Эта ситуация позволяет получить дополнительные сведения о взаимоотношениях ребенка с взрослым и особенностях его познавательной сферы в ситуации, стимулирующей исследовательскую активность ребенка, поиск решения незнакомой задачи.
А. Организация предметнойсреды.
На столик выкладывается только один незнакомый ребенку предмет. Например, для детей от I года до 2-х лет это коробочка с сюрпризом, который виден, сквозь прозрачную крышку, но сама крышка имеет необычный или незнакомый ребенку запор. Данная ситуация, также как и предыдущая, предусматривает разные стратегии поведения взрослого.
Проба 6. Пассивный взрослый.
В этой пробе взрослый в течение 2-3 минут пассивен, т.е. не объясняя, как играть с предметом, не стимулирует активности ребенка и не вступает с ним в общение. В протоколе фиксируется только собственная реакция ребенка на незнакомый объект и обращения к взрослому. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола. Если ребенок инициирует общение с взрослым, следует перейти к пробе 7.
Проба 7. А ктивный взрослый.
Взрослый либо сам вступает в общение с ребенком /в случае, если испытуемый не делает этого по собственной инициативе/, либо отзывается на его желание привлечь взрослого к действиям с предметом. Экспериментатор берет в руки предмет, показывает способы действия с ним и просит ребенка повторить его образец. В этой пробе регистрируются особенности речевого общения ребенка со взрослым.
При регистрации и дальнейшей обработке данных, полученных в этой ситуации, следует особенно помнить о возрастных особенностях поведения детей. То, что для трехлетнего ребенка выступает как слабая степень выраженности исследуемой формы поведения, то для годовалого или двухлетнего ребенка является достаточно высоким уровнем развития.
|
Регистрационный лист 1. "Уровень развития импрессивной сторон речи ".
- Импрессивная сторонаразвития речи в пробах с пассивным взрослым не оценивается
- Каждый параметр оценивается для каждой пробы отдельно, а потом вычисляется среднее арифметическое
- Пассивный словарь оценивается в процессе беседы с родителями о том, что знает ребенок и в беседы с ребенком при совместном просмотре книги («покажи..кто….что….что делает….какой») (средняя норма:1 год - 5-10 слов; 1,5 года – около 40 слов; 2 года – около 300 слов; 3 года –900-1000 слов)
Параметры оценки | Критерии оценки параметров | Выраженность в баллах | |||
Понимание речи взрослого | - отсутствует: ребенок не понимает речи взрослого и не реагирует на обращения взрослого | ||||
- низкий уровень: ребенок понимает отдельные названия предметов(стол, собака), не понимает обобщающих слов (посуда), признаков предметов или обозначения действий с ними | |||||
- средний уровень: ребенок понимает обращенную к нему речь(знание существительных, глаголов, наречий), понимает некоторые обобщающие слова, но не понимает слов, обозначающие признаки предметов(прилагательные), сложные действия с ними и предлоги | |||||
- высокий уровень: ребенок понимает обозначения многих предметов и обобщающие слова, обозначение действий с ними, их признаки (прилагательные), понимает значения предлогов (в, на, под, над, перед, за, около…); понимает сложные грамматические элементы(число единственное-множественное, падежные окончания существительных, связи между членами предложения), понимает уменьшительо-ласкательные суффиксы (кукла-куколка) | |||||
Способность к выполнению речевых инструкций взрослого | - отсутствует: ребенок не может выполнить самые простые инструкции взрослого | ||||
-низкая: ребенок выполняет только простые одноактные инструкции (типа «покажи, где мячик», «дай мячик»), но не может выполнить инструкции типа «положи кубик под стол» | |||||
- средняя: ребенок выполняет двухактные инструкции и ориентируется на названия признаков предметов(«дай мне кубик и возьми мячик») | |||||
высокая: ребенок выполняет все инструкции взрослого (включая многоактные), понимая обозначения пространственное расположение предметов | |||||
Понимание оценки взрослого | - отсутствует: ребенок не реагирует на оценку взрослым его действий | ||||
- низкий уровень: ребенок лишь изредка реагирует на оценку, делает слабые попытки исправить ошибку, прекратить или повторить действие | |||||
- средний уровень: ребенок понимает оценку взрослого (есть эмоциональная реакция), но не всегда учитывает ее в последующих действиях | |||||
- высокий уровень: ребенок реагирует на оценку взрослого ярко выраженными эмоциями и учитывает ее в последующих действиях | |||||
Пассивный словарь | - 5-10 слов | ||||
- 40-50 слов | |||||
- 300-400 слов | |||||
- 900-1000 слов | |||||
|
Регистрационный лист 2."Уровень развития экспрессивной стороны развития речи
Параметры оценки | Критерии оценки параметров | Выраженность в баллах | ||||
Активная речь(общая характеристика) | - отсутствует: ребенок не разговаривает и речевые средства общения не использует | |||||
- низкий уровень: ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения; редко использует речевые средства общения | ||||||
- средний уровень: ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двухсложное предложение; использует речевые средства общения наряду с другими средствами общения | ||||||
- высокий уровень: в основном, использует речевые средства общения; обращается к взрослому с высказываниями; может составить 2-3 связных предложения | ||||||
Средства общения | - преимущественно экспрессивно-мимические и жесты | (Эмж)1 | ||||
- преимущественно предметные действия | (П) 2 | |||||
- преимущественно предречевые (лепет и псевдослова) | (Пр) 3 | |||||
-преимущественно речь | (Р) 4 | |||||
Прагматическая сторона речи(диалогическая речь) | -соблюдение очередности при обмене сообщений с партнером -учет позиции слушателя (обозначение в речи того, что слушатель не знает и не упоминание того, что слушатель знает) | |||||
Прагматическая сторона речи (использование речевых средств) (подсчитыва- ется суммарный показатель) | - указательная функция (обозначающая) | |||||
- обобщающая функция (речемыслительная) | ||||||
- коммуникативная (передача информации в процессе монолога и диалога) | ||||||
- регулятивная (овладение своим поведением и поведением других) | ||||||
- понимание изменения значения слов и предложений в зависимости от контекста коммуникативной ситуации (одобрение/неодобрение, ирония,…) | ||||||
Лексическая сторона речи -Активный словарь | - 5-10 слов | |||||
- 40-50 слов | ||||||
- 300-400 слов | ||||||
- 900-1000 слов | ||||||
Семантическая сторона речи-развитие значения слов (подсчитыва- ется суммарный показатель) | - слова многозначны, обобщающие признаки неустойчивы и ситуативны (синкреты) (одним обозначением –много предметов и один предмет- многими обозначениями) | |||||
- слова более однозначные; в основе обобщения- функциональные признаки(комплексы) | ||||||
- слова однозначны, обобщение по общему признаку, но они могут быть несущественными и конкретными (псевдопонятия); выделить в речи и осознать не могут (может назвать стул, но не назовет мебель) | ||||||
-появляются слова с устойчивым общим значением на основе общего существенного признака (понятия) | ||||||
Общая грамотность (Синтаксическая сторона речи) | - речь только формируется и существует в форме слогов или слов- предложений, не имеющие грамматической формы (о степени грамотности или наличии аграмматизмов судить еще невозможно) -речь в форме двусложных предложений, в основном, грамматически неправильная; много аграмматизмов - речь, в основном, грамматически правильная | |||||
Синтаксическая сторона речи - формирование грамматического строя речи (подсчитыва- ется суммарный показатель) | -однословные предложения из слов-корней, не имеющие грамматической формы и расширительного значения по наличию общего ситуативного признака или на основе звукоподражания (мява=кошка, платок, одеяло + дай одеяло)(норма до 1,5 лет) -предложения из нескольких слов корней (ляля бух), в которых слова грамматически не связаны (норма до 1,8 лет) -начальное грамматическое оформление предложений в соответствии с законами языка (2 слова - большая чашка, молоко в чашке, пить молоко, мое молоко, налить в чашку/словообразование-число, род, наклонение, предлоги)(норма 1,10 – 2, 2 года) - более сложное грамматическое оформление предложений в соответствии с законами языка (3-4 слова + окончания, суффиксы, приставки, падежи – дядя ыбку овить=дядя ловит рыбку) (норма 2,2 – 3 года) | |||||
Фонетическая сторона речи-Звукопроизношение- | - речь невнятная: звуки и слова не соответствуют социальным образцам(ава=собака) | |||||
-речь частично понятна окружающим; часть слов соответствуют социальным образцам | ||||||
- речь понятна окружающим, слова произносятся четко | ||||||
|
Литература
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. М., МГППУ, 2002
- Илюк М.А., Волкова Г.А. Речевая карта для обследования ребенка с общим недоразвитием речи. М., Каро, 2004
- -Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до 3-х лет. М.,Когито, 1999
- Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978