Внутренняя политика Даниила Московского




Летописи и другие письменные источники сохранили для нас известия о политической, военной и дипломатической деятельности первого московского князя. По ряду его поступков видно, что это был независимый и незаурядный правитель, к концу жизни достигший значительного могущества, оказавший влияние не только на развитие собственного княжества, но и на развитие меж княжеских отношений во всей Северо-восточной Руси. Гораздо меньше известны внутренняя политика первого московского князя, его экономическая и градостроительная деятельность, отношения с церковью. Однако, расширяющиеся в последние годы археологические исследования в Москве показывают, что во второй половине XIII в. происходит интенсивное расширение городской территории, увеличивается и совершенствуется керамическое производство. Это признаки определённого экономического подъёма, приходящиеся на время правления князя Даниила. С его именем связано и первое зафиксированное летописью строительство вне стен московского Кремля. Речь идёт о Даниловом монастыре. Хотя в источниках нет прямой даты его закладки или окончания строительства, а в литературе названы совершенно различные и не согласуемые между собой годы, есть основания полагать, что строительство имело место в 1298 - 1299 годах, когда резко уменьшилось противостояние Москвы и Владимира и для московского князя настала возможность заняться мирными созидательными делами.

Иван 1 Калита

Внутренняя политика

Иван Данилович (год рожденияне известен – умер в 1340) – московский князь с 1325, московский великий князь 1328 – 1340; сын московского князя Даниила Александровича. Ко времени правления Ивана 1 Калиты относися расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы, которая стала основой объединения Разрозненной Руси в единое государство с единым правительством, с единым руководством. Ведя осторожную политику в отношении Золотой Орды и используя ханов как орудие для выполнения своих замыслов, Иван1 Калита ослабил Тверское княжество,соперничавшее с Московским.Современники отмечают, что при Калите установилась “тишина велика на 40 лет, прекратились татарские набеги. Он диктовал свои условия Новгороду, Пскову, посылал своих данников на печору,его влияние распространялось на всю Северо – Восточную Русь. Иван Данилович считал себя великим князем “всея Руси”.

Внутренняя политика Ивана 1 Калиты, способствовавшая расширению московских пасадов и слобод, привела к тому, что Москва во времена его княжества стала крупным ремесленным центром. Калита добился переноса русских митрополитов из Владимира в Москву и усиления тем самым церковно – идеологического влияния московских митрополитов, поддерживавших московских князей.

Кремль при Иване 1 Калите был значительно расширен и обнесен прочной дубовой стеной (1339), в нем были построены первые каменные церкви, в том числе Успенский собор, сделавшийся усыпальницей митрополитов, и Архангельский собор,

где хоронили московских князей. Каменные постройки, возведенные при Иване 1 Калите до нас не сохранились, так как были заменены новыми при Иване 3. Богатство московского князя подчеркивается его прозвищем «Калита», что означает «денежная сумка».

По завещанию Ивана 1 Калиты Московское княжество было разделено между его сыновьями Семёном, Иваном и Андреем; наследником Калиты был его старший сын Семён Гордый.

 

«Тишина велика» для Москвы.

Княжение Ивана 1 Калиты отличалось одной особенностью, драгоценной для москвичей. “Сел великий князь Иван Данилович на великом княжении всея Руси, - пишет летописец, - и была отныне тишина великая на 40 лет,и перестали татары воевать Русскую землю, и отдохнули христиане от великой истомы и тягости, от насилья татарского, и была оттоле тишина велия по всей земли».Запись сделана спустя много лет после смерти Калиты, княжившего до того 15 лет, по крайней мере спустя четверть века после его смерти. Но послушаем отзыв современника, написанный тотчас же после смерти Ивана Калиты и, пожалуй, восторженный.

«О сем бо князи великом Иване, пророк глаголет: «В последнее время в опустевшей земли на западе восстанет цесарь правду любяй; суд не по мзде,ни по поганым странам; при сем тишина велья в Русской земли и воссияет во дни его правда», яко же и бысть при его цесарстве. Сий бо князь великой Иван, имевший правый суд паче меры … безбожным ересеям преставшим при его державе,многим книгам написанным его повелением, ревнуя правоверному цесарю греческому Мануилу, любяй святительский сан». Писцы так и написали в «апустевшей» земле, дав первый случай московского аканья в наших письменных источниках.

Порой деятельность Калиты представляется нам в темных красках. Он считается главным вдохновителем разгрома Твери, защищавшей права и достоинство русских людей против татарских насильников. Однако современники по-своему оценивали деятельность Калиты. Они видели в нем прямого продолжателя политики Александра Невского,Добивавшегося соглашения с Золотой Ордой ради Русской земли еще не готовой к решительной борьбе с татарами, которую вскоре проведет с собой на Куликово поле Дмитрий Донской, внук Калиты. Современники видели разорение русской земли, пожары и разрушения Твери, Торжка, Кашина и других городов, бесчисленное количество пленных, угоняемых татарское рабство. И вот среди разрушенных городов «точию соблюде и заступи господь бог князя Ивана Даниловича и град его Москву и всю его отчину». При нем Москва сделалась городом славным «кротостью», свободным от непрерывной угрозы татарских нашествий, а это должно было чрезвычайно способствовать росту и богатству города. Преобладание Москвы над Тверью, чего так добивался Юрий, было окончательно достигнуто при его младшем брате.

Великое княжение ненадолго удержалось у тверского князя. Александр Михайлович встал во главе тверичей, которые расправились с татарами, насильничавшими в Твери. В наказание татарское войско опустошило Тверь и заставило Александра бежать в Псков. «Великий же Спас милостивый человеколюбец господь своею милостию заступил благовернаго князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отчину от иноплеменник, поганых татар». Ценой разорения Твери на этот раз была спасена Москва. Благосклонный к московскому князю, летописец умалчивает, что Тверь разорили с помощью Калиты, ходившего в Орду и вернувшегося с большой татарской ратью. В 1328 г. Иван Данилович снова ходил в Орду и вернулся с ярлыком на великое княжение, оказавшимся в руках,умевших крепко держать полученное добро. Москва прочно сделалась столицей Северо-Восточной Руси.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: