение: обозначать ударение в слове; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; находить в словах изученные орфограммы; Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; научить учащихся сопоставлять действия с заданным образцом; формировать самоконтроль и взаимоконтроль. Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной, вести диалог, выполнять правила поведения на уроке. Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог принимать участие в работе парами. | 5 мин | |||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | -Гуси-лебеди летели, На лужайку тихо сели. Походили, покивали, Потом быстро побежали. | 1. И. п. — руки в стороны, 1—4 два полуприседа с волной руками в стороны на каждый полуприсед. 2. И. п. - руки вперед, 1-4 шаги на месте, на каждый шаг волна руками вперед. 3. И. п. - то же. 1-8 шаги на месте, на шаг левой - пальцы в кулаки, наклон головой вперед, на шаг правой — пальцы разогнуть, выпрямиться. 4. 1—8 шаги бега на месте | 2 мин | ||||||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация знаний по теме «ЧК, ЧН, Слова, называющие одушевлённые и неодушевлённые предметы» | И побежала Машенька дальше, оказалась она… Отгадай загадку.
Течёт –течёт –не вытечет;
Бежит-бежит- не выбежит.
-Молодцы.
Маша спрашивает у Речки:
-Не видала ли, ты, куда гуси-лебеди моего братца унесли?
-Машенька-голубушка, убери тяжёлый камень, выполни задание, тогда скажу. - отвечает Речка.
-Хорошо.-отвечает ей Машенька.
-Прочитайте слова, если есть ошибки, исправьте. Объясните написание слов.
Слайд 17
![]() ![]() | - Это -Речка. Дети по цепочке читают слова. -Речка-сочетание чк пишу без «ь». -Дочка- сочетание чк пишу без «ь». -Ежи- сочетание жи пишу с буквой «и» -Свеча – сочетание ча пишу с буквой «а». -Дача- сочетание ча пишу с буквой «а». -Чижи- сочетание жи пиши с буквой «и». -Девочка-сочетание чк пишу без «ь». Роща- сочетание ща пишу с буквой «а» -Слова, называющие одушевлённые и неодушевлённые предмета. -Слова, отвечающие на вопрос кто? и что? Учащиеся выходят к доске по цепочке и записывают слова в два столбика. Кто? Что? дочка речка ежи свеча чижи дача девочка роща Самопроверка. | Предметные результаты: обучающийся закрепит умение: находить в словах изученные орфограммы; применять изученные правила правописания: отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч,щ; различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о? Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; научить учащихся сопоставлять действия с заданным образцом; формировать самоконтроль Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной, вести диалог, выполнять правила поведения на уроке Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 6мин. | |||||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация знаний по теме «.Звуки и буквы. Имена собственные» | Слайд 20(видео отрывок из сказки)
![]() ![]() ![]() ![]() | Дети смотрят отрывок. -Она встретила Ёжика. Дети угадывают ребусы. -Зоя. -Олег. -Маша. -Это имена собственные. -Имена собственные пишутся с большой буквы. -Зо/я- два слога, 3 буквы 4 звука. -Буква «я» после гласного звука обозначает два звука [й,] [ а]. -Олег-два слога, 4 буквы, 4 звука. -Маша- два слога, 4 буквы, 4 звука. | Предметные результаты: определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах; устанавливать последовательность звуков в слове и их число; писать имена собственные с заглавной буквы. Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; научить учащихся сопоставлять действия с заданным образцом; формировать самоконтроль Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной, вести диалог, выполнять правила поведения на уроке Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 5 мин | |||||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация знаний по теме «.Звуки и буквы. Самостоятельная работа. | Показал Ёжик дорожку. Нашла Машенька братца и отправилась домой.
Слайд 24
![]() ![]() ![]() | -Машеньку укрыли Печка, Яблонька, Речка, потому что она им помогала. -Старый друг лучше новых двух. Старые друзья-верные. -Друзья познаются в беде. Друг в беде товарища не оставит. У доски два ученика выполняют задание, а остальные в тетрадях - самостоятельно. На доске: Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. (Самоконтроль) -Друзья познаются в беде. -Сказка учит вниманию к близким, слушать старших, помогать в беде. | Предметные результаты: обучающийся научится безошибочно списывать текст с доски; дифференцировать гласные и согласные буквы. Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно- следственные связи; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; научить учащихся сопоставлять действия с заданным образцом; формировать самоконтроль Личностные УУД: проявлять интерес к знаниям; дать представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости) Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 5 мин | |||||||||||||||||||||||
Итог урока | Закончи предложения
Слайд 27
![]() | -Сегодня на уроке я повторил, что: - звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем, видим и называем. -речь бывает устная, письменная и речь про себя; -речь состоит из предложений; -при произношении гласного звука воздух свободно выходит изо рта, а согласного встречает преграду зубы, губы, язык. -сочетания жи-ни с буквой «И» всегда пиши; -сочетания ча-ща с буквой «А» всегда пиши; -сочетания чу-щу с буквой «У» всегда пиши; -имена собственные пишутся с большой буквы; -начала предложения пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак. Сегодня на уроке я повторил правила работы в группе и паре. Теперь я могу отличить согласный от гласного звука; отличить звук от буквы; составлять и записывать предложение; писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; писать имена собственные с большой буквы. Теперь я могу слушать собеседника и вести диалог. | Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;Регулятивные УУД:принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу урока с помощью учителя; Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 2 мин. | |||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Слайд 28
![]() | Выбор учащихся. Демонстрация карточек. | Регулятивные УУД: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | 1 мин. |