При возникновении очага загрязнения (заражения) служба торговли и питания организует работу по определению степени загрязненности (зараженности) находящихся в очаге запасов продовольствия и возможности их использования для питания. На каждом пищевом объекте, продовольственном складе силами объектовой медицинской службы и контрольными звеньями объекта проводится обследование территории, продовольственного транспорта, складских помещений, тары и инвентаря, о чем составляется акт обследования.
После осмотра пищевые продукты сортируются на явно загрязненные (зараженные), подозрительные на загрязнение (заражение) и незагрязненные (незараженные).
Подозрительными на загрязненность (зараженность) считаются продукты, неимеющие внешних признаков загрязнения (заражения), но находящиеся вблизи загрязненных (зараженных) помещений или территорий. К незагрязненным (незараженным) относятся продукты, хранящиеся в надежных и неповрежденных укрытиях и емкостях.
Экспертизе подлежит лишь продовольствие, подозрительное на загрязнение (заражение), и продовольствие после его обезвреживания.
Санитарной экспертизой называется установление пригодности для употребления продуктов питания и воды.
После обследования приступают к отбору проб. Пробы воды и жидких продуктов берутся после тщательного перемешивания. Пробы сухих продуктов берут с наиболее подозрительных по загрязнению мест с поверхностных слоев. Каждую партию продуктов тщательно осматривают, обследуют тару, а затем отдельные упаковки вскрывают и берут пробы для лабораторного контроля, при этом запрещается перемешивать содержимое тары.
Взятые пробы, в зависимости от вида продуктов, помещают в стеклянные или металлические банки, бутылки, бумажные или целлофановые пакеты, которые упаковываются в прорезиненный мешок и в кратчайшие сроки доставляются в лабораторию вместе с сопроводительной запиской. В сопроводительной записке указываются вид объекта, условия содержания продукта, состояние тары, вид продукта (название водоисточника), цель исследования, дата взятия пробы. Лица, производящие забор проб, должны быть одеты в защитную одежду и использовать средства защиты органов дыхания, а после окончания работ пройти полную санитарную обработку.
|
Подозрительные продукты и питьевая вода до получения результатов лабораторного анализа должны находиться в полной сохранности, они считаются условно загрязненными (зараженными) и не могут быть использованы для питания.
Отпуск пищевых продуктов, подозрительных на заражение, производится только после проведения санитарной экспертизы.
Санитарный эксперт свое решение о годности пищевых продуктов и воды выносит на основании акта обследования пищевого объекта, результатов лабораторного анализа проб, данных о предельно допустимых дозах РВ, концентрации АОХВ и ОВ в готовых продуктах питания, не требующих дальнейшей кулинарной и технологической обработки, а также информационных данных штаба по делам ГОЧС района (города) о радиоактивном, химическом, бактериологическом очаге поражения. Последовательность действий санитарного эксперта:
· получить из штаба по делам ГОЧС сведения о факте возникшей ЧС;
· получить пробы продовольствия;
|
· потребовать акт обследования продовольственного объекта;
· потребовать сопроводительную записку с указанием количества продуктов,
условий их хранения, места и времени взятия пробы;
· определить способ и средства обезвреживания;
· определить порядок использования, обезвреживания, утилизации или уничтожения продуктов;
· выдать экспертное заключение.
В результате проведенной экспертизы могут быть приняты следующие решения:
· продукт разрешается для использования в пищевых целях без всяких ограничений (продукт не имеет загрязнения или заражения);
· продукт годен к употреблению здоровыми людьми в течение определенного
срока, если количество РВ (концентрация АОХВ, ОВ) не превышает пре
дельно допустимые нормы. Этот продукт не может быть направлен в детские и лечебные учреждения;
· продукт годен к употреблению, но подлежит реализации через систему общественного питания, если есть уверенность, что после кулинарной и технологической обработки количество РВ (концентрация АОХВ, ОВ) не будет превышать допустимые нормы, а БС будут полностью отсутствовать. Прежде чем выдать такое заключение, санитарный эксперт должен дать указание на проведение контрольной варки и получить описание технологии приготовления готового продукта питания. После этого готовый продукт подлежит повторному исследованию в соответствующей лаборатории. Заключение выдается, если в результате исследования в готовой продукции количество РВ (концентрация АОХВ, ОВ) не превышает предельно допустимых норм, а БС отсутствуют;
|
· продукт подлежит обезвреживанию (дезактивации, дегазации, дезинфекции)
или естественному обезвреживанию (отлежке), после чего необходима повторная экспертиза. В случае проведения естественного обезвреживания продукт должен храниться отдельно, а его исследование должно проводиться не реже чем один раз в 3 мес;
· продукт не пригоден к употреблению в пищу, но может быть использован
для технических нужд (передан на утилизацию);
· продукт не пригоден к употреблению и подлежит уничтожению.
Продукты питания, которые после проведения мероприятий по обезвреживанию остаются не пригодными к употреблению, подлежат утилизации или уничтожению. Утилизация загрязненного (зараженного) продовольствия производится на существующих заводах по переработке вторичного сырья или на специальных предприятиях. В том случае, когда продукты не могут быть утилизированы, они подлежат уничтожению.
Уничтожение загрязненного (зараженного) продовольствия производится путем сжигания или закапывания. Сжигают продовольствие в специально отведенных местах. В случае, если загрязненное (зараженное) продовольствие не может быть сожжено, его закапывают на глубину не менее 1,5 м с предварительной денатурацией нефтью, лизолом, хлорной известью, керосином и т.п. Продукты, подлежащие утилизации или уничтожению, перевозят в специально оборудованных закрытых машинах. Транспорт после перевозки загрязненных (зараженных) продуктов подлежит обеззараживанию.
Пищевые продукты утилизируются или уничтожаются согласно заключению санитарного эксперта в установленном порядке.
Контроль за проведением мероприятий по обезвреживанию, правильностью транспортировки загрязненных (зараженных) продуктов, их хранением, утилизацией и уничтожением осуществляет служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Ряд мероприятий по линии своего ведомства проводит и ветеринарная служба.
Специализированные (нештатные) формирования госсанэпидслужбы России предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.
Формирования создаются на базе центров Госсанэпиднадзора России, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами Минздрава России.
Предусматривается создание следующих типов специализированных формирований: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО); санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) — эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).
Конкретные задачи формирований в различных ЧС определяются Положением о специализированных формированиях госсанэпидслужбы России.
Санитарно-эпидемиологические отряды формируются центрами Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации из сотрудников учреждений госсанэпидслужбы, а также за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования. Центры Госсанэпиднадзора, не имеющие возможностей формирования СЭО, создают СЭБ. СЭО является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (бригад). Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руководством учреждения-формирователя. В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады с участием экспертов для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда.
Ответственность за готовность СЭО к действиям в ЧС возлагается на главного врача центра Госсанэпиднадзора, формирующего отряд.
Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования — 24 ч (бригад -12 ч). Для работы бригад на месте этот срок не должен превышать 2-4 ч. В составе СЭО (типовом) предусматриваются: начальник СЭО (заместитель главного врача центра Госсанэпиднадзора), врач по радиационной гигиене, инженер-радиолог, 2 врача по общей гигиене, врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог), 2 врача-дезинфекциониста, 2 врача-лаборанта, 2 врача-бактериолога (вирусолога), 2 техника-дозиметриста, помощник санитарного врача (фельдшер), помощник эпидемиолога, лаборант-химик (средней квалификации), лаборант-микробиолог (средней квалификации), инструктор-дезинфектор, 2 водителя автотранспорта — всего 21 чел.
Состав санитарно-эпидемиологических бригад:
· эпидемиологическая — начальник (врач), врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), инструктор-дезинфектор, водитель автотранспорта всего 5 чел.;
радиологическая — начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник санитарного врача (фельдшер), техник-дозиметрист, водитель автотранспорта — всего 5 чел.;
• санитарно-гигиеническая (токсикологическая) — начальник (врач), санитарный врач-токсиколог, помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), лаборант-химик (средней квалификации), водитель автотранспорта — всего 5 чел.
Задачи СЭО в режиме повседневной деятельности:
· участие личного состава СЭО в организации и проведении основных мероприятий по предупреждению возникновения эпидемических вспышек в ЧС;
· поддержание постоянной готовности управления отряда, других сил и средств, обеспечение готовности к забору проб, проведению индикации возбудителей инфекционных заболеваний; накопление, хранение и обновление оснащения формирования;
· создание запасов медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики особо опасных инфекционных заболеваний;
· подготовка специалистов отряда по вопросам профилактики особо опасных инфекций, предупреждения и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;
· обучение личного состава отряда современным методам обнаружения и индикации возбудителей, лабораторного контроля продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды на зараженность бактериальными средствами (БС), АОХВ и радиоактивными веществами (РВ);
· проведение тренировочных занятий личного состава отряда по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС;
· проверка готовности отряда к практическому его развертыванию в установленные сроки с привлечением всех сил и средств и постановкой задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; проверка эффективности схемы оповещения и сбора личного состава, уточнение потребности в личном составе, транспорте, имуществе; определение реальных сроков приведения в готовность; уточнение последовательности и порядка развертывания; уточнение возможностей проведения биологической разведки в военное время и санитарно-эпидемиологической разведки, лабораторного контроля за загрязненностью РВ, АОХВ и зараженностью БС продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды; определение объема санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС.
Задачи СЭО в режиме повышенной готовности:
· повышение готовности подразделений СЭО, предназначенных для ликвидации возможных ЧС, уточнение их планов и действий в зависимости от прогноза развития санитарно-эпидемиологической ситуации;
· приведение СЭО в состояние повышенной готовности (выдвижение ГЭР и СЭО в район предполагаемых действий).
Задачи СЭО в режиме чрезвычайной ситуации в мирное время:
· развертывание и осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологического характера, проводимых при возникновении ЧС;
· выдвижение оперативных групп (ГЭР) и формирований в район ЧС;
· организация и проведение противоэпидемических мероприятий;
· отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований;
· оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития; определение объема и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС;
· обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
· экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и выдача заключений о возможности их использования для нужд населения;
· санитарно-эпидемиологические неотложные мероприятия по жизнеобеспечению населения и личного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
· информирование населения о степени риска для здоровья и жизнедеятельности в результате ЧС; систематическое информирование руководства зоны ЧС об изменении санитарно-эпидемической ситуации и мерах по стабилизации обстановки;
· оперативная работа со средствами массовой информации.
Задачи СЭО в военное время в очаге бактериологического (биологического) поражения:
· санитарно-эпидемиологическая разведка с отбором проб из объектов окружающей среды (вода, почва, воздух, пищевые продукты и продовольственное сырье);
· индикация возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний с помощью метода флюоресцирующих антител и реакции непрямой гемагглютинации с одновременной доставкой проб в головные лаборатории системы СНЛК;
лабораторный контроль за зараженностью продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды БС с выдачей заключения о пригодности их к использованию;
· участие в определении границ очага поражения, границ карантинной и обсервационной зон, режима работы аварийно-спасательных и других формирований, участвующих в ликвидации эпидемического очага;
· эпидемиологическое обследование очагов заболеваний и анализ инфекционной заболеваемости в очаге;
· лабораторный контроль полноты обеззараживания продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды;
· организация экстренной профилактики инфекционных заболеваний среди населения, личного состава аварийно-спасательных и других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;
· контроль и оказание организационно-методической помощи по обеспечению противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, формирований и ведомственных служб;
· контроль за организацией санитарного режима работы на предприятиях общественного питания, объектах водоснабжения и других объектах жизнеобеспечения;
· контроль за проведением санитарной обработки пораженных БС, поступающих в лечебные учреждения;
· выдача рекомендаций по обеззараживанию, использованию и условиям хранения продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах.
Задачи СЭО в военное время в очаге радиационного поражения и зонах радиоактивного загрязнения:
· лабораторный контроль за загрязнением продуктов питания, продовольственного сырья и питьевой воды РВ с выдачей заключения о пригодности их для использования;
· наблюдение, оценка и прогнозирование радиационной обстановки в районе дислокации и работы формирований;
· оценка степени опасности для людей радиоактивного загрязнения местности и объектов окружающей среды в целях обоснования мероприятий по противорадиационной защите;
· участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима работы и защиты в зонах загрязнения РВ;
· организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятии, направленных на обеспечение санэпидблагополучия населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации неблагоприятных последствий радиоактивного загрязнения;
· лабораторный контроль за полнотой дезактивации продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды;
· выдача рекомендаций по дезактивации, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах.
Задачи СЭО в военное время в очаге химического поражения:
· лабораторный контроль за загрязнением ОВ и АОХВ продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды с выдачей заключения о пригодности их для использования;
· участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима защиты, безопасных условий труда в зонах загрязнения;
· выдача рекомендаций по использованию и дегазации запасов продуктов питания, пищевого сырья, загрязненных ОВ, условиям их хранения на складах и базах;
· контроль за проведением санитарной обработки пораженных ОВ, поступающих в лечебные учреждения.
Деятельность после ликвидации последствий ЧС предусматривает свертывание формирования, возвращение его к нормальной работе и включает:
· контроль за проведением дезактивации, дегазации и заключительной дезинфекции помещений и транспорта, а также санитарной обработки личного состава формирования, обеззараживанием одежды, обуви, средств индивидуальной защиты;
· ремонт техники, аппаратуры, средств индивидуальной защиты;
· подведение итогов работы формирования, анализ деятельности отдельных подразделений и конкретных лиц с целью использования полученного опыта;
· подготовка предложений по устранению недостатков, допущенных при ликвидации ЧС.
Специализированная противоэпидемическая бригада является подвижным автономным формированием постоянной готовности, предназначенным для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения.
Подчиняются СПЭБ непосредственно Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России и являются его представителями в зонах деятельности.
Бригады формируются на базе противочумных учреждений. Количество СПЭБ, формирующие их базовые учреждения и организационную штатную структуру определяет Департамент Госсанэпиднадзора.
Комплектование основного и дублирующего состава СПЭБ производится из числа персонала противочумных учреждений с привлечением (при необходимости) по распоряжению Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России специалистов других учреждений госсанэпидслужбы.
Начальник СПЭБ назначается приказом руководителя учреждения, на базе которого она формируется.
Оснащение СПЭБ производится согласно «Табелю оснащения специализированной противоэпидемической бригады» за счет средств федерального бюджета. Расходные материалы и имущество должны быть рассчитаны на работу СПЭБ в течение двух недель (минимальный срок). Пополнение СПЭБ табельным имуществом и материалами осуществляется формирующим учреждением за счет целевого финансирования из федерального бюджета.
Основными задачами СПЭБ являются:
· участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпидемических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации карантинных и других инфекционных заболеваний, в том числе в случаях их завоза из-за рубежа;
· участие в организации и проведении комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС, направленных на предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости населения, а также оценку и прогнозирование санитарно-эпидемической ситуации;
· участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпидемических мероприятий при активизации природных очагов инфекционных заболеваний;
· диагностика заболеваний неясной этиологии и индикация возбудителей инфекционных болезней бактериальной природы в объектах окружающей среды.
Ниже приведен перечень мероприятий, проводимых СПЭБ в различных режимах деятельности.
В режиме повседневной деятельности:
· укомплектование основного и дублирующего состава в соответствии с организационно-штатной структурой;
· составление схемы оповещения и сбора личного состава СПЭБ в рабочее и нерабочее время;
· укомплектование табельным имуществом, обеспечение его надлежащего хранения и своевременного обновления;
· ежегодное планирование деятельности СПЭБ;
· специальная теоретическая и практическая подготовка личного состава СПЭБ;
· освоение новых методов лабораторной диагностики инфекционных болезней.
В режиме повышенной готовности:
· уточнение наличия и готовности личного состава СПЭБ;
· сбор и инструктаж личного состава о введении режима повышенной готовности бригады; проверка наличия и состояния имущества, его доукомплектование;
· проверка технического состояния и готовности табельного автотранспорта, предназначенного для передислокации бригады.
В режиме чрезвычайной ситуации:
· передислокация СПЭБ в зону ЧС при возникновении эпидемического очага особо опасных инфекций;
· развертывание подразделений СПЭБ в помещениях или палатках с учетом требований биологической безопасности;
· организация круглосуточной работы бригады;
· проведение эпидемиологического обследования, эпидемиологического анализа и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки в очагах инфекционных заболеваний в зоне ЧС;
· лабораторная диагностика инфекционных заболеваний бактериальной природы, индикация их возбудителей в объектах окружающей среды, лабораторный контроль за зараженностью пищевых продуктов и воды;
· идентификация культур возбудителей инфекционных заболеваний, определение их биологических свойств (вирулентность, чувствительность к антибиотикам и пр.);
· серологическая диагностика вирусных инфекций, сбор и направление материала для вирусологических исследований в специализированную стационарную лабораторию;
· участие в разработке комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС;
· участие в организации и проведении санитарно-эпидемиологической разведки, эпидемиологическом наблюдении и эпизоотологическом обследовании;
· участие в организации выявления инфекционных больных, экстренной и специфической профилактики;
· участие в организации карантинных и обсервационных мероприятий;
· контроль за проведением дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий;
· оказание консультативно-методической и практической помощи ЛПУ в развертывании и перепрофилировании инфекционных стационаров, бактериологических лабораторий, а также в специальной подготовке персонала;
· участие в контроле за соблюдением режима биологической безопасности в лечебно-профилактических учреждениях и бактериологических лабораториях;
· участие в проведении санитарно-просветительной работы.
Готовность СПЭБ к работе в ЧС в отрыве от базы формирования — 12 ч, для работы на месте формирования — 2-4 ч.
Организация работы СПЭБ в зоне ЧС осуществляется во взаимодействии с учреждениями Минздрава, МЧС России, других министерств и ведомств.
При развертывании СПЭБ ее руководство организует взаимодействие с администрацией, на территории которой действует СПЭБ, решает вопросы обеспечения СПЭБ помещениями для развертывания его подразделений; охраны; удовлетворения коммунально-бытовых, технических, энергетических и транспортных потребностей; выделения при необходимости дополнительного персонала.
Снабжение СПЭБ расходными материалами по мере их использования осуществляет руководство противочумного учреждения и (или) центр Госсанэпиднадзора, на территории которого действует СПЭБ, за счет целевого финансирования из средств федерального бюджета.
Организационно-штатная структура СПЭБ: управление (2 чел.) — начальник (врач), помощник начальника; эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой (12 чел.) — начальник (заместитель начальника СПЭБ), санитарный врач, 3 врача-эпидемиолога, врач-инфекционист, зоолог, паразитолог, 3 помощника эпидемиолога (лаборанта), дезинфектор; бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел.) — начальник, 6 врачей-бактериологов, 9 лаборантов (фельдшеров-лаборантов), лаборант-средовар, 4 санитара, 2 автоклавщика, инженер-механик, врач-вирусолог, лаборант-вирусолог — всего 40 чел.
На базе НИИ гигиенического и эпидемиологического профилей, кроме специализированных бригад, могут быть сформированы группы экспертов и профильные зональные центры индикации и идентификации.
Группы эпидемиологической разведки создаются на базе областных (краевых), городских и районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа состоит из трех человек: руководитель — врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), водитель. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспертиза продовольствия, контроль за качеством воды.
Согласно концепции развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 1998 г. и на период до 2002 г. предусматривается создание в столицах республик в составе Российской Федерации, в краевых, областных центрах, в гг. Москве и Санкт-Петербурге на базе существующих учреждений межрегиональных специализированных центров: радиологических; микробиологических; иммунологических; физиологических; эпидемиологического надзора за особо опасными, природно-очаговыми и зооантропонозными инфекциями; сертификационных испытаний продукции по показателям безопасности для здоровья человека; по сертификации дезинфекционных средств; профилактики и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в ЧС.
Возникновение эпидемий связано с природными, климатическими, социальными условиями, а также с биологическими ритмами макро- и микроорганизмов. Условно эпидемии можно подразделить на естественные и искусственные. Эпидемии искусственного происхождения чаще всего связаны с аварийными ситуациями в организациях, учреждениях, работающих с биологическими агентами; естественные -зависят от механизма передачи инфекции.
Эффективность противоэпидемических мероприятий и качество оказания медицинской помощи населению в ЧС во многом зависят от состояния готовности всех служб области, города, района к локализации и ликвидации эпидемического очага.
Все мероприятия по ликвидации очагов заражения биологическими агентами проводятся в соответствии с планом противоэпидемической защиты. План противоэпидемической защиты населения составляется ЦГСЭН совместно с органом управления здравоохранением и утверждается органом исполнительной власти местного самоуправления. Решение о введении плана противоэпидемической защиты населения принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК).
СПК создается на всех уровнях административной и исполнительной власти -федеральном, региональном, территориальном и местном. СПК является постоянно действующим органом, и ее решения являются обязательными по подчиненности для соответствующих органов исполнительной власти независимо от их ведомственной принадлежности.
СПК Правительства Российской Федерации является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы при решении задач, направленных на предупреждение (профилактику) массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений населения и обеспечение санитарно-противоэпидемического благополучия.
Основными задачами СПК Правительства Российской Федерации являются:
· разработка мер по обеспечению реализации государственной политики в области профилактики массовых заболеваний и отравлений населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
· рассмотрение и решение вопросов координации деятельности заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и формы собственности, а также должностных лиц и граждан в области профилактики массовых заболеваний и отравлений населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а также вопросов выполнения санитарного законодательства Российской Федерации;
· координация деятельности СПК административных территорий, оказание им при необходимости практической помощи в выполнении мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, ликвидацию массовых заболеваний и отравлений населения и их предупреждение.
Общее руководство мероприятиями в очаге особо опасной инфекции (ООИ) осуществляет СПК, создаваемая решением администрации территории (района, города, области или республики). СПК возглавляет Глава администрации или его заместитель. Заместителем председателя СПК назначается главный государственный санитарный врач административной территории. В состав СПК входят представители территориальных органов и учреждений медицинской службы, органов внутренних дел, воинских частей, сельского хозяйства, транспортного сообщения, торговли и др. При СПК создается консультативная группа из высококвалифицированных специалистов научно-исследовательских институтов.
Согласно Санитарным правилам СП 3.1. 090-96 и Ветеринарным правилам ВП 13.4. 1370-96 СПК выполняет следующие функции:
· осуществление общего руководства и контроля за своевременным и полным выполнением мероприятий по локализации и ликвидации очага ООИ;
· информация о возникновении эпидемического очага;
· наложение обсервации или карантина в зависимости от эпидемического не благополучия;
· утверждение плана ликвидации эпидемического очага (вспышки) и контроль за его выполнением;
· ежедневное заслушивание на заседаниях СПК докладов начальника очага и других специалистов, ответственных за выполнение мероприятий в эпидемическом очаге;
· подготовка и представление в вышестоящие организации донесений;
· привлечение сил и средств (медицинских и других работников, помещений,
транспорта, имущества) и распределение их по предназначению;
· снятие ограничительных мероприятий или карантина по завершении противо-эпидемических мероприятий и объявление о ликвидации эпидемического очага.
Для работы в очаге решением СПК назначается начальник очага — опытный специалист противочумного учреждения или ЦГСЭН. При начальнике очага создается противоэпидемический штаб и назначается начальник штаба. При штабе создаются группы: консультативная, санитарно-эпидемиологическая, лабораторная, госпитальная, медицинского наблюдения за населением, дезинфекционная, зоопаразитологическая, карантинная, ветеринарная, административно-хозяйственная и др. Количество групп и специалистов в них определяется конкретной обстановкой и обусловливается объемом работ, зависящим от размера вспышки.
Начальник штаба контролирует выполнение решений штаба и распоряжений начальника очага. Штаб передает ежедневную оперативную информацию в Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России, руководителю административной территории, в руководящие органы здравоохранения территории и в территориальное противочумное учреждение. Заседания штаба протоколируются. В штабе организуется круглосуточное дежурство и ведется книга приказов, в которой устанавливается строгий учет всех прибывших медицинских и других работников, назначение на работу и убытие из очага. При единичных случаях особо опасных инфекций (чумы, холеры, сибирской язвы, мелиоидоза, туляремии, вирусных геморрагических лихорадок Ласса, Марбург и Эбола), зарегистрированных в малонаселенных и отдаленных местах, все мероприятия могут проводиться группой специалистов по особо опасным инфекциям и сотрудниками противочумных учреждений.
Консультативная группа, сформированная из квалифицированных специалистов различного профиля, решает наиболее сложные вопросы по организации противоэпидемических мероприятий, диагностике и лечению больных особо опасными инфекциями, организации режимно-ограничительных мероприятий.
Санитарно-эпидемиологическая группа осуществляет организацию и проведение эпидемиологического обследования, организует развертывание обсервационных и провизорных госпиталей, изоляцию контактировавших, контролирует захоронение трупов, курирует вопросы эпизоотологического обследования.
Госпитальная группа решает вопросы развертывания холерного, чумного и других госпиталей, организации и лечения больных, наблюдения за подозрительными на возможные заболевания особо опасными инфекциями в изоляторах, провизорных госпиталях (отделениях), а также функционирования патологоанатомической службы.
Группа медицинского наблюдения за населением организует и проводит активное выявление остролихорадящих больных (при подворных обходах с помощью врачебно-сестринских и других медицинских бригад), выявляет наличие падежа синантропных грызунов, наличие блох в жилье человека, ведет санитарно-разъяснительную работу.
Лабораторная группа, работающая в очаге, ведет исследование материалов, поступающих из госпиталей, изоляторов, от зоопаразитологических групп.
Дезинфекционная группа организует и обеспечивает проведение санитарной обработки с камерной дезинфекцией одежды и белья, текущей и заключительной дезинфекции в очагах, госпиталях и изоляторах, дератизацию и дезинсекцию на энзо-отичных территориях.
Зоопаразитологическая группа проводит эпизоотологическое обследование территории, производит отбор проб на лабораторные исследования, разбор и подготовку полевого материала для лабораторных исследований.
Ветеринарная группа обеспечивает наблюдение за сельскохозяйственными и домашними животными.
Руководители групп являются членами противоэпидемического штаба и ежедневно представляют письменную информацию об объеме выполненных мероприятий. Группы осуществляют свою деятельность в соответствии с инструктивно-методическими документами Минздрава и Минсельхозпрода России.
Штаб прекращает свою работу по решению СПК. Отчет о проведенных мероприятиях в эпидемическом очаге направляется начальником очага в Департамент Госсанэпиднадзора России, Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», региональный противочумный институт.
Введение карантина сопровождается