https://youtu.be/4bzodbZTO6M
Вопрос: «Было ли такое, что ураза в день Ашура была обязательной в начале Ислама, или она изначально была лишь желательной?»
Ответ:
В этом вопросе два мнения:
Первое мнение: то, что держать уразу в день Ашура было только желательно. И это мнение большинства ученых, и в довод привели хадис Му'авия ибн аби Суфяна, который приходит у Бухари и Муслима, то, что пророк салля Ллаху алейхи уа салам сказал: «Поистине этот ваш день "день Ашура", но Всевышний Аллах не предписал вам держать в нем уразу. Кто хочет пусть держит уразу, а кто хочет, может разговляться».
Второе мнение: то, что держать уразу в день Ашура было обязательным в начале Ислама, но затем пришло аннулирование в этом вопросе и держать уразу стало лишь желательным, это тогда когда стало обязательным поститься в месяц Рамадан. Это мнение Ахмада и ханафитов и это одно из мнений шафиитов, и это мнение целой группы мухаккыкун (это люди, которые не придерживаются какого-либо мазхаба, но стараются следовать за доводами, как ибн Хазм, имам Аш-Шаукани, ибн Хаджар и др.) и за это мнение они привели следующие доводы:
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во времена джахилийи курайшиты постились в день ‘Ашура, а потом Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) велел людям соблюдать пост в этот день. Это продолжалось, пока не был вменён в обязанность пост во время рамадана, и тогда Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал: “Кто хочет, пусть постится в этот день, а кто не хочет, пусть не постится”». Аль-Бухари, № 2002. Муслим, № 1125.
Абу Муса передаёт, что иудеи считали день ‘Ашура праздником, и Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал: «Поститесь в этот день и вы». Аль-Бухари, № 2005. Муслим, № 1131.
|
Ар-Рубайа бинт Муаза (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека, в полдень Ашура, к селениям ансаров, со словами: «Кто не постился с утра, тот пусть постится остаток дня, а кто постился с утра, тот пусть продолжает поститься». После этого мы постились, и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку, до разговения». (Аль-Бухари: 1960).
А что касается хадиса:
Хумайд ибн ‘Абду-р-Рахман передаёт, что он слышал как Му‘авийа ибн Абу Суфйан обращался к людям с проповедью во время посещения Медины, а было это в день Ашура. Он сказал: «Где ваши учёные? О жители Медины! Я слышал, как Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал об этом дне: “Это день Ашура, и Аллах не обязывал вас поститься в этот день. Я же пощусь. И кто из вас желает поститься, пусть постится, а кто не желает поститься, пусть не постится”». Аль-Бухари, № 2003. Муслим, № 1129.
То, относительно него ибн Кудама сказал: «Его необходимо понимать так, что пророк салля Ллаху алейхи уа саллям, хотел сказать, что ураза в этот день не предписана вам сейчас, и подтверждается это тем, что Му'авия ибн Аби Суфьян принял Ислам в поздние годы». То есть Муавия, принял Ислам уже тогда когда не было обязательным держать пост Ашура.
Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Из всех этих хадисов понимается, что держать уразу в день Ашура вначале было обязательным, потому что пророк салля Ллаху алейхи уа саллям, приказал держать уразу в этот день, затем утвердил этот приказ еще сильнее, потом еще сильнее утвердил этот призыв тем, что возгласил это постановление перед всеми людьми громким голосом. А потом еще приказал тем, которые уже успели поесть прекратить употребление этой пищи в этот день, потом даже пришло, что пророк салля Ллаху алейхи уа саллям, приказал женщинам воздержаться от кормления грудью своих детей в этот день до магриба, а также словами ибн Мас'уда, которые пришли у имама Муслима, то что он сказал: «Когда стало обязательным держать уразу в месяц Рамадан, оставили уразу в день Ашура». Вместе с тем, что мы знаем, что желательность поста не была оставлена, и она установлена, и указывает на то, что оставили ее обязательность, но не его желательность».
|
И правильным мнением является второе. Уа Ллаху А'лям.
Источник: Шарх (Комментарии) к книге "Булуг Аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама. Уроки по книге провел Руслан абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.
_________________________________________________
2 День ‘Ашура.
О посте в день Ашура жителям Аравии было известно с древних времён. В этот день курайшиты [Мекканские арабы, род, из которого происходит пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)] постились и меняли материю, которой покрывались стены Каабы, это была торжественная и почётная традиция арабов. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Они постились в день Ашура, до того как Рамадан стал обязательным. Это был день, когда покрывали Каабу» (Аль-Бухари: 1592).
Также передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества» [доисламская эпоха], затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». (Аль-Бухари: 1893).
|
Имам аш-Шафи’и о словах: «он перестал поститься в день ‘Ашура», сказал: “Т.е. перестал считать пост в этот день обязательным”. См. “Ихтиляф аль-хадис” 103.
Ибн ‘Умар говорил: “Люди времен джахилии соблюдали пост в день ‘Ашура, и в этот день постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мусульмане до того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ‘Ашура – это день из дней Аллаха! И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится»”. Муслим 1126.
Иудеи также считали этот день большим праздником. Передаётся от Абу Мусы аль-Ашари: «Жители Хайбара (иудеи) постились в день Ашура, считали его праздником и одевали на своих женщин украшения и красивые одежды, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь и вы в этот день». (Муслим: 1131).
В других хадисах сообщается, что пост в день Ашура соблюдался также и христианами. Этот пост является наглядным примером, одного из тех божественных законов и пророческих обрядов, которые прошли через века и сохранились в памяти людей.
_________________________________________________