Конспект познавательно – исследовательской деятельности




Конспект образовательной деятельности

«Путешествие к вулкану»

(подготовительнаяк школе группа)

 

Халевина Оксана Михайловна,

воспитатель первой квалификационной категории

 

Абакан, 2021 г.

Конспект познавательно – исследовательской деятельности

Тема: «Путешествие к вулкану»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе расширения знаний детей об окружающем мире, при знакомстве с явлениями неживой природы – извержением вулкана.

Задачи:

1. Создать условия для ознакомления детей с понятием «вулкан», дать представления о происхождении и строение вулканов.

2. Создать условия для формирования представления детей о природном явление – извержение вулкана.

3. Упражнять детей в чтении схем – моделей.

4. Создать условия для формирования умения правильно обращаться с химическими веществами.

5. Создать условия для развития желания детей экспериментировать.

Организация детских видов деятельности:

1. Общение ребенка с взрослым.

2. Общение ребенка со сверстниками.

3. Игровая деятельность.

Материалы и оборудование:

Графин с водой, красная краска, сода, моющеесредство, лимонная кислота, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, конверт с фотографиями вулканов, ноутбук, схема для проведения опыта, мольберт, фартуки для детей, воронка.

Методы и приемы:

Наглядные методы и приемы (иллюстрированный материал и презентации), словесные методы и приемы(объяснение, задания, беседы), практические методы и приемы (постановка задания, стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов).

Предварительная работа:

Рассматривание энциклопедийраздел «Вулканы», просмотр мультфильмов и видеороликов о вулканах, изготовление макета вулкана.

 

Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого – педагогические условия
Вводная часть (организационный, мотивационный момент)
Воспитатель вносит в группу коробку, оформленную в виде посылки     Воспитатель открывает посылку, в ней лежат пемза и конверт: - Ребята, вы знаете что это такое?(дает возможность посмотреть и потрогать предмет). Чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы, а каким мы узнаем из загадки: Я плююсь огнем и лавой, Я – опасный великан, Славен я недоброй славой. Как зовут меня?   Дети высказывают свои предположения, рассматривают картинки и пемзу.   Дети отгадывают загадку: «Вулкан»     Условия для проявления поисковой активности. Условия для развития самостоятельности и инициативности. Условия для выражения своих мыслей. Условия для мотивирования детей.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
    Просмотр мультфильма «Вулканы и их строение и извержение»     2 конверта с надписью «можно» - «нельзя»   столы с оборудованием для проведения опыта, карточками – схемами. Фартуки для детей.   Показ детям репродукции картины «Последний день Помпеи»   - Ребята, а вы хотите узнать, что такое вулкан? Воспитатель рассказывает детям легенду о боге по имени Вулкан. - Ребята, как вы думаете, что такое вулкан? - А на что похож вулкан? - Правильно, ребята вулкан похож на конус или пирамиду. А теперь я вам предлагаю посмотреть на внешнее и внутреннее строение вулкана (показ мультфильма «Вулканы»), а так же мы увидим как извергается вулкан Беседа по содержанию мультфильма и дополнительный рассказ воспитателя. - Ребята, вам интересно было смотреть на действия (извержение) вулкана. А я вам предлагаю самим «оживить» вулкан. Для этого нам нужно пройти в лабораторию, там у нас есть макет вулкана, а лаву мы с вами сделаем сами.   Для начала мы немного разомнемся, ведь работа предстоит нелегкая. Физкультминутка Вулканы начали играть, Из жерла лаву извергать, Вулкан гремит, Вулкан пыхтит, Как грозен он сейчас на вид. Но вот он начал уставать, Огонь в нем начал угасать, Последний раз огнем дыхнул, И на десятки лет уснул   Отправляемся в лабораторию. Но сначала нам надо проговорить правила поведения в лаборатории, а помогут нам в этом карточки, мы разделимся на 2 команды, 1 – команда мне расскажет, что можно делать в лаборатории, а 2 – что нельзя.   - Правила вспомнили, превращаемся в настоящих «лаборантов». - Теперь мы с вами действительно готовы отправиться в лабораторию. Глазки все закрыли вместе И покружимся на месте Покружились, покружились, А теперь остановились И в ученых превратились. Опытно – исследовательская деятельность -Ребята, я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками. Посмотрите, на столе лежат схемы, на которых изображены этапы проведения эксперимента, вы мне сейчас поможете прочесть эти схемы, а потом мы с вами будем проводить опыт. На столе стоит макет вулкана. Последовательность проведения эксперимента: 1. Всыпать в жерло вулкана 2 ложки соды; 2. Налить ½ стакана воды; 3. Добавить в воду 1 пакетик красителя красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета; 4. В полученную, окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать; 5. Во втором стакане развести лимонную кислоту; 6. Влить при помощи воронки содержимое двух стаканов в жерло вулкана; 7. Наблюдаем извержение вулкана Проведение опыта. - Ребята, а как называют людей, которые занимаются изучением вулканов? Получается, что нас с вами тоже можно назвать вулканологами, мы изучили и оживили вулкан - Для чего нужны эти люди? - Как, вы думаете, это нужная профессия? - Раньше вулканологов не было, и об опасности рассказать людям было некому. Послушайте, ребята еще одну легенду. (Рассказ про Помпею)   - Давайте еще раз проговорим как же происходит извержение вулкана. - В лаборатории мы наблюдали за действующим вулканом. А какие еще бывают вулканы? - А есть еще такие вулканы, которые разрушают сами себя и на их месте остается лишь большая воронка. Наблюдать извержение вулканов интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. Ребята, помните в нашей посылке был удивительный кусочек камня, этот камень называется – пемза. Я вам сейчас расскажу, как образуется пемза. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она застывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы это и есть пемза. Ребята посмотрите внимательно на пемзу и на обычный камень. Чем они отличаются? Посмотрите, в пемзе много дырочек, а в них спрятался воздух. Посмотрите, как это можно проверить(воспитатель опускает в воду пемзу и камень). Посмотрите, ребята, камень утонул, а пемза нет. Как вы думаете почему? Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. Ответы детей   Ответы детей Дети принимают активное участие в беседе по содержанию мультфильма     Дети выполняют движения, соответственно стихотворению. Предположения и ответы детей приседают, постепенно поднимаются на носочки, руки вверх; -поднимают руки вверх с одновременным сжиманием и разжиманием кулачков; -медленно опускают руки с одновременным приседанием вниз; - дышат, как драконы, извергающие огонь; - складывают руки под щеку и «засыпают».   Дети разбираются в схемах и читают их.   Дети проговаривают правила поведения в лаборатории. Дети одевают фартуки.   Дети проводят опыт и делают умозаключение     Ответы и предположения детей     Предположения и ответы детей.   Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности. Условия для выражения детей своих мыслей. Условия для развития познавательного интереса у детей.   Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.   Условия для развития двигательной активности.   Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для проявления поисковой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для развития самостоятельности и инициативы.     Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для развития самостоятельности и инициативы. Условия для проявления поисковой деятельности Условия для поддержки речевой активности.
Заключительная часть
  - Ребята, что нового вы узнали о вулканах? - Какой вред вулканы приносят людям? - Какую пользу вулканы приносят людям? - А зачем мы с вами проводили опыт в лаборатории - А чем вам понравилось в нашей лаборатории?   - А с кем, ребята, вы можете поделиться полученными сегодня знаниями? - я надеюсь, что вы обязательно вечером сегодня поделитесь своими новыми знаниями о вулканах с родителями, расскажете братьям и сестрам о вулканах, а может быть, совместно с родителями повторите наш опыт. Воспитатель благодарит детей за работу.   Ответы детей - Он разрушает и сжигает все на своем пути. - После того, как вулкан затихает, вокруг него остается очень плодородная почва, на которой растут хорошо растения.   Ответы детей Условия для выражения детьми своих мыслей.   Условия для поддержки(развития, стимулирования) речевой активности.   Условия для формулирования собственных умозаключений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: