Изучение методического наследия.




Возникновение методики преподавания русского языка датируют 1844 годом — годом выхода в свет книги Федора Ивановича Буслаева «О преподавании отечественного языка», но еще задолго до этого ис­следования появлялись работы, которые сейчас мы могли бы называть методическими пособиями. К ним относится, например, «Руководство учителям 1 и 2 разряда народных училищ Российской Империи» (1783) Т. Янковича де Мириево (Мириевского). Это был известный педагог, серб по национальности, с 1782 г. живший в России и участвовавший в разработке плана школьных реформ 1782-1786 гг. В 1783 г. Янкович-Мириевский становится членом Российской Академии Наук. Ему при­надлежит несколько учебников и дидактических руководств для народ­ных училищ.

Янкович-Мириевский был последователем Яна Амоса Коменского (1592-1670), чешского мыслителя, педагога, философа, лингвиста, исто­рика, которого справедливо считают основоположником педагогики как целостной теории воспитания и обучения. Я. Коменский в своем капи­тальном труде «Великая дидактика» выдвинул и обосновал многие по­ложения современной педагогики: идею всеобщего образования, единой школьной системы, идею преимущества обучения на родном языке, метод наглядного обучения и многое другое, что сегодня является «аз­букой» педагогической деятельности.

В конце XVI — начале XVII веков появляются первые грамматики церковнославянского языка: «Грамматика словенская» Лаврентия Зизания (1596), «Грамматика словенского языка» Мелетия Смотрицкого (1619), в 1694 г. выходит в свет «Букварь» Кариона Истомина. Эти учебники были основными вплоть до середины XVIII века, когда в 1757 г. появилась «Российская грамматика» М. В. Ломоносова, по ко­торой учились в гимназиях еще сто лет.

Наконец, в 1844 г. Ф. И. Буслаев (1818-1897) пишет свою известную работу «О преподавании отечественного языка», в которой впервые в истории русской педагогики дает научно обоснованную методиче­скую систему. «Надобно отличать ученую методу от учебной, — пишет Ф. И. Буслаев. — Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя: он предлагает свою науку единственно тому, кто поймет его. Напротив того, педагог должен развивать, образовывать и упражнять способности.

учащихся: наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается». На первый план Ф. И. Буслаев ставит осознанное усвоение учащимися материала, умение учащихся правильно использо­вать полученные знания в собственной речи, соединение «знаний и уме­ний, учения и упражнения». Ф. И. Буслаев обращает особое внимание на роль изучения языка в развитии мышления учащихся, важное место отводя упражнениям. Говоря о методах обучения, он выделяет два спо­соба преподавания: ученик с помощью учителя сам доискивается до истины (эвристический метод) или же получает сведения о языке в го­товом виде (догматический метод); при этом первому методу отдается предпочтение. Большое место Ф. И. Буслаев отводит развитию речи учащихся, чтобы ученики научались «выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со смыслом».

В 1860-е годы XIX века появляется целый ряд педагогов, которые подробно разрабатывают намеченные им вопросы — объяснительное чтение, метод грамматического обучения, введение письменных упраж­нений, преподавание орфографии на начальном периоде обучения и др.

Среди последователей Ф. И. Буслаева наиболее известным является К. Д. Ушинский (1824-1870). К. Д. Ушинский исследовал психофизио­логическую природу обучения, много писал о воспитательных задачах педагогики, поставил перед учителем задачу научить учеников учиться: «... следует передать ученику не только те или иные познания, но и раз­вить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приоб­ретать новые познания». Основные его труды — учебники «Детский мир» и «Родное слово» — обращены к начальной школе. К. Д. Ушин­ский пишет о том, что на начальном этапе обучения русский язык явля­ется главным предметом; его преподавание преследует три цели: «во-первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, кото­рую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное об­ладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, то есть грамматические его законы в их логической систе­ме». К. Д. Ушинский выступал за систематическое изучение граммати­ки как базы для развития логического мышления детей и как основу для развития речи учащихся. Он же предложил систему изложений и сочи­нений, значение которых в развитии речи оценивал очень высоко.

К этому же периоду относится деятельность И. И. Срезневского (1812-1870), больше известного как автора словаря древнерусского языка, но ему принадлежат и методические работы: «Об изучении род­ного языка вообще и особенно в детском возрасте» (1860), «Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведени­ях» (1871) и др.

Конец XIX — начало XX века — период особенного расцвета мето­дики. В это время работают В. И. Водовозов, С. Я. Стоюнин, Л. И. По­ливанов, Н. Ф. Бунаков и многие другие. Этот период завершает обобщающий труд А. Д. Алферова (1862-1919) «Родной язык в сред­ней школе. Опыт методики» (1911). Автор рекомендует не ограничи­ваться в школе изучением литературного языка, а изучать язык народа, фольклор и диалекты. Особое внимание А. Д. Алферов уделил разви­тию «личного языка» учащегося, сочинению, творчеству — как и Ушинский.

В начале XX века усилилась научно-лингвистическая направлен­ность в методике русского языка. К этому времени относится деятель­ность Ф. Ф. Фортунатова, выступившего в 1903 году перед работника­ми народного образования с докладом «О преподавании грамматики рус­ского языка в средней школе»; А. А. Шахматова, принявшего участие в организации съездов преподавателей русского языка в 1904-1917 гг.; Д. Н. Овсяннико-Куликовского, автора учебников русского языка в 1907-1917 гг.

В это же время, а также после революции, активно занимается мето­дикой А. М. Пешковский (1878-1933). Его крупнейший лингвистиче­ский труд «Русский синтаксис в научном освещении» был задуман как учебник для средней школы. В работе «Школьная и научная граммати­ка» (1914) А. М. Пешковский писал о разрыве между наукой о языке и его школьным изучением, критиковал сложившееся в школе положе­ние, при котором грамматика стала «служанкой орфографии». Изучение грамматики имеет, по мнению А. М. Пешковского, особую ценность потому, что «основным отличием литературного говорения от естест­венного является <...> сознательное пользование языковыми средства­ми <...> Грамматика же (в своей описательной части) как раз и занима­ется переводом подсознательных языковых явлений в сознательные».

A. М. Пешковский боролся за эксперимент в школе, против консерва­тизма и шаблона в преподавании. В 1922-1925 годах А. М. Пешковский пишет интереснейший учебник в 3-х томах «Наш язык».

Вопросами школьного преподавания русского языка занимался и Л. В. Щерба (1880-1944). Важнейшими направлениями работы по обу­чению русскому языку Л. В. Щерба считал обучение владению пись­менным и устным литературным языком, что достигается изучением грамматики, чтением образцов литературной речи, систематических упражнений в продуцировании устных текстов. Большое внимание Л.B. Щерба отводит обучению орфографии, в основу которого должен
быть положен принцип сознательности усвоения в связи с изучением
грамматики, а не простое зазубривание. В статье «Безграмотность и ее
причины» он пишет: «...Хотя идеалом и является механизация процесса.

письма, однако лишь до известного предела, за которым процесс письма все же должен быть осознанным».

Большую роль при обучении русскому языку Л. В. Щерба отводил грамматике. Так, в статье «Новейшие течения в методике преподавания родного языка» он пишет, что изучение грамматики должно, во-первых, дать ученику навыки устной речи, «ибо речь строится на основе грам­матического материала», во-вторых, привить ученику сознательное от­ношение к слову, «чтобы он мог ощутить стилистическую палитру рус­ского языка», и, в-третьих, представить язык как выразитель мысли, показать богатство синонимических средств языка для вьфажения од­ного и того же содержания.

В «Тезисах к докладу «Системы учебников и учебных пособий по русскому языку в средней школе» Л. В. Щерба очертил объем знаний, необходимых, по его мнению, ученику средней школы. Среди прочего он отметил «осознание правил, регулирующих нашу речь, и историче­ское объяснение исключений из них».

В 1952 г. Л. В. Щерба создает учебник «Русский язык» в 2 томах и кладет в основу своей методической системы различение языковой системы и речевой деятельности, которую следует развивать особыми приемами говорения, аудирования, чтения, письма.

Р. И. Аванесов и А. Н. Сидоров также не обошли своим вниманием школу: в 1933 г. они приняли участие в конкурсе учебников для школы, введя в свой учебник основы фонологии.

В конце 60-х годов группа ученых-лингвистов (И. С. Ильинская, М. В. Панов, Н. Е. Ильина, Е. В. Красильникова, Л. Н. Булатова и другие) выступила с инициативой создания новой программы и ново­го учебника по русскому языку, поддержанной В. В. Виноградовым. К 1972 году появилась программа и рукопись учебника, в 1979-1980 гг. — первое издание учебника, в середине 80-х — второе издание, исправ­ленное и дополненное, с 1994 года начато третье издание, в котором вышли учебники 5, 6 и 7 класса.

Большой вклад в развитие методики преподавания русского языка в школе внес А. В. Текучев (1903-1987). Им написано более 200 науч­но-методических работ, в том числе неоднократно переизданная «Ме­тодика грамматического разбора», монографии об особенностях изуче­ния орфографии с учетом особенностей местного диалекта, статьи о выдающихся лингвистах и методистах, «Очерки по методике обучения русскому языку», учебник и хрестоматия по методике преподавания русского языка.

Выходит ряд базовых методических трудов — учебников по мето­дике преподавания русского языка в школе. Это, в частности, учебники и учебные пособия К. Б. Бархина и Е. С. Истриной (1934), П. О. Афа-насьева (1944), А. В. Текучева (1958), Л. А. Чешко (1977), учебник кол­лектива авторов «Методика преподавания русского языка в школе» под редакцией М. Т. Баранова (1991), учебное пособие для студентов педа­гогических вузов «Обучение русскому языку в школе» (2004).

Последние десятилетия ознаменованы как обобщающими, так и кон­кретными разработками по методике преподавания русского языка, свя­занными, в первую очередь, с диверсификацией образования, появлени­ем альтернативных программ, учебных комплексов и пособий, разра­боткой нового стандарта образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: