Учитель изображает схему вычитания однозначного числа из круглого.
Учащимся надо объяснить, как выполнено вычитание (один треугольник заменяют десятью точками и выполняют вычитание в разряде единиц).
Затем учитель изображает схематическую запись разности круглого и двузначного числа.
Учащиеся высказывают предположения, как надо выполнить вычитание, учитель на доске выполняет соответствующие записи.
![]() |
Затем учитель предлагает учащимся составить числовую запись рассмотренных вычислений.
40 – 24 = 40 – 20 – 4 = 20 – 4 = 10 + (10 – 4) = 16
Рекомендуется сделать вывод: если уменьшаемое является круглым числом, его надо представить в виде суммы двух слагаемых, второе из которых равно 10.
Затем учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради.
После выполнения заданий проводится самопроверка, а также можно обсудить выполнение заданий, вызвавших затруднения учащихся:
1. а) 40 – 8 = 30 + (10 – 8) = 30 + 2 = 32;
б) 70 – 4 = 60 + (10 – 4) = 60 + 6 = 66;
в) 50 – 5 = 40 + (10 – 5) = 40 + 5 = 45;
2. а) 70 – 43 = 70 – 40 – 3 = 30 – 3 = 20 + (10 – 3) = 27;
б) 80 – 61 = 80 – 60 – 1 = 20 – 1 = 10 + (10 – 1) = 19;
в) 90 – 56 = 90 – 50 – 6 = 40 – 6 = 30 + (10 – 6) = 34.
Рекомендуется обратить внимание учащихся, что такая развернутая запись вычислений помогает понять вычисления, но ее можно выполнять и в «сокращенном» виде или выполняя вычитание «столбиком».
| | ||||
– | – | ||||
Рекомендуется предложить учащимся объяснить, что показывает точка над цифрой разряда десятков уменьшаемого («занимаем» один десяток).
Упражнение «Вычитание с переходом через разряд»
Учитель сообщает, что часто при вычислениях приходится выполнять вычитание с переходом через разряд.
Затем учитель демонстрирует разные способы нахождения значения разности чисел 52 и 6.
I способ:
![]() ![]() | 42 + (10 – 6) = 42 + 4 = 46. |
42 + 10 |
II способ:
![]() ![]() | 52 – 2 – 4 = 50 – 4 = 46. |
2 и 4 |
Также можно показать запись вычитания «столбиком».
| |
– | |
Рекомендуется сравнить способы вычитания, обсудив, почему:
— в первом случае уменьшаемое 52 представлено в виде суммы 42 + 10 (чтобы при вычитании воспользоваться составом числа 10 = 6 + 4),
— во втором случае вычитаемое 6 представлено в виде суммы 2 + 4 (число 2 равно количеству единиц уменьшаемого, тогда разность чисел 52 и 2 равна круглому двузначному числу 50, из которого надо вычесть однозначное число 4).
Рекомендуется обратить внимание, что эти способы удобно использовать при устных вычислениях.
Далее учитель предлагает на примере выражения 94 – 69 обсудить, как найти разность двузначных чисел в случае, когда возникает переход через разряд.
Сначала надо показать учащимся, как можно свести вычисления к вычитанию однозначного числа из двузначного: надо сразу уменьшить число десятков уменьшаемого на число десятков вычитаемого; после этого можно найти разность двузначного и однозначного числа.
94 – 69 = 94 – 60 – 9 = 34 – 9 = | ![]() ![]() | 24 + (10 – 9) =24 + 1 = 25, | |
24 + 10 | |||
![]() ![]() | 34 – 4 – 5 =30 – 5 = 25, | ||
4 + 5 |
Также можно показать способ вычисления «столбиком».
| ||
– | ||
Учащиеся выполняют задания 3 или 4 в рабочей тетради индивидуально или в парах.
Учитель обращает внимание, что в случае правильного выполнения задания результаты, полученные разными способами, должны совпасть.
(Ответ: 1. а) 75; б) 35. 2. а) 29; б) 18.)
Переменка 2
Рекомендуется проведение дыхательной гимнастики.