Учащиеся выполняют задание 4 в рабочей тетради. Для проверки учитель схематически изображает соответствующие графические модели на доске.
Затем учитель закрывает числовые данные «квадратиками» и предлагает учащимся составить задачи на основе одной или нескольких графических моделей. При этом можно провести конкурс на самую интересную задачу.
ЗАНЯТИЕ 23 МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ | |
Краткое содержание: на занятии обобщаются и расширяются представления о методах моделирования условий и решений составных текстовых задач, закрепляются навыки графического моделирования.. |
Разминка
Занятие начинается дидактической игрой «Плюс или минус».
Учитель демонстрирует графические модели для решения простых задач (ПРИЛОЖЕНИЕ 60).
Затем учитель размещает на одной из моделей карточку со знаком вопроса, а учащиеся показывают с помощью знаков «плюс» или «минус», какое арифметическое действие – сложение или вычитание – надо выполнить, чтобы дать ответ на поставленный вопрос. Затем учитель размещает карточку со знаком вопроса на другой модели или в другом месте на данной модели и т.д. В случае ошибочных ответов учащихся следует после нескольких заданий вновь разместить карточку со знаком вопроса на модели так, чтобы повторить ситуацию, вызвавшую затруднение учащихся.
Рекомендуется подвижный вариант проведения игры: учащиеся становятся в линию, после каждого правильного ответа делают один шаг вперед, в случае ошибочного ответа — остаются на месте. Победителями игры являются ученики, которые «прошли» большее расстояние.
Упражнение «Учимся строить графические модели»
Учитель знакомит учащихся с сюжетом задачи (используются реальные имена учащихся и количество задач, решенных ими во время разминки), при этом слова учителя сопровождаются построением графической модели по условию задачи.
Последовательность предъявления условия задачи | Последовательность построения графической модели | ||||||||
Маша решила 5 задач |
| ||||||||
А Сергей – на 3 задачи больше |
| ||||||||
Сколько всего задач решили Маша и Сергей? |
|
Затем учитель, используя аналогичный сюжет, привлекает к построению графической модели учащихся. Рекомендуется постепенно увеличивать сложность построения моделей в соответствии с уровнем математической подготовки учащихся. Например:
— изменение числовых данных и соотношений между ними:
— увеличение количества объектов задачи и соотношений между ними:
а) | |
б) |
— варьирование главного вопроса:
а) | |
б) | |
в) |
Затем учащиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради, для проверки используют ответы в конце тетради.
Переменка 1
Проводится в виде дидактической игры на переключение внимание «Та-та-та»: по команде «Та» — учащиеся делают хлопок перед собой, по команде «Та-та» — хлопок за спиной, по команде «Та-та-та» — хлопок над головой. Команды чередуются в произвольном порядке с постепенным ускорением темпа.
Интересно знать Учитель предлагает учащимся определить, о каком предмете рассказывает стихотворение Романа Сефа: Висит, скучает «ТА-ТА-ТА» — спокойно ей живется. Не замечают «ТА-ТА-ТА», пока не оторвется. (Ответ: «пуговка» (пуговица)) Когда-то о знатности и достатке человека судили по пуговицам на его одежде. По их числу можно было судить о положении владельца, пуговицы были своеобразной «визитной карточкой» владельца. Сделанные из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней пуговицы символизировали достаток и высокое положение владельца костюма. Например, на одном из нарядов французского короля Франциска I насчитывалось 13 600 пуговиц. |