Трактовка тональностей в эпоху барокко по В. Б. Носиной




D-dur – «шумные» эмоции, бравура, героика, победное ликование

Es-dur – тональность, основанная на вере в волю Бога, связанна с понятием «Триединства» (Троицы), тональность с 3-мя бемолями

G-dur – чистая «твердая» тональность, для выражения радостного чувства

A-dur, E-dur – тональности светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера

d-moll – патетическая тональность, связанная с символом крестной муки

«Мягкие тональности»: c-moll, f-moll, g-moll, b-moll

c-moll –тональность для выражения печали, траурности

h-moll – тональность «пассионная» с образами страдания, распятия

 

 


Приложение №2.

На основании изучения кантатно-ораториального творчества Баха, выявления аналогий и мотивных связей этих произведений с его клавирными и инструментальными сочинениями, использования в них хоральных цитат и музыкально-риторических фигур, Б. Л. Яворский разработал систему музыкальных символов Баха. Сохранились письма Б. Л. Яворского на тему о «творческом мышлении И. С. Баха», посланные С. В. Протопопову в 1917 году на юго-западный фронт. Ниже приводятся выдержки из письма от 6 августа 1917 г. с примерами и пояснениями различных символов.

«1. Равномерное движение нижнего голоса уподоблялось шаганию

(); такое движение, разумеется, было скорее шагов человека, но невозможно в музыке подражать шагу во времени — это заняло бы слишком много времени; в искусстве всякие житейские явления проецируются на наше сознание, а не фактически копируются.

2. Быстрые восходящие и нисходящие движения выражали полет ангелов, основываясь на словах Нового Завета, когда в рождественскую ночь пастухи увидели реющих с неба на землю и обратно ангелов в сиянии.

3. Короткие, быстрые, размашистые обрывающиеся фигуры изображали ликование.

4. Такие же, но не слишком быстрые фигуры — спокойное довольство...

5. Пунктирный ритм изображал бодрость, величие, торжество: Рис.

6. Триольный ритм ... — усталость, уныние.

7. Скачки вниз на большие интервалы — септимы, ноны — старческую немощь <..> Октава же считалась признаком спокойствия, благополучия, объятия вокруг.

8. Ровный хроматизм из 5-7 звуков — острую печаль, боль (и вверх, и вниз)...

9. Спускающиеся движения по два звука — тихую печаль, достойное горе...

10. Трелеподобное движение — веселие, даже смех, хохот при соответствующем регистре и тембре.

11 Страдания распятого Христа (уменьшенная кварта, несопряжение из гармонического вида двойной системы) [8]:

 

 

Обратно — свершение:

 

 

Тот же мотив с синкопой — требование распятия:

 

 

12. Подражание звону, перезвону, трубным возгласам, разным инструментам...

13. Мотив искупления (воскресения, вознесения) [9]:

 

 

14. Всякие необычные мелодические последования выражают необычные понятия. Определенные мелодические мотивы, в зависимости от своего метрико-ритмического устройства, выражают разные оттенки той идеи, которой они соответствуют (как это можно видеть в 11).

15. Некоторое обращение мотива страданий с настойчивым ритмом изображает предопределение, неизбежную необходимость, "Да будет воля Твоя, а не моя":

 

 

16. Удвоения в терцию, сексту, дециму знаменуют спокойное чувство, довольство, радостное созерцание» [10].

В этом письме Яворский называет лишь часть выявленных им характерных для произведений Баха символов. К ним можно добавить еще ряд символов, указания на которые сохранились в материалах архивов Б. Л. Яворского, его учеников С. Н. Ряузова, Л. А. Авербух, а также в письмах и воспоминаниях современников Б. Л. Яворского.

1. Символ креста, распятия, Страстей Господних

 

Этот символ в обращенном виде означает искупление через свершившуюся крестную муку.

 

2. Постижение воли Господней — восходящий тетрахорд.

 

 

3. Символ неминуемого свершения (восходящий и нисходящий секстаккорд, нередко заканчивающийся символом предопределения, как в цикле fis-moll II том):

1.

 

4. Символ жертвенности — квартсекстаккорд (нередко с проходящим звуком в прямом или возвратном движении):

 

5. Символ чаши страдания — фигура circulatio

 

 

6. Вознесение, восхождение — фигура anabasis.

7. Нисхождение, умирание, оплакивание — фигура catabasis.

8. Символ печали — падение на терцию.

9. Символ пребывания — перебор по трезвучию.

Как видим, музыкальные символы и хоральные мелодии имеют ясное смысловое содержание. Их прочтение позволяет дешифровать нотный текст, наполнить его духовной программой. С этой точки зрения понятие «чистой» музыки становится весьма условным. Истинная музыка всегда программна, ее программа — отражение процесса невидимой жизни духа.

 

Литература:

1. И. Форкель «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха» Издательство «Музыка» Москва 1987 год

2. Альберт Швейцер «Иоганн Себастьян Бах» Издательство «Музыка» Москва 1965 год

3. М.С. Друскин «Иоганн Себастьян Бах» Издательство «Музыка» Москва 1982 год

4. Э.Р. Берченко «В поисках утраченного смысла» Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире» М., Издательский дом «Классика XXI века» 2005 год

5. Э. Бодки «Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха».- М.: Москва, 1989.

6. Я.С. Друскин «О риторических приемах в музыке И.С. Баха» Издательство «Северный олень» Санкт-Петербург 1995 год

7. «Документы жизни и деятельности И.С. Баха» Издательство «Музыка» Москва 1980 год

8. М. Лобанова «Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики» Издательство «Музыка» Москва 1994 год

9. В.Б. Носина «Символика музыки И.С. Баха» Издательство «Классика XXI век» 2015 год

10. В. Б. Носина «Скрытые смыслы музыки И.С. Баха» Форум Чайковского https:tchaikovskyforum.com/threads/skrytye-smysly-muzyki-i-s-baxa-v-b-nosina.979/

11. Ю. Петров «Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире» И.С. Баха (1 том)» в книге «Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. Сборник трудов. Выпуск 109»М., ГМПИ им. Гнесиных, 1990 (с.5-32)

12. «Как исполнять Баха» Издательский дом М.,«Музыка XXI века» 2007 год

13. «Теория аффектов эпохи барокко» Авторская платформа Pandia.ru

https:/pandia.ru/text/80/653/33167.php

14. В.Н.Холопова «Три стороны музыкального содержания» В.Н.Холопова – персональный веб-сайт https://www.kholopova.ru/bibrus1.html

15. «Музыка барокко и теория аффектов» – Журнал по дизайну и культуре thhp://www.5arts.info/musika-barocco-i-theoria-affectov/

16. «Марк - Антуан-Шарпантье (1643 – 1704). Французский композитор, певец»https://lektsil.org/13-71939.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: