Определение хора. Состав хора. Тип хора. Вид хора.
Хор (с др. – толпа) – это певческий коллектив, состоящий из хоровых партий, в которых объединяются голоса, родственные по тембру и диапазону.
Каждая партия представляет собой унисон. Деление внутри партии на два или более голосов называется divisi.
Минимальный состав смешанного хора (по Чеснокову) – 12 человек, по 3 на партию: тогда можно пользоваться цепным дыханием. При таком количестве легче добиться унисонного строя партии, чем меньшем.
Хором руководит дирижер или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Хор чаще всего состоит из 4-х хоровых партий, но количество партий в принципе не ограничено, т.к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (divisi).
В партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabot Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении или без него (a capella). Как правило, на репетициях хора, в процессе разучивания произведения написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано. Также, фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a capella.
Пение в хоре – это самый массовый и доступный вид совместного музицирования.
Тип хора
Тип хора – это характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов.
Певческие голоса делятся на 3 группы:
1) мужские
2) женские
3) детские
Хор, состоящий из голосов одной группы называется однородным
Хор, состоящий из мужских и женских голосов называется смешанным
В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров, которая делится на 4 типа:
1) мужские
2) женские
3) детские
4) смешанные
Объединение женских и детских голосов в один тип неправомерно, т.к. каждая из этих типов имеет свой специфический репертуар.
Смешанный хор
Его диапазон составляет более 4-х октав: от ноты «ля» контроктавы до «до» 3 октавы.
Смешанный хор позволяет применять разнообразные
приёмы изложения. Чаще всего применяется тесное расположение голосов. Голоса смешанного хора могут охватывать почти весь диапазон, создавая объёмное звучание. Смешанному хору можно поручать многоголосные гармонические и полифонические произведения.
Такой хор может включать в себя певческие голоса всех групп:
1) мужские
2) женские
3) детские
Он обладает очень большой динамической силой звука, а также богаты технические возможности смешанного хора. Самые большие возможности даёт исполнение широких распевных произведений, т.к. в профессиональные хоры женщины долгое время не допускались, для дисконтовых партий в хор вводились мальчики
Мужской хор
Диапазон мужского хора: от ноты «ля» контроктавы до ноты «до» второй октавы.
При наличие в хоре хороших октавистов, им часто поручают дополнительные, не обозначенные в партитуре удвоения басового звука в контроктаве.
Наиболее характерно для мужского хора тесное расположение голосов, как и для смешанного.
Не редко применятся и широкое расположение аккордов, охватывающее значительную часть.
Мужские хора разнообразны по своему исполнительскому профилю. Существуют академические мужские капеллы (a capella), народные мужские хоры, ансамбли песни и пляски и т.д.
Из русских композиторов XIX века для мужских хоров писали Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Рубенштейн, Аренский.
Особенно широко такие хоры используются в операх.
Женский хор
Женский хор имеет диапазон: от «фа» малой октавы до «до» 3 октавы.
В женском хоре используется тесное и широкое расположение голосов. Широкое расположение голосов встречается довольно редко.
В полифонических произведениях нередко возникает перекрещивание голосов. Встречается шести, семи, восьми–голосные произведения для женского хора. Встречается много оригинальных сочинений и обработок народных песен.
Для женского хора создали русские и народные композиторы такие как Кюи, Лядов, Чесноков, Мендельсон, Абд, Раве и многие другие..
Детские хора
Все детские хоры по возрастному признаку можно разделить на:
1. Младшего школьного возраста 1-3 класс
2. Среднего школьного возраста 4-6 класс
3. Старшего школьного возраста 9-11 класс
Хор, состоящий из детей 7-10 лет, характеризуется лёгким и фальцетным. Голоса ещё не имеют ярко выраженного индивидуального тембра.
Нет существенного различия голосов мальчиков и девочек.
Хоры младших школьников (1-3 класс) совершенствуются в одноголосном и двухголосном пении.
Хор, состоящий из детей среднего школьного (4-6 класс) возраста характеризуются большой насыщенностью и динамичностью звука.
У мальчиков в этом возрасте появляется грудное звучание, а у девочек ближе к 6 классу появляется тембр женского голоса.
Состав хора по количеству в нём исполнителей
По количеству певцов, составляющих хор, различают большие, средние и малые хоры. Наименьшим составом хоровой партии принято считать 3-4 партии. Это объясняется цепным дыханием.
Минимальный состав смешанного хора 12-16 человек.
Меньший коллектив – ансамбль.
Максимальный состав смешанного хора 120-130 человек.
Вид хора
Вид хора – это характеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных партий.
По количеству самостоятельных хоровых партий хоры бывают:
1. Одноголосные
2. Двухголосные
3. Трёхголосные
Образцы одноголосных хоров весьма многочисленны, унисонное пение является сложнейшей формой одноголосного хорового исполнительства.
В хоровой литературе образцы унисонного изложения партитуры довольно многочисленны.
Для смешанного хора встречаются значительно реже. Возможности всех голосов смешанного хора в унисон ограничены, т.к. в диапазоне сопрано и басов всего лишь несколько общих звуков. Чаще всего в хоровой партитуре встречается октавно-унисонное изложение партитуры смешного хора.
Унисон даёт возможность получить наибольшую силу звучности и принимать её в момент кульминации произведения. Также, к унисону нередко прибегают в окончаниях произведений, когда требуется постепенное замирание звучности (- это одна из особенностей русской народной песни).
Двухголосное, трёхголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. Пятиголосное, восьмиголосное изложение встречается в основном в хоровых сочинениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.
Произведения, рассчитанные на исполнение двумя, тремя и более самостоятельными группами называется двуххорными, трёххорными и т.д.
Древнейшей формой двуххорной композиции является антифон.
Антифон (греч. – звучащий в ответ) – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами.
Широко применялось в античных театрах.
Двуххорные произведения имеются у Баха, Танеева, Рубенштейна, Прокофьева, Шостаковича, Шабалина.
Хоры могут иметь разный статус:
1. Профессиональные хоры
Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Ведут регулярную концертную деятельность. Состоят из профессиональных певцов.
2. Любительские хоры
Объединяют людей, для которых пение в хоре – это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, при организациях и учреждениях, при немузыкальных заведениях. Например: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.
3. Церковные хоры
Участвуют в церковных службах.
4. Учебные хоры
Существуют в учебных заведениях (музыкальных, музыкально-педагогических, училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.
5. Оперные хоры