Археолого-этнографический комплекс Кумай .




Археолого-этнографический комплекс Кумай на территории Ерейментауского района открыт относительно недавно. Доктор исторических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л. Гумилева Айман Досымбаева рассказывает об особенностях комплекса и уже проведенных исследованиях. -«Его уникальность состоит в том, что здесь сохранились памятники нескольких эпох-эпохи бронзы, раннего железного века, гуннского, классического тюркского и этнографического периодов развития. Наиболее значимыми памятниками являются каменные изваяния (бал-балы), относящиеся к 1-6 векам н.э. периода Западно-Тюркского каганата. Строительство данного комплекса создает предпосылки для развития экологической, этнокультурной и других форм туристической деятельности в будущем. Это единственный на территории Казахстана многокомпонентный культурный комплекс,хронология которых укладывается в рамки четырехтысячелетней истории. Первая научная информация прозвучала из уст академика Алькея Маргулана. Он со слов своего друга – геолога Акжана Машанова – писал, что в верховьях реки Селеты, в урочище Тургай, в местности Косбатыр имеются каменные изваяния. Рисунки, сделанные геологом, А. Маргулан опубликовал в энциклопедии Казахской ССР, впоследствии эти данные были внесены в энциклопедию Акмолинской области и опубликованы в монографии академика, изданной в 2003 году. Разведочные исследования в Ерейментауском районе начала в 2009 году экспедиция Президентского центра культуры. Были выявлены целые серии новых памятников, Памятники занимают территорию на левом берегу реки Кумай, в радиусе от 3 до 7 километров, в восточной и северо-восточной частях урочища Соколиные горы. Находятся в пределах округа аула Торгай, в непосредственной близости от аула Карагайлы. Памятники не изучались ранее, о них мало знали местные жители. Обнаруженные артефакты вошли в список памятников культурного наследия Акмолинской области.

С 2009 года в результате планомерных ежегодных работ открыты серии погребальных и ритуальных конструкций, средневековое поселение. Все памятники документированы, произведены картографирование, топографическое обследование, составлены планы памятников, паспорта, изготовлены фотографии, рисунки, схемы, описания. Открыто и восстановлено 15 ритуальных конструкций с каменными статуями, которые воздвигались в память о выдающихся личностях, служивших Отечеству. Произведены реставрационные работы, статуи установлены на первозданных местах. В 2012 году на казахском, русском и турецком языках издана книга «Тюркский археолого-этнографический комплекс Кумай». Большую помощь нам оказало Турецкое агентство по координации и сотрудничеству при правительстве Турции, при содействии которого установлены ограждения, скамейки, информационные щиты. Подготовлен проект по созданию ландшафтного музея, состоялись республиканский (2011) и международный (2014) полевые семинары, посвященные вопросам изучения и сохранения уникальных памятников в ландшафте казахской степи. Комплекс Кумай стал известен в научном мире. Погребальные конструкции эпохи бронзы, сосредоточенные в трех группах памятников, исчисляются сотнями различных по типу сооружений, оград, курганов и позволяют судить о хронологической протяженности бытования с эпохи бронзы, от самых ранних памятников атасуско-нуринского типа до бегазы-дандыбаевской культуры. Раскопки, проведенные на одной из оград, позволили отнести памятник к периоду ранней бронзы, а огромные насыпи оград и курганов комплекса Карагайлы 4 имеют типологическое сходство с широко изученными памятниками эпохи поздней бронзы с территории Сарыарки и других регионов Казахстана, Южного Урала. В состав комплекса памятников Карагайлы 2 входят курганы и одно изваяние раннего железного века, курганы с «усами», тюркские ритуальные ограды с одиночными и парными каменными изваяниями, средневековые погребальные сооружения и позднесредневековое поселение. Наиболее примечательными объектами культурного наследия комплекса Кумай являются тюркские культовые конструкции с каменными скульптурами. Во всем великолепии в долине Кумай представлена исконно тюркская традиция поклонения и обожествления великих личностей, выраженная в сооружении ритуальных оград – символов домов, с восточной стороны которых устанавливались каменные статуи с портретными изображениями героев, представителей средневекового тюркского общества. Большой научный интерес представляют наборы атрибутов, изображенных на скульптурах, сосуды, предметы украшения и вооружения. Так, в правой руке героя древний мастер изобразил сосуд, в левой – оружие, что говорит о готовности защитить Отечество. А сосуд символизирует ритуальный аяк, предназначенный для принесения клятвы. В традиционном мировоззрении тюрков аяк∕сосуд содержал воду, которую выпивали для подтверждения присяги. Принесение клятвы через выпивание воды, символа божества Жер-Су∕Земли, нашло выражение в символике каменных статуй. Наиболее значимой является статуя тюркского кагана, которая установлена с восточной стороны большой культовой конструкции∕ограды, прямо перед рекой Кумай. Статуя обращена лицом в сторону реки. Она высечена из огромной гранитной глыбы, ее высота 2,3 метра, ширина около 0,4 метра. Когда-то она лежала на краю поля, разбитая на две части, затем была увезена в Музей современного искусства. Сейчас статуя отреставрирована и занимает свое значимое место в простран-стве степи. Ландшафтные и топографические наблюдения по локализации памятников на местности говорят об определенной закономерности расположения культовых конст рукций (всего 15 сооружений с изваяниями). Комплекс кагана расположен восточнее всех других памятников, ближе всех к реке, а значит – впереди иных сооружений. Так местоположение, габариты, атрибутика статуи подчеркивают социальное положение персоны, в честь и в память о которой она создана. Не менее известен ритуальный комплекс Кос батыр – с двумя скульптурами воинов, также с сосудами и оружием в руках. Изваяния батыров намного меньше. Одно из изваяний на памятнике Карагайлы 2 высечено на стыке граней камня. Видимо, в честь служителя культа. Есть культовое сооружение из парных оград с двумя статуями на памятнике Карагайлы 8, одна из которых с сосудом и оружием. Изваяния батыров намного меньше. Одно из изваяний на памятнике Карагайлы 2 высечено на стыке граней камня. Видимо, в честь служителя культа. Арсенал таких данных дает возможность говорить об особенностях миропонимания, социуме средневековых тюрков. Историческое значение комплекса Кумай заключается в потенциальной информативности всех видов и типов памятников, изучение которых во взаимной связи будет способствовать решению многих актуальных задач, стоящих перед исторической наукой Казахстана, Центральной Азии и Евразии. Перспектива проведения масштабных комплексных исследований оправдана с позиции их новизны, широкой представительности разновременных памятников, их совместной локализации в естественных ландшафтах.. Изучаемый комплекс расположен в долине рек Кумай и Селеты, озера Балыкты и других небольших озер. Обилие пресных водных источников стало основанием для создания в 2011 году государственного национального парка «Буйратау». Исследования указывают на взаимосвязь и обусловленность процесса развития этнических культур древности и средневековья с окружающей природной средой обитания. Для наших предков был важен выбор земель, используемых в качестве сакрализованных мест. Такие природные территории объявлялись священными, их оберегали. На протяжении нескольких тысячелетий здесь проводились обряды и ритуалы поклонения высшим силам мироздания Тенгри и Жер-Су, духам обожествленных предков. Эти земли маркировали самыми дорогими и священными символами, провожая в последний путь своих героев, создавая им памятники на века. Высекая статуи возвеличенных личностей и устанавливая их в степи, тюрки приносили клятвы верности их памяти, священной земле отцов. Создание ландшафтного, археологического и этнографического парка Кумай позволит представить его посетителям модель древнего и средневекового культурного наследия на территории Казахстана.»Данный памятник археологии включен как в республиканскую,так и в региональную Карту сакральной географии Казахстана.

 

Данный материал подготовлен по материалам исследований экспедиции Президентского центра культуры, а также доктора исторических наук,профессора ЕНУ им.Л.Гумилева А.Досымбаевой.В статье использованы данные с интервью, взятые Н.Курпяковой- корреспондента Казахстанской правды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: