Техника пожарная. Беспилотные авиационные системы




Техника пожарная

Беспилотные авиационные системы

Общие технические требования

Система испытаний

 

Настоящий проект стандарта не подлежит применению до его утверждения

 

 

Москва


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знака Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России).

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от _________ № _____

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru).

 

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.

Содержание

1 Область применения ……………………………………………………………………………

2 Нормативные ссылки ……………………………………………………………………………

3 Термины, определения и сокращения ……………………………………………………….

4 Общие требования ………………………………………………………………………………

4.1 Требования назначения …………………………………………………………….

4.2 Конструктивные требования ……………………………………………………….

4.3 Требования надежности ……………………………………………………………

4.4 Требования радиоэлектронной защиты …………………………………………

4.5 Требование стойкости к внешним воздействиям и живучести ………………

4.6 Требования эргономики и технической эстетики ………………………………

4.7 Требования эксплуатационной технологичности ………………………………

4.8 Требования безопасности и охраны окружающей среды …………………….

4.9 Требования к комплектности ………………………………………………………

5 Система испытаний ……………………………………………………………………………..

 

 


НАЦИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

________________________________________________________________________

Техника пожарная

БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Общие технические требования

Система испытаний

 

Fire engineering. Unmanned aircraft systems. General technical requirements.

Test system

________________________________________________________________________

Дата введения _____________

Область применения

 

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования и систему испытаний беспилотных авиационных систем, применяемых при тушении пожаров.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые беспилотные авиационные системы, предназначенные для обеспечения тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на пожарные беспилотные авиационные системы и их модификации, ТТЗ на разработку которых утверждены до введения в действие настоящего стандарта.

____________________________________________________________

Проект, первая редакция

 

Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожаробезопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.010 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования

ГОСТ 14.201 Обеспечение технологичности конструкции изделий. Общие требования

ГОСТ 15.301 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ 15.309 Системы разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 20.39.108 Комплексная система общих технических требований. Требования по эргономике, обитаемости и технической эстетике. Номенклатура и порядок выбора

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ 27.003 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности

ГОСТ 14254 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 21964 Внешние воздействующие факторы. Номенклатура и характеристики

ГОСТ Р 9.050 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Методы лабораторных испытаний на устойчивость к воздействию плесневых грибов

ГОСТ Р 9.804 Единая система защиты от коррозии и старения. Изделия и материалы. Методы лабораторных испытаний на стойкость к повреждению грызунами

ГОСТ Р 51317.4.2 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.3 Совместимость технических средств электромагнитная. Ограничение эмиссии гармонических составляющих тока техническими средствами с потребляемым током более 16 А, подключаемыми к низковольтным системам электроснабжения. Нормы и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.4 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.5 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.4.11 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.6.1 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в жилых, коммерческих зонах и производственных зонах с малым энергопотреблением. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.6.2 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51317.6.5 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых на электростанциях и подстанциях. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51318.12 Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных вне подвижных средств

ГОСТ Р 51318.22 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования информационных технологий. Нормы и методы испытаний

ГОСТ Р 51801 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к воздействию агрессивных и других специальных сред

ГОСТ Р 54265 Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация

ГОСТ Р 54344 Техника пожарная. Мобильные робототехнические комплексы для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Классификация. Общие технические требования. Методы испытания

ГОСТ Р 55895 Техника пожарная. Системы управления робототехнических комплексов для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 5612 Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования

ГОСТ Р 57258 Системы беспилотные авиационные. Термины и определения

ГОСТ Р 60.0.0.2 Роботы и робототехнические устройства. Классификация

ГОСТ Р 60.0.3.1 Роботы и робототехнические устройства. Виды испытаний

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если изменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

Термины, определения и сокращения

 

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57258 и ГОСТ 16504.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

БАС – беспилотная авиационная система;

БВС – беспилотное воздушное судно;

НСУ – наземная станция управления;

ОКР – опытно-конструкторская работа;

ППУ – передвижной пункт управления;

ПФ – поражающий фактор;

РТС – робототехническое средство;

СВП – станция внешнего пилота;

СНОП – средства наземного обеспечения полетов;

ТД – техническая документация;

ТЗ – техническое задание;

ТО – техническое обслуживание;

ТТЗ – тактико-техническое задание;

ЧС – чрезвычайная ситуация.

 

Общие требования

 

Требования назначения

 

4.1.1 В соответствии с ГОСТ Р 60.0.0.2 беспилотные авиационные системы (далее – БАС), применяемые при тушении пожаров, относятся к мобильным сервисным роботам для профессионального использования при работах в экстремальных условиях.

4.1.2 Основными из требований назначения являются функциональные, определяющие виды работ, выполняемых с использованием БАС.

4.1.2.1 БАС должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и технической документации (далее – ТД).

4.1.2.2 БАС при тушении пожаров должны использоваться для выполнения следующих типовых задач:

1) мониторинга района пожара, представляющего собой обследование зоны пожара в целях установления:

наиболее опасного направления распространения пожара (создание угрозы ценным насаждениям или насаждениям, в которых возможен переход лесного пожара в верховой, объектам экономики и населенным пунктам);

наличия естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;

возможного усиления или ослабления пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения, а также из-за изменений метеорологической обстановки;

возможности подхода, подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения пожара;

наличия источников водоснабжения и возможности их использования;

наличия опорных полос для проведения отжига и условий прокладки минерализованных полос;

безопасных мест стоянки транспортных средств, расположения людей;

путей отхода лиц, осуществляющих тушение пожара, на случай возникновения опасности усиления огня, возможных мест укрытия;

2) поиска пострадавших при пожаре, включающего:

определение и обозначение места нахождения пострадавших и по возможности установление с ними связи;

уточнение функционального состояния пострадавших и объема необходимой помощи;

выявление наличия и опасности воздействия на людей поражающих факторов;

3) информационного сопровождения и наведения на объекты мобильных поисковых групп;

4) разведки зоны пожара, включающей:

а) определение точных координат объектов поиска и границ района природного пожара, в рамках чего устанавливаются:

вид и скорость распространения природного пожара, его контур и примерная площадь;

тактические части пожара (фронт, фланги, тыл);

основные типы (виды) горючих материалов;

наличие условий радиоактивного загрязнения или химического заражения местности;

б) оперативную воздушную разведку пожара на промышленных предприятиях и в жилых зданиях, включающую:

ведение визуального наблюдения наружных поверхностей зданий (сооружений) в том числе крыш, а также прилегающей местности с помощью оптико-электронных систем;

панорамный и детальный обзор здания для определения инженерного состояния, обнаружения очагов возгорания и визуального контроля за ходом аварийно-спасательных работ в реальном масштабе времени;

в) фото, многоспектральную (видео, ик-, …) съемку;

5) транспортировки (доставки) малогабаритных грузов:

медикаментов, оборудования, продовольствия и т.п. при тушении природных пожаров;

устройств спасения и защиты людей, отрезанных от путей эвакуации при тушении пожаров в высотных зданиях и сооружениях;

6) авиационного обеспечения связи:

ретрансляции связи в зоне пожара;

обеспечения сотовой связью мобильных групп спасателей;

передачи сигналов управления РТС;

7) эвакуации пострадавших – в перспективе;

8) авиационного тушения пожара – в перспективе.

4.1.2.3 При тушении пожаров БАС должны обеспечивать выполнение работ в опасных зонах при воздействии одного или нескольких ПФ, характеристики которых приведены в ГОСТ Р 54344.

4.1.2.4 Комплекс условий применяемости на конкретный образец БАС должен задаваться в ТЗ на его разработку и изготовление.

4.1.2.5 В состав БАС должны быть включены следующие основные элементы:

два и более беспилотных воздушных судов (далее – БВС) различных типов с комплектом сменных унифицированных целевых нагрузок различных типов, необходимых для выполнения конкретных задач по предназначению;

средства наземного обеспечения полетов (далее – СНОП) БВС;

передвижной пункт управления (далее – ППУ) БАС на базе автомобиля повышенной проходимости;

наземная станция управления (далее – НСУ) БВС – в мобильном варианте;

портативные (индивидуальные) терминалы, обеспечивающие прием информации от БВС в реальном масштабе времени;

средства отображения и визуализации получаемой информации в режиме реального времени.

В зависимости от вновь выявленных особенностей выполнения конкретной задачи состав компонент может быть расширен.

4.1.3 БАС должна соответствовать общим техническим требованиям по ГОСТ 56122, ГОСТ Р 54344.

4.1.4 БАС ближнего действия малого класса должны удовлетворять следующим требованиям:

обеспечение полной информационно-технической совместимости с системами связи, стоящими на оснащении эксплуатирующих их организаций;

ведение воздушной разведки (мониторинга) с необходимой производительностью и разрешением на местности с передачей информации на ППУ БАС в реальном масштабе времени в условиях прямой радиовидимости на удалении не менее 5 км от ППУ;

возможность применения днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, в любых климатических условиях, в условиях воздействия агрессивных факторов в зоне ЧС, в едином воздушном пространстве с пилотируемой авиацией;

сохранение работоспособности и аэродинамической устойчивости БВС в условиях воздействия отрицательных факторов (метеорологических, радиационного и химического заражений, в условиях воздействия агрессивных факторов в зоне пожара и др.);

межкомплексная совместимость ППУ БАС по обработке информации, обеспечиваемая применением унифицированных протоколов обмена данными, технических средств и программно-алгоритмического обеспечения связи и передачи данных;

открытая архитектура, модульность (блочность) построения, в том числе применение унифицированных модулей полезной нагрузки, предусматривающая возможность их замены, ремонта и модернизации в ходе эксплуатации, в том числе «полевого» ремонта;

возможность управления БВС и приема информации от них при прямой радиовидимости и с использованием ретрансляторов (пилотируемой авиации, других БВС, аэростатов);

использование высокоскоростных (с большой пропускной способностью), широкополосных, помехоустойчивых, защищенных каналов связи для передачи данных и приема команд управления;

возможность одновременного применения и управления требуемым количеством БВС с одного ППУ БАС;

возможность автоматического и автоматизированного управления БВС и его целевой нагрузкой;

возможность изменения маршрута и профиля полета БВС при нахождении в воздухе;

взаимная идентификация БВС и ППУ БАС, работающих в одной зоне применения;

автоматический (автоматизированный) взлет и посадка (возвращение в район посадки) БВС;

обеспечение рационального сочетания автоматического (программного) и автоматизированного (с участием человека) управления БВС и его целевой нагрузкой;

максимально возможная унификация процессов обслуживания систем, а также обучения расчетов;

наличие программно-аппаратных средств, обеспечивающих тренажную подготовку расчетов без реального использования БВС;

мобильность и транспортабельность;

преимущественное использование комплектующих, элементной базы отечественного производства, при необходимости – с регламентированным использованием импортных, с возможностью их последующей замены на отечественные;

оснащение бортовой навигационной аппаратурой спутниковых систем типа GPS, ГЛОНАСС и др;

оснащение сертифицированным по требованиям безопасности информации базовым и специальным программным обеспечением.

4.1.5 Требования к ППУ БАС:

создание на базе автомобильного шасси повышенной проходимости;

прием, регистрация и отображение команд управления, передаваемых БВС;

дистанционный контроль работоспособности БВС при их подготовке к взлету (пуску);

возможность внесения изменений в программу-задание БВС и установленной на борту целевой нагрузки на любом из этапов полета;

прием от БВС по радиолинии, регистрация и отображение траекторной и телеметрической информации (в том числе о работоспособности целевой нагрузки);

сбор, отображение, анализ и автоматическая обработка данных, поступающих от целевой нагрузки БВС;

передача информации в оперативные штабы, ЦУКС в реальном масштабе времени;

простота, информативность и удобство работы со специальным программным обеспечением БАС;

возможность управления БВС в движении.

4.1.6 Требования к средствам ретрансляции для обеспечения применения БАС:

в качестве средств ретрансляции для обеспечения применения БАС могут использоваться самолеты, вертолеты, БВС и аэростаты.

средства ретрансляции должны обеспечивать управление и прием информации от БВС в реальном масштабе времени с использованием унифицированных, помехозащищенных каналов связи и передачи данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: