Организация местного самоуправления в РС(Я)




Реформа местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) стала одной из важнейших составляющих конституционной реформы. В силу конституционных начал в Республике Саха (Якутия) народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Первым этапом в принятии законодательства республики о местном самоуправлении явилась разработка проекта Закона РС(Я) “О местном самоуправлении в РС(Я)”, который был принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) 27 ноября 1997 года.

Для урегулирования вопросов местного самоуправления, определение места органов власти на местах, до принятия вышеназванного закона вопросы организации местного самоуправления были определены Указом Президента РС(Я) “Об организации местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)” от 8 апреля 1997 года.

Указ Президента республики явился первым шагом в конкретной организации местного самоуправления на уровне сел, наслегов, поселков, при этом уровень осуществления местного самоуправления определялся исходя из того, чтобы это способствовало решению всего комплекса вопросов местного значения. По сути Указ Президента установил переходный период, который обеспечит “плавное” внедрение местного самоуправления в республике. В основу Указа были положены основные идеи, заложенные в разрабатываемом проекте закона “О местном самоуправлении в Республике Саза (Якутия)”, который был принят Государственным собранием (Ил Тумэн) РС(Я) 27 ноября 1997 года.

Указом Президента необходимо было разрешить три важных вопроса:

1. Закрепить правовой статус главы села, наслега, поселка (после признания Конституционным судом РС(Я) неконституционными нормы Закона РС(Я) “О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)” администрации сел, наслегов, поселков находились вне правового пространства, их правовой статус не был закреплен ни одним действующим нормативным актом);

2. Создать правовую основу для участия граждан непосредственно или через представителей (выборщиков) в решении вопросов местного значения;

3. Передать на уровень сел, наслегов, поселков часть государственных полномочий с соответствующим финансовым и материально - техническим обеспечением для самостоятельного их выполнения.

Закон “О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)” разработан в порядке реализации общих принципов организации системы местного самоуправления в Российской Федерации. В целом структура схожа со структурой Федерального закона.

Республиканский закон о местном самоуправлении состоит из семи глав, включивших в себя 47 статей. Первая глава посвящена правовым и организационным основам самоуправления. Дается общее понятие местного самоуправления в РС(Я) и, которое определяется как регулируемая нормативно - правовыми актами РС(Я) и РФ деятельность граждан по осуществлению ими непосредственно или через избираемые органы под свою ответственность властных полномочий по решению вопросов местного значения, владению, пользованию, распоряжению муниципальной собственностью, выполнению отдельных государственных полномочий.

Вводится понятие “муниципальное образование” и ввиду того, что в законодательстве нашей республики нет адекватного этому понятию термина, законодатели пошли по пути Федерального закона. Конкретизируя положения Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” закон РС(Я) определяет вопросы “местного значения” как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования; “муниципального образования” в основу которого положен поселенческий принцип. В законе дается детальный перечень предметов ведения местного самоуправления. Далее характеризуются структура Устава муниципального образования, гарантии местного самоуправления.

Раскрываются в законе и формы непосредственного волеизъявления граждан. Содержатся статьи, посвященные местному референдуму, муниципальным выборам, сходам, собраниям граждан, народной правотворческой инициативе. Возможность проведения местного референдума закрепляется как форма непосредственного волеизъявления граждан в статье 15. Под местным референдумом понимается голосование граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения, затрагивающим права граждан.

Норма закона о муниципальных выборах статьей аналогичной статье из Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”.

Собрания (сходы) граждан являются одной их форм непосредственной демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения в небольших муниципальных образованиях или на части территории муниципального образования. Из смысла статьи 17 закона можно выделить несколько разновидностей сходов граждан:

1. Сходы (собрания) граждан, наделенные функциями представительных органов местного самоуправления;

2. Сходы (собрания) граждан, проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов;

3. Сходы (собрания) граждан, проводимые на части территории муниципального образования, в этом случае они должны рассматриваться как элемент системы территориального общественного самоуправления.

В законе определены основы формирования и организации деятельности представительного органа местного самоуправления, исполнительного органа, статуса главы муниципального образования, правовой регламентации муниципальной службы, правовых актов органов местного самоуправления.

Закон предлагает в обязательном порядке существование такого выборного органа местного самоуправления как глава администрации. Глава администрации является высшим должностным лицом муниципального образования, представляющее муниципальное образование и возглавляющее на принципах единогласия местных администраций. Глава является личностью неприкосновенной. Он подотчетен населению и представительному органу.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования сроком на два года. Однако население вправе на основании решения, принятого путем референдума или схода, отказаться от избрания представительного органа, закрепив его полномочия за сходом граждан.

Устав местного самоуправления является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования; своеобразный свод норм, который регламентирует жизнь определенного муниципального образования. Устав муниципального образования может приниматься как представительным органом, так и населением непосредственно, так как устав должен регулировать отношения, затрагивающие все сферы жизни местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения. Кроме того, устав обладает высшей юридической силой в комплексе норм, которые принимаются органами местного самоуправления.

Закон устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и контроль за их деятельностью.

Предусмотрены и права местного самоуправления в области экономических отношений. В состав муниципальной собственности входят земли, природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; имущество органов местного самоуправления; средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов; имущество муниципальных предприятий и учреждений; муниципальный жилищный фонд; нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда; имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально - бытовых и социально - культурных потребностей населения. Органы местного самоуправления имеют право на внешнеэкономическую деятельность. В законе четко отражены финансовые ресурсы местного самоуправления и бюджетные права его органов. Финансовые ресурсы согласно статьи 36 состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, получаемых кредитов, дотаций и субвенций, выделяемых в порядке государственной поддержки местного самоуправления, средств, направляемых на осуществление отдельных государственных полномочий и компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

Для формирования правовой базы и системы органов местного самоуправления настоящим законом устанавливается переходный период, действующий в течении двух лет со дня вступления его в силу.

Становление местного самоуправления в субъектах России идет весьма противоречиво, можно сказать в исключительно сложных условиях нашего современного российского общества и его еще не сложившийся политической организации.

В Республике Саха (Якутия) сегодня вообще нет органов местного самоуправления, то есть на всей ее территории действует государственная власть. Основным ключевым вопросом в организации местного самоуправления в республике является определение понятие “муниципальное образование”, т.е. той территории, на уровне которой будет осуществляться местное самоуправление.

Исходя из действующего законодательства, закона РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, закона “Об административно - территориальном устройстве в РС(Я)”, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. “По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике” уровень на котором создаются муниципальные образования должен быть таковым, чтобы способствовать, насколько это возможно, населению решать весь комплекс вопросов местного значения через органы местного самоуправления.

В соответствии с конституционным законом РС(Я) “О местных органах государственной власти” на уровне таких административно - территориальных единиц как город республиканского значения и улус осуществляется государственная власть.

Принятый закон РС(Я) “О местном самоуправлении в РС(Я)” также не предусматривает образования местного самоуправления в городах республиканского значения и улусах. Так, первый пункт 5 статьи гласит: “ Местное самоуправление в РС(Я) осуществляется в административно - территориальных единицах: городах улусного значения, поселках, наслегах, селах, а также во внутригородских территориях городов республиканского значения”. Таким образом, в г. Якутске этим законом предусматривается местное самоуправление на внутригородских территориях. Тогда как во всей России на внутригородских территориях должны действовать только территориальные общественные самоуправления населения.

Согласно Федерального закона о местном самоуправлении, местное самоуправление обладает властными полномочиями, а территориальные общественные самоуправления обладают лишь функциями общественного объединения и не имеют властных полномочий. То есть население г. Якутска лишается властных полномочий на осуществление местного самоуправления и по существу конституционного права на самостоятельное решение вопросов местного значения. Согласно статьям 12, 32, 130 Конституции любой гражданин вправе настаивать на своем участии в органах местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 131 Конституции РФ, в данном случае осуществляется населением с той лишь оговоркой, что оно согласуется с историческими и иными местными традициями. При всем при том необходимо учитывать, что структура органов местного самоуправления определяется опять же населением.

Таким образом, вышеуказанное положение закона РС(Я) “О местном самоуправлении в РС(Я)” противоречит Федеральному закону о местном самоуправлении, также оно нарушает 76 статью Конституции РФ, согласно которой все законы и правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам.

В целом, принятый в нашей республике закон “О местном самоуправлении в РС(Я)” обеспечивает и защищает права местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающим им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. Следует только внести коррективы по вышеуказанному положению.

Однако наиболее сложным направлением во внедрение местного самоуправления будет определение взаимоотношений между органами государственной власти и соответствующими органами местного самоуправления. Закон предусматривает значительные права и самостоятельность органов местного самоуправления. Но сегодня традиционные отношения, система финансирования и наконец сознание населения объективно предполагают значительное влияние со стороны местных органов государственной власти на жизнь будущих муниципальных образований.

Республика Саха (Якутия) имеет свои особенности не только по сравнению с другими субъектами федерации, здесь даже улусы различаются между собой по своему социально - экономическому развитию. Например, условия внедрения местного самоуправления в Мирнинском улусе, в корне отличаются скажем от Верхоянского улуса. Мирнинский городской Совет настаивает на создании органов местного самоуправления на уровне улуса, они могут за счет причитающихся обязательных платежей в местные и городской бюджеты решать свои проблемы. Но как быть в сельскохозяйственных, дотационных улусах. Установленные федеральным законодательством постоянные доходные источники местных бюджетов не смогут обеспечить достаточное финансирование местных расходов. Опыт внедрения местного самоуправления в других регионах России показывает, что наиболее эффективно местное самоуправление может работать там, где они имеют значительную собственную доходную базу. У нас в республике ситуация другая, фактически все улусные бюджеты, не говоря о местных, дотационны. А без финансовой независимости не может быть полной самостоятельности на местах. И это предполагает разработку понятных и справедливых нормативов при распределении дотаций и субвенций и минимальных государственных социальных стандартов. Поэтому в РС(Я) наиболее сложным направлением во внедрении местного самоуправления будет определение взаимоотношений между местными органами государственной власти и соответствующими органами местного самоуправления.

Практика многих зарубежных стран свидетельствует о том, что параллельное функционирование государственного управления и местного самоуправления на местах играет в значительной степени позитивную роль в функционировании как того, так и другого повышая эффективность деятельности власти, способствуя большей координации местных органов с другими элементами государственного механизма. В ФРГ, например, действует смешанная модель, сочетающая в различных вариациях как органы местного самоуправления, так и органы местного управления, когда выборный орган является одновременно и звеном муниципального управления, и представителем государственной администрации. Ее низовое звено - главы администраций на уровне районов - являются и государственными чиновниками, и главами исполнительных органов коммунального самоуправления. Аналогичное положение в Республике Коми и Татарстане, где местные органы осуществляют и функции государственной власти, и функции местного самоуправления. С одной стороны, они созданы для осуществления государственной власти, а с другой - для решения задач местного самоуправления, т.е. органы местной исполнительной власти являются продолжением государственного управления на местах. Разумеется это положение установлено в нарушении конституционных основ Российской Федерации.

В связи с этим возникают вопросы, как устранить существующие коллизии в системе законодательств субъектов РФ с федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в России. Возможны ли изменение правового статуса местных органов государственной власти в республике и трансформация их в органы местного самоуправления без ущерба правовой системе нашей Якутии в целом? На наш взгляд, необходимо изменить единообразную конституционную модель самоуправления и наполнить ее более широким содержанием с учетом различий территорий. Ведь экстремальные условия жизни на Севере, отсутствие круглогодично действующих транспортных путей налагают свой отпечаток на образ жизни якутян, требуют больших материальных и финансовых затрат, предельно расширяют перечень вопросов “местного значения”.

 

Заключение

 

Итак, основываясь на исследованиях известных государствоведов, на существующее законодательство и Конституцию РФ, мы пришли к выводу, что совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.

Таким образом, на выбор организационных форм местного самоуправления влияют ряд факторов:

1. размеры муниципального образования;

2. степень политической активности населения, уровень его правосознания;

3. уровень политической структурированности общества, развитость местных политических партий, местных объединений (или отделений российских и региональных объединений); причем такие объединения могут создаваться не только по партийному признаку, но и в зависимости от наличия программы комплексного развития территории;

4. готовность и способность населения к переменам, к восприятию и использования иного опыта; большая или меньшая степень консерватизма проявляется, например в использовании названий органов местного самоуправления, в попытках внедрения иной избирательной системы и т.п.;

5. степенью сложности используемой системы это особенно четко проявляется при выборе типа избирательной системы: традиционно предпочтение отдается мажоритарной избирательной системе, как более простой;

6. взаимоотношениями органов местного самоуправления и органов государственной власти; это проявляется, например, в том насколько учитывают органы государственной власти мнения и пожелания представителей органов местного самоуправления при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих вопросы местного самоуправления;

7. социальная структура населения муниципального образования, уровень благосостояния, возрастной состав и ряд других характеристик населения.

С понятием “организационные формы местного самоуправления” тесно связано понятие “организационные основы местного самоуправления”. Термин “основы местного самоуправления” является новым для российского государствоведения. Впервые это понятие введено в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.

Организационные основы местного самоуправления можно определить как совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

В данной работе сделана попытка исследовать организационные основы местного самоуправления с учетом специфики становления местного самоуправления. Сегодня законодательная база самоуправления еще не завершена. Основной закон о местном самоуправлении должен сопровождаться шестнадцатью законами. А этих законов нет, за исключением закона о финансовых основах местного самоуправления.

Говорить о реальном местном самоуправлении в России, на наш взгляд, пока еще рано: слишком низка активность населения и частного капитала в решении местных вопросов, не проработаны современные технологии муниципального управления и, наконец, не определена мера ответственности муниципальных органов власти, их компетенция и механизмы воздействия на развитие экономики, финансовый потенциал каждого региона как факторы роста благосостояния людей.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” тоже не решает целого ряда проблем. В нем не заложена система деления территории на муниципальные образования (ими могут называться любые поселения граждан - город, район, села, деревня, станица). Неясен вопрос о распределении компетенции по вертикали между самоуправлением и государственными органами. Полномочия, передаваемые законом в компетенцию местного самоуправления, не имеют финансового обеспечения. Нет пока налоговых нормативов и стандартов формирования местного бюджета, а реальное самоуправление - это участие муниципальных органов в управлении экономикой территорий.

Единообразная модель местного самоуправления, отделенного от государственной власти и заменяющего ее, не получает развития в целом по России и, в частности, в нашей Республике Саха (Якутия). И попытки единообразного понимания и реализации конституционной модели местного самоуправления, которые предпринимаются из центра, вызывают в обществе сомнения. Так как местное самоуправление в Якутии, и местное самоуправление в Москве, центральных регионах России, не может не различаться в силу особенностей этих территорий, экономического потенциала, масштабов регионов, ментальности населения. Ведь для России это совершенно новое дело, где всегда и во всем была главенствующая роль государства. Поэтому внедрение самоуправления в той мере, в какой оно должно соответствовать этому понятию по - настоящему, - процесс долгий и сложный.

 

 

Использованная литература:

1. Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 3-33.

2. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно - правовые основы. М., 1996. 360 с.

3. Авакьян С.А. Состояние проблемы и перспективы самоуправления // Местное самоуправление в России: состояние проблемы и перспективы. М., 1994. С. 43 - 57.

4. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981.

5. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в РФ // Гос. и право, 1997. № 5. С. 24-25.

6. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.

7. Барабашев Г.В. Местное самоуправление - трудное дитя России // Сегодня. 1992. № 1.

8. Васильев В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра // Журнал Российского права. 1997. № 8. С. 9-20.

9. Гарантии прав местного самоуправления. М., 1994. 52 с.

10.Гельман В. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. 1997. № 9. С. 73-80.

11.Горожанин В.А. Понятие особенности правового статуса субъектов местного самоуправления. Новосибирск. 1997.

12.Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996.

13.Демократия и местное самоуправление. М., 1994. 48 с.

14.Ельцин Б.Н. Об управлении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики). Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. 1994. 25 февраля.

15.Ефремов Г.Г. Основные направления работы местного самоуправления (старостаты) поселка, села, деревни... Новосибирск, 1996. 13 с.

16.Ильченко Л. Новый этап местного самоуправления. // Власть. 1997. № 3. С. 19 - 22.

17.Иванченко А. Судьба России куется в волостях, улусах и сельсоветах. Местное самоуправление: день сегодняшний и завтрашний // Российская газета. 1997. 26 ноября.

18.Кармолицкий А.А. К вопросу о местной администрации как органе управления // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1993. № 3. С. 23-30.

19.Кириллин А. Судебная защита местного самоуправления // городское управление. 1996. № 1. С. 44-47.

20.Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. 192 с.

21.Коваленко А.И. Основы конституционного права РФ. М., 1991. 96с.

22.Козлов Е.В., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1993. 480 с.

23.Козлов Ю.М. Исполнительская власть: муниципальный уровень // Вестник МГУ. Серия 14. Право. 1993. № 2. С. 14-22.

24.Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. 440с.

25.Комментарий к Федеральному закону “Об общественных объединениях” М., 1996. 160 с.

26. Комментарий к Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. М., 1997. 460 с.

27.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997. 428с.

28.Кряжков В.А. Местное самоуправление в России: проблемы становления // Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Материалы научно - практической конференции. М., 1996. С. 78 - 81.

29. Лаптева Л.Е. Об истории земских учреждений в России // Гос. и право. 1993. № 8. С. 122 - 131.

30. Максимов К.Н. Формирование органов местного самоуправления в Республике Калмыкия. // Бизнес и политика. 1997. № 3. С. 15-19.

31. Миронов Д.Н. Национально - государственный федерализм и государственный статус РС(Я). Учебное пособие. Якутск. 1997. 99 с.

32. Митрохин С.С., Фасеев И.Ф., Надеев Р.К. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Краткий комментарий к Федеральному закону. // Журнал Российское право. 1997. №10. С. 65-76.

33. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор. М., 1994. 80 с.

34. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М., 1996. 35 с.

35. Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. 112 с.

36. Порядок во власти - порядок в стране. послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 1997. 7 марта.

37. Скуратов Ю.И. Концепция самоуправления народа в СССР: понятие и содержание. // Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991. С. 150.

38. Сухотин А.Б. Федеральная и местная власть - резервы координации // Бизнес и политика. 1997. № 6. С. 32 - 39.

39. Судебная защита прав местного самоуправления в Российской Федерации // Сборник решений федеральных судов. М., 1997. 136 с.

40. Таболин В.В. Право муниципального управления. М., 1997. 80 с.

41. Тихомиров Ю.А. управление делами общества. М., 1984. 224 с.

42. Тихомиров Ю.А. Диалектика управления и самоуправления // Вопросы философии. 1983. № 8. С. 21.

43. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. 168 с.

44. Фоминых А.А. Становление самоуправления в регионе // Регионология. 1997. № 2. С. 45 - 51.

45. Чиркин В.Е. основы государственной власти. М., 1996. 112 с.

46. Широков А. Законодательное регулирование в сфере местного самоуправления // Городское управление. 1996. № 2. С. 30-38.

47. Широков А. Рекомендации по формированию структуры органов местного самоуправления // Городское управление. 1995. № 2. С. 35-38.

48. Широков А., Юркова С. Муниципальные выборы // Городское управление. 1996. № 1. С. 40-43.

49. Широков А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении. М., 1996. 52с.

50. Шугрина Е., Новикова Ю., Кириллова Н. Аналитический центр законодательства Российской Федерации, Сибирского и Дальневосточного регионов о выборах в органы местного самоуправления. Новосибирск. 1996. 37 с.

51. Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата // Актуальные вопросы правоведения в современный период. Томск. 1995. С. 72-74.

52. Якубовский Д. Теоретические основы, правовая природа и содержание понятия “местное самоуправление” // Право и жизнь. 1994. №6. С. 81-97.

53. Ясюнас В. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения. М., 1997. 176 с.

 

Список нормативных актов:

1. Европейская хартия местного самоуправления // Городское управление. 1993. № 1. С. 28 - 31.

2. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 59 с.

3. Закон РСФСР от 6 июля 1991 года “О местном самоуправлении в РСФСР” // Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

4. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.

5. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56 - ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 33. Ст. 3406.

6. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138 - 93 “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

7. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 8 - 93 “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” // Российская газета, 1998. 16 января.

8. Конституция (основной закон) Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 1992 г. (в редакции от 20 апреля 1994 г.). Якутск. 1994. 38 с.

9. Закон РС(Я) “О местном самоуправлении в республике Саха (Якутия)” от 27 ноября 1997 г. // Якутские ведомости. 1997. № 42.

10. Закон РС(Я) “О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)” от 30 июня 1994 г. // Якутские ведомости. 1994. № 15.

11. Закон РС(Я) “О выборах депутатов местных представительных органов государственной власти и глав местных администраций” от 22 сентября 1994 г. // Якутские ведомости. 1994. № 18.

12. Указ Президента РС(Я) “Об организации местного самоуправления в РС(Я)” от 8 апреля 1997 г. // Сб. распоряжений, указов Президента РС(Я). 1997, апрель.


[1] Горожанин В.А. Понятие и особенности правового статуса субъектов местного самоуправления. Новосибирск. 1997. С. 3.

[2] Закон СССР “ Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР” // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267.

[3] Закон РСФСР от 6 июля 1991 года “ О местном самоуправлении в РСФСР” // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета народных депутатов РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

[4] Порядок во власти - порядок в стране. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 1997. 7 марта.

[5] Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года № 1 - П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. “ О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике” Судебная защита местного самоуправления в РФ. Сборник решений федеральных судов. М., 1997. С. 31 - 57.

[6] Судебная Защита прав местного самоуправления в РФ. Сб. судебных решений федеральных судов. - М., 1997. С. 33 - 47.

[7] Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М.. 1996. С. 13.

[8] Там же.

[9] Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. С. 172.

[10] Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. С. 17 - 21

[11] Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М., 1996. С. 15.

[12] Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996. С. 14 - 15.

[13] Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993. С. 10.

[14] Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в РФ (“ круглый стол” в Институте государства и права РАН) // Государство и право, 1997, № 5. С. 24 - 25.

[15] Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994. С. 5 - 9.

[16] Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994. С. 6 - 7.

[17] Там же. С. 7.

[18] Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в РФ. // Государство и право, 1997, № 5. С. 34.

[19] Ясюнас В.А. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения. М., 1997. С. 37.

[20] Шугрина Е.С. Власть: понятие, содержание // Актуальные вопросы правоведения в современный период. Томск, 1995. С. 111 - 112.

[21] Барабашев Г.В. Местное самоуправление - трудное дитя России // Сегодня. 1992. № 1.

[22] Коваленко А.И. Конституционное право РФ. М., 1995. С. 179.

[23] Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления // Местное самоуправление в России: состояние проблемы и перспективы. М., 1994. С.47.

[24] Комментарий к Конституции РФ. М., 1994. С.47; Комментарий к Федеральному закону “ Об общих правилах организации местного самоуправления в РФ”. М., 1997. С. 26 - 40.

[25] Козлов Ю.М. Исполнительная власть: муниципальный уровень // Вестник МГУ. Серия 11., Право, 1993. № 2. С. 14 - 22.

[26] Коваленко А.И. Конституционное право РФ. М., 1995. С. 179 - 180.

[27] С.А. Авакьян. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 3 - 33.

[28] Б.Н. Чичерин. О народном самоуправлении. М., 1966. С. 511.

[29] Тихомиров Ю.А. Управление делами общества. М., 1984. С. 11.

[30] Коваленко А.И. Конституционное право Рф. М., 1998. С. 176.

[31] Скуратов Ю.И. Концепция самоуправления народа в СССР: понятие и содержание // Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991. С. 50.

 

 

[32] Тихомиров Ю.А. Диалектика управления и самоуправления // Вопросы философии. 1983. № 8. С.21.

 

 

[33] Писарев А.Н. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 44.

[34] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. С. 125.

[35] Писарев А.Н. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 15.

[36] Там же. С. 15 - 16.

[37] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 197.

[38] Там же.

[39]Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 197.

[40] Широков А., Юркова С. Муниципальные выборы // Городское управление. 1996. № 1. С. 40 - 41.

[41] Шугрина Е., Новикова Ю., Кириллова Н. Аналитический обзор законодательства субъектов РФ Сибирского и Дальневосточного регионов о выборах в органы местного самоуправления. Новосибирск, 1996. С. 15 - 16.

[42] Широков А., Юркова С. Муниципальные выборы // Городское управление. 1996. № 1. С. 41.

[43] Широков А., Юркова С. Муниципальные выборы // Городское управление. 1996. № 1. С. 41 - 42.

[44] Там же.

[45] Широков А., Юркова С. Муниципальные выборы // Городское управление. 1996. № 1. С. 41.

[46] Шургина Е., Новикова Ю., Кириллова Н. Аналитический обзор законодательства субъектов РФ Сибирского и Дальневосточного регионов о выборах в органы местного самоуправления. Новосибирск. 1996. - 37 с.

[47] Шугрина Е., Новикова Ю., Кириллова Н. Аналитический обзор законодательства субъектов РФ Сибирского и Дальневосточного регионов о выборах в органы местного самоуправления. Новосибирск. 1996. - 37с.

[48] Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995. С. 457.

[49] Сборник законодательных актов о местном референдуме субъектов РФ. Иркутск., 1997. 460 с.

[50] Константиновский Б. Народ - как законодатель // Записки русской академической группы США. Нью - Йорк., 1973. Т. 7. С. 280.

[51] Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю. Юрид. энциклопедия. М., 1997. С. 322.

 

 

[52] Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно - правовые основы. М., 1996. С. 88 - 89.

[53] Там же. С. 89.

[54] Комментарий к Федеральному закону “ Об общественных объединениях”. М., 1996. С. 41.

[55] Комментарий к Федеральному закону “ Об общественных объединениях”. М., 1996. С.44.

[56] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. С. 155.

[57] Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 3 - 33. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996. С. 70 - 81.

[58] Комментарий к Федеральному закону “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. М., 1997. С. 157 - 158.

[59] Там же. С. 158 - 160.

[60] Кутафин О



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: