Особенности лирики Н. Некрасова




Биографические сведения

Николай Алексеевич Некрасов появился на свет 10 декабря 1821 года в городе Немирове. Будущий поэт происходил из дворянской семьи, ранее богатой.

Отец – Алексей Сергеевич Некрасов, армейский офицер, небедный помещик. Он имел слабость к азартным играм и женщинам. Отец не мог служить хорошим моральным примером: имел жестокий буйный характер, типичный для крепостников. Плохо обращался с крепостными крестьянами, заставлял страдать жену и детей.

Мать – Елена Андреевна Некрасова, наследница зажиточного посессионера Херсонской губернии. Она была образованной и миловидной. Ей приглянулся молодой офицер Алексей Сергеевич, но родители были против брака. Тогда женщина решила выйти замуж без их согласия.

В 1838 году отец отправил 17-летнего сына в Санкт-Петербург для поступления в дворянский полк. Однако Николай

не разделял мечту отца о военной карьере. Повстречав приятеля с гимназии, который стал студентом, он тоже захотел учиться. Юный Некрасов теперь вынужден бороться за выживание. Почти все время он тратил на поиски заработка. Случайно он нашел способ заработать – писал прошения за гроши. Прожив самостоятельно несколько лет в нужде, Некрасов понемногу стал из нее выбираться при помощи литературного таланта.

В 1840 году при поддержке товарищей Некрасов выпускает первую книгу под названием «Мечты и звуки». Стихи были явным подражанием романтическим произведениям знаменитых поэтов. Критик Белинский дал негативную оценку книге, хотя отметил, что стихи юного поэта «вышедшие из души». Некрасов пробует себя в разных жанрах, в том числе и юмористическом: пишет балагурные поэмы и водевили.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — очень важное произведение в творческом наследии Николая Некрасова. Написана она была в период с 1866 по 1876 год. Произведение отобразило правдивое положение народа в постреформенный период.

«В дороге» - это раннее сочинение Некрасова, однако в нем уже виден стиль автора.

В 1875 году у Некрасова обнаружили страшную болезнь – рак кишечника. Последние его работы – цикл стихотворений «Последние песни», посвященные жене.

Особенности лирики Н. Некрасова

1. Необычайный для лирики предмет изображения (жизнь и судьба крестьянина-ямщика, крепостной девушки, нищего разночинца) потребовал нелирического воплощения, сюжетного повествования, рассказа.
2. Герои наделены голосом.
3. Позиция автора-наблюдателя, изучающего, сострадающего, негодующего, но не принадлежащего к тому народному миру, который он изображает.
4. В образе матери для Некрасова сконцентрированы самые высокие чувства - любовь, самоотречение, жертвенность и одновременно самые мучительные страдания, самая полная беззащитность.
5. В любовной лирике женщина становится полноправным участником любви, это и необычайно развитый психологизм, и диалектика чувства героев.
Темы
Родина Народ Природа Мать, женщина Любовь Поэт и поэзия Муза
Как и у многих поэтов и писателей, главной темой стихов Некрасова была Родина.Для Николая Алексеевича народ всегда занимал главенствующую позицию. Отличительной особенностьюего лирики было то, что он всегда правдиво изображал общество с его пороками. Несмотря на все «упреки» русскому народу, писатель всегда был на его стороне. Он любил его, поэтому практически каждое лирическое произведение посвящал своей любимой Родине и её простым людям. Например, «Есть женщины в русских селеньях», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом» и другие. Не стоит забывать и о том, что Некрасов уделял внимание и проблеме крепостного права («Несчастные», «Железная дорога»).   Тема народатрадиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.   Отдельное место занимают и мотивы природы.Для поэта они выступали своеобразным источником вдохновения. Некрасов не раз упоминал о том, что лишь Россия ему нужна. Это ярко прослеживается в таких лирических произведениях, как «Снежок», «Весна», «Горы» и многие другие.   Образ женщины и материтакже был любим Некрасовым. Тихая, скромная, непримечательная девушка, трудящаяся целый день, всегда вызывала симпатии поэта. Часто он сравнивал её с настоящей царицей! Более высокую духовную позицию занимал образ матери. В лирических произведениях именно она всегда была положительным героем. Женские мотивы выражены в стихотворениях «Актриса», «Где твое личико смуглое», «Мать» и «Орина, мать солдатская».   Любовные мотивыне являются исключением в творчестве Некрасова. С помощью своего мастерства он точно и очень душевно описывает это высокое чувство. Для поэта любовь – это нечто нереальное, мечтательное и духовное. Именно это мы видим в произведениях «Мы с тобой бестолковые люди…», «В альбом», «Автору «Анны Карениной» и «Буря» Тема о назначении поэзии— одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин» — это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».   В В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом...”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

 

 

ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

 

 
 

 


История создания. Поэма воспринимается как цельный, завершенный текст, хотя она создавалась в течение 14 лет и не была закончена.

Из семи (восьми) предполагавшихся частей написаны четыре (первая часть не озаглавлена, «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир»). Они были расположены при издании в соответствии с логикой и хронологией текста.

У немцев есть родственное произведение – «Германия» Генриха Гейне (1844). Схожая фабула – путешествие по родной стране. Язвительное отношение к сложившимся устоям, к солдатчине, к церкви. Сны, видения, трактиры, легенды, споры… И ощущение бесприютности в стране, в которой никому не живется весело и вольготно. Гейне был близок Некрасову.

По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя. К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).

 

Смысл названия: для Некрасова очень важно было пробуждение народного самосознания. Уже сам факт того, что простой русский мужик задаётся вопросом «а кому же хорошо?», был для писателя очень важен. Некрасов сделал поэму «Кому на Руси жить хорошо» главным событием своей литературной жизни.

Род: лиро-эпос

Жанр: поэма.

Признаки поэмы: линейная композиция, сюжет, охватывающий целую эпоху, обилие героев и сюжетных линий, впечатляющий объём.

Направление: реализм.

 

В данном произведении очевидны фольклорные мотивы. Так, в первой части поэмы сконцентрированы сказочные и былинные символы: магические числа 7, 14, 3, говорящие животные, наделённые волшебными качествами, характерные совпадения места и времени (темная ночь в глухой чаще). Однако дальше герои сталкиваются только с явлениями из реального мира, и все, что напоминает о лесном волшебстве, умещается на скатерти-самобранке. Описания деревенской жизни изображены настолько подробно и честно, что изящная поэзия едва ли сглаживает общее впечатление: пьяные до горячки мужчины валяются в яме, их примеру следуют и некоторые женщины, распевающие пахабные песни.

Таким образом, направление, характерное для поэмы «Кому на Руси жить хорошо», точнее определить так — «мистический реализм». Это понятие сочетает в себе все упомянутые выше признаки: и фантастические народные мотивы, и детальное изображение реальной действительности, в нем есть и фантастика, и реализм.

Поэма написана ямбом, автор старался придать ей простонародные черты с помощью особого ритма, языка, изобилующего народными словесными оборотами.

Композиция поэмы

«Энциклопедия крестьянской жизни» Незаконченность => меньший объем
• две части • кульминация в третьей • финал в четвёртой Хаотичное соединение глав и частей => линейное развитие действия + авторские отступления

Содержание

Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос. Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.

 

Ярмарка. Всеобщее веселье. Люди рады, что «барин» Павлуша Веретенников выручил мужика, пропившего все деньги, — купил ботиночки для его внучки. Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами. Ночь после ярмарки, все пьяные. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой. Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив. Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни. Не достаётся водки мужчине, который гордится своим счастьем: при дворе облизывал тарелки господ и «заработал» благородную болезнь — подагру. Странники дают выпить человеку, спасшемуся от медведя.

 

Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.

 

Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.

 

Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина. До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия. Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.

 

Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка. Дед Савелий тяжело переживал смерть Дёмушки и ушёл в монастырь. У Матрёны каждый год рождается по ребёнку. В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье. Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.

 

В деревне пир, поминание барина Утятина. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

 

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни и истории о крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

 

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Система образов

Холопы — крестьяне, для которых рабство стало смыслом жизни. Не представляют себя без барина.
Странники-правдоискатели — семь мужиков, ищущих ответ на свой вопрос.
Народные заступники — простые люди, которые осмелились на бунт против системы и на защиту себе подобных.
Грешники — это герои, прошедшие через искус греха и соблазна. Им посвящена отдельная глава. Эти истории становятся поучительными притчами для простых людей.
Угнетатели — это высшие сословия, которые наживаются на народном горе. Это помещики и высшая знать.
Женские образы — это, как правило, мученицы из крестьянства, которые жертвуют собой ради семьи и детей.
Остальные персонажи входят в категорию «народ».

Ø Семеро странников представляют собой бывших крепостных крестьян «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Все они выдвигают свои версии, кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В их характере выражено упорство: все они демонстрируют нежелание принимать чужую сторону. Сила, отвага и стремление к истине – вот, что их объединяет. Они пылкие, легко поддаются гневу, однако отходчивость компенсирует эти недостатки. Доброта и отзывчивость делают их приятными собеседниками, даже несмотря на некоторую дотошность. Их нрав суров и крут, но и жизнь не баловала их роскошью: бывшие крепостные все время гнули спину, работая на барина, а в после реформы никто не позаботился пристроить их подобающим образом. Так и скитались они на Руси в поисках истины и справедливости. Сам поиск характеризует их, как людей серьезных, вдумчивых и основательных. Символическое число «7» означает намек на удачу, что ожидала их в конце пути.

 

Ø Гриша Добросклонов – главный герой, семинарист, сын дьячка. По натуре он мечтатель, романтик, любит слагать песни и радовать народ. В них он рассуждает о судьбе России, о ее несчастьях, и в то же время о ее могучей силе, которая когда-то выйдет и сокрушит несправедливость. Хоть он и идеалист, его характер тверд, как и его убеждения посвятить свою жизнь служению истине. Персонаж чувствует в себе призвание быть народным вождем и певцом Руси. Он счастлив принести себя в жертву высокой идее и помочь своей отчизне. Однако автор намекает, что его-то как раз ждет нелегкая доля: остроги, ссылки, каторги. Власть не хочет слышать голос народа, она попытается его заткнуть, и тогда Гриша будет обречен на мучения. Но Некрасов всеми силами дает понять, что счастье – состояние духовной эйфории, и познать его можно лишь, будучи вдохновленным высокой идеей.

 

 

Ø Матрена Тимофеевна Корчагина – главная героиня, крестьянка, которую соседи зовут счастливицей за то, что она отмолила у супруги военачальника своего супруга (его, единственного кормильца семьи, должны были забрать в рекруты на 25 лет).Однако история жизни женщины раскрывает не везение или удачу, а горе и унижения. Она познала потерю единственного ребенка, гнев свекрови, каждодневный, изматывающий труд.

 

Ø Савелий Корчагин – дедушка мужа Матрены, настоящий русский богатырь. В свое время он убил немца-управляющего, который нещадно издевался над доверенными ему крестьянами. За это сильный и гордый мужчина поплатился десятилетиями каторги. По возвращению он был уже ни на что не годен, года заключения растоптали его тело, но не сломили его волю, ведь, как и прежде, он горой стоял за справедливость. Про русского мужика герой всегда говорил: «И гнётся, да не ломится». Однако сам того не ведая, дедушка оказывается палачом собственного правнука. Он не углядел за ребенком, и того съели свиньи.

 

 

Ø Ермил Гирин – человек исключительной честности, бурмистр в вотчине князя Юрлова. Когда ему нужно было выкупить мельницу, он встал на площади и попросил людей скинуться ему в помощь. После того, как герой встал на ноги, он вернул все одолженные деньги народу. За это он заслужил уважение и почет. Но он несчастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и он был заключен в острог.

 

Ø Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. Например, народной благодетельницей предстает губернаторша Елена Александровна, которая помогла Матрене. Также с ноткой сострадания писатель изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который тоже сносно относился к крестьянам, даже устраивал для них праздники, и с отменой крепостного права лишился почвы под ногами: слишком уж он привык к старому порядку. В противовес этим персонажам создан образ Последыша-Утятина и его вероломное, расчетливое семейство. Родственники старого жестокосердного крепостника решили обманывать его и подговорили бывших рабов участвовать в спектакле взамен на выгодные территории. Однако когда старик скончался, богатые наследники нагло обманули простой люд и прогнали его ни с чем. Апогеем дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке. Таким образом, литератор далек от того, чтобы повсеместно очернять знать, он пытается показать обе стороны медали.

 

Ø Холоп Яков – показательная фигура крепостного крестьянина, антагонист богатыря Савелия. Яков впитал в себя всю рабскую сущность угнетенного сословия, забитого бесправием и невежеством. Когда барин бьет его и даже посылает его сына на верную смерть, слуга покорно и безропотно терпит обиду. Его месть была под стать этой покорности: он повесился в лесу прямо перед барином, который был калекой и не мог без его помощи добраться до дома.

 

Ø Поп – представитель духовного сословия, который сетует на непростую жизнь священника. Постоянное столкновение с горем и нищетой печалит сердце, не говоря уже о народных остротах в адрес его сана.

Тематика

Þ Счастье – Поиск и достижение счастья ставиться Некрасовым и его персонажами на первое место. Несмотря на все ужасы и несправедливости жизни, писатель верил, что рано или поздно русский народ сможет построить новый счастливый мир.

Þ Патриотизм – Любовь к родине Некрасова выражается в беззаветном служении простым людям. Только тот, кто ради счастья своего народа готов пожертвовать собой, является настоящем патриотом своей страны

Þ Родина – Служение своему отечеству и народу – высшая добродетель, по мнению Некрасова. Русь нуждается в своих героях, и она достойна их помощи. Она богата и изобильна, щедра и покладиста, красива и величественна. На этой земле можно и нужно жить хорошо

Þ Тема народа – Русские люди в поэме представлены бедными, усталыми, угнетаемыми и забитыми, однако в то же время народ сохранил в себе отзывчивость, стремление к справедливости и взаимопомощи. Некрасов верил, что русский народ находится в начале новой лучшей эпохи, где не будет угнетения и несправедливости

Þ Тема дороги – Путешествие семи мужиков по дорогам России символизирует собой долгий путь, который ещё только предстоит пройти русскому народу, чтобы реализовать свой потенциал.

Þ Пейзаж – В поэме Некрасов тяготеет к пейзажам провинциальной крестьянской России. Бескрайние поля, тёмные леса и унылые деревеньки погружают нас в быт простых русских тружеников того времени. Природа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» становится верной подругой крестьян. Так, именно наедине с лесом и полем Матрена находила душевное равновесие и силы продолжать тяжелую жизнь.

Þ Великодушие – Русский крестьянин показан, как искренний великодушный человек, который готов прийти на помощь попавшему в беду и даже пожертвовать своим благополучием, чтобы помочь ближнему. Таков, например, эпизод, когда Павел Веретенников отдает Вавиле деньги на подарок внучке.

Þ Тема изгнания тоже нашла свое отражение в тексте. Так, именно изгнанием на каторгу наказываются народные заступники — Савелий и (в перспективе) Григорий. Это указывает на то, что самое большое горе для русского человека — это разлука с родной землей.

 

Нравственные уроки поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — это призыв к справедливости и гуманности, обращенный ко всем сословиям, но больше всего — к дворянам, которые близки к государю и могут повлиять на судьбу народа.

 

Проблематика

 

Þ Социальная несправедливость – В поэме остро понимается вопрос социального неравенства в Российской империи. Мы видим, что большая часть населения страны, несмотря на отмену крепостного права продолжает жить рабской безрадостной жизнью.

Þ Рабство – По мнению Некрасова, крепостное право оставило глубочайший след в сознании Русского народа. Поэт показывает нам, как дезориентированных внезапной свободой крестьян, так и привилегированное меньшинство, которое противится переменам и хочет вернуть старую крепостную Россию. Поэт считал, что, только переборов свою природу, русский народ сможет обрести счастье.

Þ Тирания – Писатель демонстрирует не только ужасы тирании дворян над крепостными людьми, но и тиранию крестьян друг над другом. Например, он рассказывает историю о предателе, который согласился за вознаграждение наследника уничтожить завещание хозяина, чтобы не освобождать крестьян.

Þ Женская доля – На примере Корчагиной Некрасов рассказывает нам об угнетённом положении русских женщин в патриархальном обществе. Они не освободились даже после отмены крепостного права и продолжают быть рабынями в собственных семьях, где от них требуют и работы, и ухода за детьми, и забот о хозяйстве.

Þ Невежество – Писатель очень негодует на необразованность русского народа. Только когда крестьяне начнут читать стоящие книги, развивать себя, учиться, российское общество измениться по-настоящему. А пока любой приказчик может обмануть неграмотных и глупых тружеников.

Þ Пьянство – Некрасов осуждает алкоголизм, распространённый среди крестьян, однако в то же время он оспаривает тезис о поголовном пьянстве русских. Писатель утверждает, что среди крестьян есть огромное количество непьющих, однако живут они ничуть не лучше пьющих. Некрасов считал, что, повысив благосостояние людей, можно будет навсегда истребить пьянство. Оно являлось следствием неизбывного горя.

Þ Бунт – Некрасов описывает недовольство, разрастающееся внутри русского крестьянства. Вчерашние крепостные уже не готовы терпеть дворян-паразитов. В то же время мужицкий бунт остаётся всё таким же бессмысленным и беспощадным.

Þ Реформа. Освобождение крестьян — благо для России, но поэт обращает внимание читателя и на отрицательные стороны реформы. Разорвавшись, вековая цель «ударила одним концом по барину, другим — по мужику». То есть ее необходимо корректировать и менять, ведь люди оказались не готовы к радикальным переменам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: