Ведущий-тамада на свадьбе




ГОРДЕЕВА Т.А.

 

МАСТЕРСТВО ВЕДУЩЕГО ТЕАТРА МАССОВЫХ ФОРМ

Учебно-методические материалы по курсу

«Мастерство ведущего»

 

Казань 2013г.
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫИ ИСКУССТВ

 

ГОРДЕЕВА Т.А.

 

МАСТЕРСТВО ВЕДУЩЕГО ТЕАТРА МАССОВЫХ ФОРМ

Учебно-методические материалы по курсу

«Мастерство ведущего»

 

Казань 2013г.

УДК Печатается по решению Ученого

ББК Совета от

 

 

Гордеева Т.А.

Мастерство ведущего театра массовых форм. Учебно-методические материалы по курсу «Мастерство ведущего». - Казань: ООО «Центр оперативной печати».

 

Для специалистов по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

 

 

Рецензенты: Охотникова Т.В., к.п.н.,доцент

 

 

Мастерство ведущего театра массовых форм.

Ниодно из массовых форм театра (театрализованный игровой конкурс, концерт, шоу-программа, дискотека, тематический вечер и т. д.) не может существовать без ведущего. Он в одном лице объединяет функции сценариста и драматурга, актера, режиссера, костюмера, хормейстера и конферансье. Он ведет тематическую программу, проводит конкурсы и викторины, объявляет номера, дает комментарии к происходящему в зале и на сцене, а так же поет, танцует, читает стихи и рассказывает занимательные истории. Он хозяин программы.

Ведущего нередко сравнивают с конферансье. И это далеко не
случайно.

Ведущий- конферансье.

«Конферансье (слово французское) - докладчик. Артист эстрады объявляющий номера и выступающий перед публикой в промежутках между номерами эстрадного концерта. Конферансье комментирует отдельные номера, объединяет эстрадную программу, стремится придать ей злободневный характер» (Театральная энциклопедия стр. 179).

Конферансье - первый человек, которого зритель видит на сцене еще до начала концерта. Он организует эстрадное представление, создает его как единое целое, так как в отличие от спектакля или обозрения, эстрадный концерт лишен единого сюжета. С одной стороны, конферансье связывает между собой номера концерта, с другой — он, связующее звено сцены и зрительного зала.

Конферанс как жанр существенно отличается от других разговорных жанров. Творчество конферансье в наибольшей степени мобильно и оперативно, в наименьшей степени канонизировано, задано. Во-первых, потому, что актеры и их номера сегодня могут быть другими, чем вчера: во-вторых, потому, что зрители сегодня другие, чем вчера, - сегодня жизнь не такая, как вчера.

Конферансье, больше чем другие эстрадные артисты, зависит от той конкретной ситуации, в которой проходит концерт. Он должен выйти из любого трудного положения, в которое его могут поставить и актеры — кто-то опоздал, или в программу включены два номера одного и того же жанра, или кто-то должен пораньше освободиться и. т.д., и зрители - сегодня это праздничный концерт, посвященный женщинам, а завтра торжественное собрание, на котором коллективу вручат высокую награду и всем им вместе, и каждому в отдельности любой номер должен быть понятен и интересен.

Ввести сегодняшний зал - конкретных, сейчас здесь сидящих зрителей - в «условие игры», укрепить эти отношения, направить их в нужное русло, задать тон и темп их общей жизни на ближайшие два часа - первая задача конферансье.

А так же он ответственен за настрой, темпо - ритм самого концерта, за его содержание и форму. Он, подобно капитану корабля, ведет представление через все видимые и. невидимые рифы, мели, помогает актерам, готовит зрителей к восприятию следующего номера.

Есть конферансье, которые ограничиваются объявлением очередного номера, не давая себе труда охарактеризовать особенности жанра или исполнителя, другие — наоборот, ведут себя так, словно не конферансье должен занимать публику между номерами, а номера должны заполнять свободную площадку в то время, когда конферансье покидает ее. Да, на сцене можно все, но всегда необходимо отвечать на вопрос — «Зачем я это буду делать?»

Конферансье имеет право на подлинную импровизацию, ибо он действительно может и должен откликаться на злобу дня - его выступление зависит от конкретного сегодняшнего дня и конкретного сегодняшнего зрителя. Поэтому, текст конферанса подвижен, не зафиксирован строго, как, допустим, в фельетоне, монологе, рассказе.

Текст конферанса, чаще всего создает сам конферансье, варьируя его «блоки» в зависимости от совокупности конкретных обстоятельств каждого' конкретного концерта. Для этого у конферансье должны быть, кроме обязательных монологов (вступительного и заключительного), самые различные «домашние заготовки» - репризы, анекдоты, словечки на все случае жизни — такая кладовая полуфабрикатов, которую он может и должен использовать в зависимости от разнообразных обстоятельств данного концерта.

Конферансье должен любить всех выступающих сегодня актеров и сидящих в зале зрителей, иначе у него ничего не получится. А биотоки нелюбви, равнодушия очень быстро будут уловлены залом, и он ответит соответствующим образом. И никто от такого концерта не получит удовлетворения - ни актеры, ни зрители.

Поэтому конферансье должен быть радушным и добрым хозяином, к которому мы пришли в гости, и который сейчас познакомит нас со своими друзьями-артистами. Он уверен, что это - хорошие артисты, и что мы - хорошие зрители, что мы пришли в зал без предвзятости, с душой открытой впечатлениям, готовой воспринять все то удивительное и прекрасное, что сейчас будет происходить на сцене.

И еще одна особенность жанра. Конферансье щедро дарит нам радость общения, дарит нам праздник. Перед нами обаятельный, умный, веселый симпатичный человек, с которым приятно поговорить. С ним не хочется расставаться, он рассказывает интересно и об интересном.

Конферансье - самая трудная профессия на разговорной эстраде. Работать номер куда легче и проще, чем конферировать на протяжении целого концерта.

Весь вечер на сцене... И нужно не надоесть зрителям, быть интересным собеседником, неутомимым, умным и скромным, не «давить» своей эрудицией на аудиторию и не разыгрывать «своего в доску», всегда оставаться естественным, демократичным и современным.

Это особая профессия. И, прежде всего универсальная. Не всякий артист разговорного жанра может быть конферансье, хотя каждый практически может «вести концерт» — быть ведущим в концерте. Но каждый конферансье должен уметь исполнить и монолог, и фельетон, и рассказ, а - при необходимости - и интермедию. Нелегко достичь столь высокого профессионального уровня, но к достижению его нужно стремиться. Но успех творчества конферансье решает не только его исполнительное мастерство, не только владение своей профессией, не только опыт, но и прежде всего широкий кругозор, разнообразие жизненных интересов, четкость мировоззрения. Н. П. Смирнов-Сокольский так определил качества, необходимые конферансье:

Во-первых, конферансье должен быть самым культурным человеком на эстраде. Во-вторых, конферансье должен быть актером, должен стоять не ниже тех номеров программы, которые представляет публике. В-третьих, конферансье обязан быть политически грамотным. В-четвертых, конферансье обязан быть автором своего репертуара. (Смирнов-Сокольский Н. П. Сорок пять лет на эстраде. М. 1976 г.)

Конферансье - ведущий - это не чтец, который внутренне сливаясь с, автором, рождает образ рассказчика ведущего повествование. Ведущий — это разговорник. Он именно разговаривает с публикой, беседует с ней как бы от себя, от своего имени. Он должен размышлять на сцене, а не читать заученное, делиться своими мыслями так, чтобы у зрителя могло создаться впечатление, что только сегодня, только здесь, ведущий беседует q ним на ту или иную тему. Он должен знать что такое «экспромт». Ему необходимо развивать мгновенное чувство реакции на возможные реплики и вопросы из зала, искать свою манеру, особый стиль, который можно определить как «мысли вслух».

И даже тогда, когда ведущий исполняет чужой сценарий, он превращается в автора. Он всегда говорит от первого лица. Он сомневается и опровергает себя, вновь возвращается к опровергнутой мысли как бы приглашая зал в собеседники. Спорит с ним смеется, негодует и радуется.

Именно так строится система обратных связей или контакт. Контакт, по определению психологов, - это общность психологического состояния и взаимопонимания ведущего и аудитории. Обратная связь управляет поведением ведущего и регулирует словесное взаимодействие. Не умеющий установить контакт с аудиторий ведущий - конферансье начинает теряться, говорит сбивчиво, невыразительно у него появляются неприятные эмоциональные переживания. Если же контакт установлен, то зал поддерживает ведущего, внимательно его слушает, а это в свою очередь придает ведущему уверенность. Он ведет вечер «концерт» с большим вдохновением, его слова звучат более убежденно и страстно, тверже звучит и его голос. Сам ведущий как бы выпрямляется, вырастает в собственных глазах и глазах своих зрителей. Культура речи и этика публичного выступления ведущего, успех выступления ведущего - конферансье в немалой степени зависит от культуры его речи, ее богатства, ясности и информационной насыщенности.

Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении, многословие, демагогия, фразеологические повторы, интонационное однообразие - это еще далеко неполный перечень ошибок, которые в изобилии встречаются в публичных выступлениях.

Штампы в речи — это лексически неполноценные слова и выражения, их иногда справедливо называют: «затасканные, избитые выражения». Они мало что добавляют к тому, что хочет сказать ведущий, но значительно перегружают его речь.

Канцеляризмы — речевые обороты и отдельные слова, заимствованные из канцелярско-бюрократического стиля общения, которые лишают настоящее деловое общение его яркости и образности.

И конечно, мало общего имеют с речевой культурой вульгаризмы - не литературные или неправильные по грамматической форме слова и выражения.

Многословие и демагогия ~ это типичное неумение ведущего сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно, это по сути отступление от предмета речи.

Слова - паразиты - это слова и фразы, не несущие никакой информации, но часто и неуместно используемые говорящим.

Среди типичных ошибок речи наиболее распространенной является несоблюдение правильного произношения вследствие неверной расстановки ударения в отдельных словах.

Вычурность и манерность в говоре ведущего также вызывает иронию, раздражает и отрицательно влияет на контакт с аудиторией.

Как преодолеть эти недостатки в процессе публичного выступления?

Наиболее действенные приемы - это систематический самоанализ и самоконтроль за тем, как мы говорим, и что мы говорим, Это постоянная работа над содержанием и композиционно-лексическим стилем в своих публичных выступлений.

Для современной речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Поэтому начинающему ведущему необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые помогут достичь экспрессивности, эмоциональности его выступлений.

Среди приемов речи ведущего, существенно повышает ее эмоциональность и выразительность следующие лексические приемы: сравнения, метафоры, эпитеты, аллергии, гиперболы и т.д.. А также применение крылатых слов, пословиц и поговорок неожиданных и к месту сказанных.

Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самоусовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на дикцию, силу голоса, тембр, темп речи.

Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов. Хорошая дикция свободная от шипилявости и заикания.

Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувство, сознание слушателей.

Темп речи — это число слов, произносимых в минуту. Наиболее оптимальный темп публичного выступления является 120 слов в минуту.

Полетность голоса — это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, а слова произносятся с эмоциональной окраской и четко и сильно, тогда и речь ведущего достигает дальних уголков зала.

Тембр голоса — это звуковая окраска голоса, которая создает эмоциональные оттенки речи.

Ведущий с высокой культурой речи отличается богатством словарного запаса, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точностью словоупотребления.

Проблема речевого этикета в процессе выступления - это и проблема выбора тональности общения, выбора способов, приемов установления доброжелательного, интеллигентного обращения к слушателям. Выбираются различные способы общения: приветствия,

извинения в чем-либо, поздравления, просьба, комплимент, пожелания, прощания др.

Этика публичного выступления требует, чтобы к слову относились как к средству живой -и образной речи. Для успеха выступления на публике следует помнить, что этика слова характеризует этические нормы и идеалы самой личности ведущего: тактичность, способность уважать национальные, возрастные особенности слушателей. Доверительность, доброжелательность, открытость – важнейшие качества этики ведущего.

Если голос ведущего монотонен, вял, то кроме безразличия, иронии слушателей он вряд ли что добавит к своей репутации. Трудно представить современного ведущего без хорошо поставленного голоса, без эмоциональности, увлеченности, без его темперамента и жестов. Мастерство ведущего проявляется в единстве слова и жеста. Говорят, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, так как они увлечены речью ведущего.

Мимика - замечательный стимулятор эмоции. Она способна передать целую гамму чувств: радость, сомнения, иронию. Жесты и мимика действуют на зрительный канал восприятия, повышают эмоциональность зрителей.

В речевом действии также большую роль играет поза, осанка выступающего. При правильной осанке: а) ступени ног слегка развернуты носками наружу, б) колени выпрямлены до отказа, когда тело опирается на обе ноги или одна из них несколько ослаблена, в) ноги у женщины сомкнуты или чуть раздвинуты, одна из них (ослабленная) может быть недалеко сзади или сбоку; у мужчин - одна нога отставлена в сторону или выставлена вперед, допустимы и широко расставленные ноги; г) спина прямая; д) шея вертикальная; е) живот подтянут; ж) плечи опущены; з) руки сброшены, лежат спокойно вдоль боков.

С какими же отклонениями от эстетической нормы нам приходится встречаться? И в походке, и в стойке мы наблюдаем повернутые внутрь носки ступней ног. Бывает, что девушки, особенно когда они в обуви на высоких каблуках, стоят и ходят на полусогнутых ногах.

Женщины, часто носящие брюки или брючный костюм, невольно вырабатывают мужскую стойку: очень широко расставляют ноги.

Распространенной ошибкой многих ведущих, певцов (особенно эстрадных) стала осанка с широко расставленными напряженными ногами. Такой недостаток, если, разумеется, он не рожден сценическим характером, образом действия, следует искоренять. Ноги ведущего должны жить, думать, чувствовать.

Женщинам свойственна потребность «сесть» на слегка -отставленную ногу, скривив весь свой стан.

Распространена манера стоять с расслабленной спиной, с выставленным вперед животом. Часты случаи, когда от внутреннего напряжения, зажатости ведущий поднимает плечи. При этом руки в дугообразной форме отходят от боков.

Важно выработать верное положение шеи во время речи. Особенно у женщин, которые тянут ее вперед на зрителя, задирая при этом голову. От напряженного положения шеи звук завышается, снимается с «опоры». Существенен и такой недостаток, как сопровождение речи беспрерывным киванием головы (как цирковые лошади». Такая «манера» мешает следить за работой голосоворечевого аппарата, обедняет интонационную выразительность речи, однообразно, грубо подчеркивая важные акценты в высказывании.

Мужчинам свойственно напрягать заднюю стенку шеи, как бы несколько «садясь» на нее, делать второй подбородок. От неверного, напряженного положения шеи пропадает не только красота внешнего вида исполнителя, но и хуже звучит голос — он не только становится мало подвижным, но и негибким, маловыразительным.

На сцене важна и поза сидящего человека. Если сидящая девушка широко расставляет ноги, то она выглядит вульгарно. У мужчин портят позу излишне широко расставленные колени. Не рекомендуется сидеть на сцене, положив ногу на ногу или вытягивать ноги вперед, поворачивать носки внутрь... Ноги должны быть сомкнутыми. Одна нога может быть несколько вытянута вперед.

Можно класть ступню на ступню «бантиком», убирать ноги под стул или ставить возле стула.

Постоянно приходится обращать внимание на то, чтобы исполнитель сидел на стуле в рабочей, действующей позе (ближе к краю стула), чтобы можно было легко встать с него.

В положении сидя ведущий может найти бесконечное разнообразие мизансцен. Садиться и вставать во время речевого действия следует так, чтобы зритель, следя за внутренней жизнью исполнителя, не замечал этого.

Ведущий-диктор

Закадровое звучание дикторских текстов зрители воспринимают лишь на слух и потому не могут воспринимать их речь в комплексе с неречевыми средствами общения (мимикой, жестами, движениями, позой). Между тем эти средства, будучи единым экспрессивным потоком внутренней жизни человека, многое компенсируют из того, что недоговорено словами: они углубляют подтекст, многозначность речи, проявляют эмоциональную оценку, отношения к фактам, событиям, людям и т.п.

Понимая такую специфику восприятия «закадровых» текстов, дикторы обязаны заботиться о том, чтобы обеспечивать не только органический контакт с невидимыми собеседниками - зрителями, но и о лучшем восприятии ими дикторской речи. Однако, восприятие звучание «закадровых» текстов зависит от того, как дикторы владеют техникой звучащего слова (благозвучие голоса, четкая дикция делают речь эстетически привлекательной и разборчивой). Поэтому развитие природных голосоречевых данных и есть непременное условие подготовки и воспитания дикторов, владеющих звучащей речью.

Чтобы «закадровая» речь легко осознавалась слушателями, и смысл сказанного был им понятен, дикторы должны владеть логической мелодией речи. Потому что именно по запасу интонационных моделей, хранящихся в нашей памяти, мы понимаем речь говорящего: слышим вопросы, ответы, восклицания, повествования, выделения логических центров фраз, остановку в речи и продолжения мыли, их развитие и завершение...

Значит: овладение голосовой гибкостью, мелодическими конструкциями русской речи, способностью голоса быть выразителем мысли, является важнейшим условием воспитания, выработки мастерства дикторов.

Однако, важно и то, чтобы не только донести до зрителей смысл сказанного, но и живым словом воздействовать на них, захватить не только их ум, но и чувства, вызвать, ответные отклики, объективное отношение к происходящему на сцене; либо на экране. Следовательно, будущие дикторы, должны постоянно овладевать комплексом средств речевой выразительности (диапазоном голоса, темпо-ритмом речи, характером произнесения звуков речи, тембрированием, искусством паузировки). Искусство выдерживать паузы, не прерывая при этом развитие мысли, подготавливая зрителей к дальнейшему восприятию и, осмыслению изобразительного ряда - особенно важно в чтении «закадровых» текстов.

Умение владеть внешней техникой речевого действия является «техническим минимумом» диктора, первоосновой его работы. Но внешняя техника органически связана с внутренней техникой речевого действия. И если мы говорим о том, что тот или иной диктор вызывает у слушателей эмоциональный отклик, то понимаем, что этого он добивается тем, что владеет навыком речевого взаимодействия.

Умение создать соответствующую настроенность на определенный характер звучания текста - обязанность диктора. В отличие от актеров они, оставаясь самими собою, в процессе «закадрового» чтения выявляют свою индивидуальность. Ведь то, что они читают различные по характеру, стилю, жанру тексты, и есть «ослабленная степень актерского перевоплощения». В тоже время нельзя допускать преувеличенной яркости закадрового звучания. Оно создает впечатление фальши, неестественности звучания, неуместного «актерствования».

Определяющим специфику «закадрового» звучания является то, что речь диктора носит разговорный стиль. Однако, разговаривать-то приходиться с невидимым зрителем: дикторы могут только предполагать реакцию будущих зрителей. И все же дикторы ведут разговор «как живые с живыми говоря»: надо уметь обращать свое слово ко всем, и к каждому персонально.

Творческим актом мышления речь становиться лишь - тогда, когда человек говорит, а не читает текст; чтение текста - это сообщение мысли, ранее уже сформулированной и зафиксированной «в неподвижной материи письма».

Надо позаботиться о том, чтобы речь была не только благозвучной, четкой, выразительной, но и том, чтобы в ней отражался процесс мыслерождения.

Задача состоит в том, чтобы дикторы знали основы искусства художественного слова и научились превращать чужие слова в свои, действовать ими. Ведь чисто слуховое восприятие речи зрителями приводит к тому, что они очень чутко улавливают малейшую фальшь.

Поэтому полезно постоянно учиться у лучших дикторов, чтецов, артистов. «Когда Юрий Левитан читает ответственные политические документы, замечает Ираклий Андронников, - то самый тембр его голоса, артикуляция, манера произносить фразу, интонация, окраска каждого слова уже предваряют значительность экстренного сообщения».

Однако следует подчеркнуть, что разговорная речь в ее чистом виде - как в жизни «закадровом» чтении неприемлема. Речь диктора - это сложное сплетение устной и письменной речи. Она должна быть выразительно воздействующей культурной. Надо уметь проникновенно прочесть лирические стихи и свободно владеть навыками спортивного комментатора, речь которого отличается отменной сценической скороговоркой (четкой по дикции, ясной по мысли, яркой по выявлению чувств).

Диктор должен хорошо владеть нормами литературного произношения, быть носителем культуры звучащего слова. Владение культурой произношения входит в понятие «дикторское мастерство».

Культура произношения является элементом благозвучия и выразительности речи. Она изучается орфоэпией. Знание правил орфоэпии избавляет говорящего от диалектов, акцентов в произношении, от неправильных словесных ударений. Ведь иногда достаточно одного неточно сказанного слова, чтобы испортить все впечатление от говорящего. Когда у диктора свои не общепринятые нормы произношения, то они привлекают внимание слушателей своей необычностью и странностью. Привлекают, конечно, в ущерб обдумыванию и пониманию коммуникативного смысла сообщения.

Орфоэпические правила тесно связаны со стилями произношения, которые разделяют на:

1. разговорный,

2. нейтральный,

3. полный.

Разговорный стиль произношения - непринужденное, чаще всего довольно быстрое произнесение, характерное для бытовой диалогической речи. Звуки в разговорном стиле часто подвергаются значительным изменениям, разрушая фонетическую структуру слова: «грит» вместо «говорит».

Нейтральный стиль произношения — самое естественное, четкое, немного замедленное произнесение текста. Обычно дикторы этим стилем читаю последние известия.

Полный стиль - это отчетливое, тщательное произношение. Важные официальные сообщения, торжественные обещания, клятвы, стихи произносятся полным стилем. Полным стилем передавал в годы войны сводки Совинформбюро Ю.Левитан. Полному стилю (внутренне оправданному) свойственно повышенная эмоциональность. Дикторы используют в своей практике нейтральный и полный стили, осуществляя свой особый вид коммуникации.

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ЗВУЧАНИЯ «ЗАКАДРОВОГО» ТЕКСТА.

Фамилия, имя,

отчество___________________________________________________________

 

Вопросы, подлежащие оценке Оценка в баллах Аргументация оценок
Фонетический слух 1. Дикционная чистота и четкость 2. Культура произношения    
Физический слух 3. Единый уровень громкости 4. Тихое «опертое» звучание 5. Искусство относительности пиано и форте    
Звуковысотный слух 6. Логика речи 7. Свободная модуляция 8. Мелодика русской речи 9. Использование диапазона 10. Искусство паузировки    
Темпо-ритмический слух 11. Темпо-ритмическое разнообразие 12. Диалектическое единство темпоритма речи    
Тональный слух 13. Общий тон звучания речи 14. Искусство тембрирования    
Режиссерский слух 15. Образ говорящего 16. Перспективы: логическая, чувственная, художественная 17. Разговорный стиль 18. Речевое действие    

 

Оценки выставляются по четырех балльной системе (2, 3, 4, 5) с прибавлением плюсов и минусов (+,-). Вопросы, рекомендуемые в «Схеме», можно дополнять другими, иначе, по-своему сформулированными или сократить их количество в зависимости от целевых установок прослушивания и оценки звучания дикторских текстов.

Ведущий дискотеки.

Среди массовых форм досуга, дискотека является одной из самых молодых. Она появилась в нашей стране немногим более тридцати лет назад. Сейчас нередко дискотеки проводят в виде клубов знакомств, где ведущий, информирует о новинках поп музыки, попутно знакомит между собой молодых людей. Здесь наблюдается сближение дискотечных программ с эстрадными представлениями - записи чередуются с «живым» исполнением артистов. За подобными представлениями закрепилось название «шоу- дискотека»; где главной фигурой является ведущий.

Даже отлично выстроенная программа может быть провалена неумелым ведущим. С другой стороны, находчивость и мастерство ведущего могут спасти драматургически рыхлую программу.

У ведущего три основные функции: донести содержание программы; вовлечь аудиторию в некое коллективное действо; создать престиж своему диско-клубу. Первая из названных функций требует серьезных навыков актерского мастерства и сценической речи. И этому нужно учиться.

Известно, что искусство, драматического актера сводится к умению быть естественным в условиях публичного одиночества. Мастерство диск-жокея в естественности публичного общения. Здесь ему во многом может помочь хороший текст. Но бывает, что диск-жокей знакомит аудиторию с интересными фактами, а она слушает их равнодушно. Чтобы этого не было, зрители должны чувствовать, что сведения, преподносимые им ведущим, волнуют и его самого. Это может быть только в том случае, если ведущий доносит свой текст искренне, естественно, непринужденно, и то, какую мизансцену он дл себя выбрал. Конечно, это - центральное место. Он должен быть хорош виден присутствующим и отдален от технического персонала. Но это совсем не означает «стоять в центре эстрады», мизансцены могут быть < краю, могут быть «сидячими». Но какова бы ни была мизансцена ведущий всегда должен быть в центре внимания.

Допустимо, чтобы перед ним лежал текст программы. Можно даже изредка заглядывать в него. И все же лучше, если ведущий знает текст наизусть.

Читать текст по бумажке - это, во-первых, неуважение к зрителям: во-вторых, это ведет к статичности мизансцены; в-третьих, не выученный текст держит ведущего, сковывает его. И, наконец, когда, не отрываясь от текста, ведущий читает его по бумаге, он теряет общение с аудиторией, без чего дискотека немыслима.

С микрофоном тоже нужно уметь работать. Перед началом программы нужно с помощью звукорежиссера найти соответствующий помещению динамический уровень и частотный баланс. Найти расстояние микрофона от губ, угол его наклона, для чего требуется определенное внимание и навык. Текст нужно внятно произносить, что требует безукоризненной дикции. Произнося фразу, необходимо думать о логических и смысловых ударениях.

Чтобы смысл текста дошел до зрителей, его нужно не только организовать по смыслу, но и произнести в определенном темпоритме, согласованном с музыкой.

В танцевальных программах часто возникает ситуация, когда, потворствуя желанию посетителей, хочется скорее проговорить текст и предоставить слово музыке. В этом случае нужно найти в себе силы не пойти на поводу у публики. Нужно заинтриговать слушателей предстоящим сообщением, заставить их рассмеяться или подумать о чем-то.

Настоящий диск-жокей должен быть помимо всего прочего еще и массовиком затейником. Так как суть дискотеки в самовыражении посетителей. И это обязательный элемент. Зрители выражают себя не только в танцах, но и в играх, конкурсах, викторинах, интервью.

Но сложность здесь заключается в том, чтобы предложенные зрителям затеи органично вписались в музыкальную атмосферу вечера. Интересным приемом активизации публики являются экспресс-интервью. Вопросы должны быть короткими и незатейливыми по форме. Экспресс-интервью особенно действенно, если возникла заминка в ведении танцевальной программы.

Безусловно, ведущий должен быть хорошо знаком с творчеством артистов и групп, предоставленных в программе, но этого а мало. Еще необходима находчивость. Она проявляется, прежде всего в том, чтобы любую непредвиденную ситуацию направить в русло вечера, найти интересные связки между танцевальными блоками, паузами и т.д. Находки рождаются тем легче, чем обширнее с культурно-творческий потенциал ведущего. Когда ведущий поет, танцует или острит, он проявляет себя, завоевывает авторитет у зрителей, а это в свою очередь создает престиж самому дискоклубу, привлекая все новых и новых посетителей.

Таким образом, ведущий дискотеки должен быть и актером, и комментатором, и драматургом, и режиссером, и звукооператором, и массовиком-затейником, а также обладать индивидуальностью, т.е. должен быть личностью.

Ведущий-тамада на свадьбе

Для того чтобы успешно провести свадебный обряд необходимо объединить все творческие и административно-хозяйственные заботы, скоординировать и направить действия участников обряда. Таким объединяющим центром является ведущий свадьбы. Он - организатор. Он - определяющий и направляющий действия всех участников обряда. Он - тамада. Он формирует не только действия и поведение участников обряда, но и их отношение к происходящему.

Исполнитель роли ведущего здесь работает на основе драматургической обработки жизненного материала и театрализации реального события. При этом он не играет свою роль, а действует от самого себя, создавая определенный, конкретный образ. Если ведущий в возрасте, за которым угадывается большой жизненный опыт, то может возникнуть образ наставника дающего советы и напутствия от своего лица. Если же молод, тогда он может ограничиться интонацией доброго друга молодых. Каждая свадьба развивается своеобразно е зависимости от состава гостей, их профессиональной принадлежности, интеллектуального уровня, степени знакомства друг с другом.

Учесть и предусмотреть все заранее невозможно. Поэтому для успешного проведения обряда, ведущему необходимо обладать способностью импровизатора. Попав в какую-нибудь неожиданную ситуацию, ему приходится выхватывать из памяти нужный материал, воплощая неожиданную идею в словесную форму или форму конкретного действия. Материалом для импровизации является широкое знание ведущим традиций и свадебных обычаев разных народов, а также стихов, притч, пословиц, крылатых фраз, отражающих идею свадебного обряда.

Кинорежиссер Ингмар Бергман утверждал: «Только когда все тщательно подготовлено, когда все отработано, тогда можно начинать импровизировать». Поэтому в основе свадебного обряда всегда лежит сценарий, подробное описание содержания свадьбы. Этому предшествует большая подготовительная работа. Ведущий заранее узнает интересные факты, связанные с биографией молодых, их родителей, родственников, близких друзей. Знание состава гостей, их профессии, хобби, возраст и степень родства с молодыми, помогает ведущему выстроить интересный сценарный ход и план межличностного общения.

Все что нужно для написания полноценного сценария можно 'выяснить из предварительно заполненной молодыми «Анкеты свадьбы», которая включает следующие вопросы:

1. Имя невесты, жениха, свидетелей. Общая фамилия.

2. Когда, где познакомились?

3. Где работаете, учитесь? Ваши увлечения?

4. Имя, отчество родителей невесты и жениха. Имя, отчество бабушек, дедушек, близких родственников, близких друзей.

5. Присутствует ли на свадьбе школьная учительница? Школьные друзья, друзья по работе, учебе? Соседи, гости из других городов? (Каких?)

6. Нет ли в этот день у кого-нибудь из присутствующих юбилея, дня рождения?

7. Присутствуют ли супружеские пары, прожившие совместно год, пять, десять и т.д. лет.

8. Присутствуют ли ветераны войны, герои труда, заслуженные люди республики.

Изучив и продумав эти данные, ведущий наполняет сценарий конкретным фактическим, жизненным материалом, присущим каждой отдельной свадьбе.

Ведет свадьбу тамада ненавязчиво с юмором. Говорит коротко. Краткая речь, тем и хороша, что имеет сжатое, как афиша, начало, а заключение произносится, энергично и твердо. Она может; венчаться комплиментами, призывом, юмористической заставкой, поэтической строкой.

Если краткость речи - сестра таланта, то юмор- брат ума. Юмор делает речь непринужденной, легко воспринимаемой. Обладает и большим психологическим зарядом. Он, как маленькая молния, стряхивает напряжение и усталость, создает атмосферу доброжелательности, взаимного расположения. Юмористический подход способствует компромиссу. Речь без юмора, что пища без соли. Но всегда нужно помнить и о том, что юмор должен быть беззлобным, мягким.

В целом, «Ведущий, - писал А.Каплер,- это тот знакомый тебе человек, с которым дружески встречаешься, кого слушаешь как собеседника, кому веришь, кто способен не только сообщить тебе то. Чего ты не знал, но и высказать свое суждение по важным и интересным вопросам».

Голосоречевой тренинг

Профессия ведущего связана со звучащим словом. Это главное его «орудие», которому нужен постоянный тренинг. Поражение голосовых связок для него катастрофа.

Чистый, сильный, хорошо поставленный и интонационно богатый голос- это дар природы, но в большинстве, это результат длительной и упорной работы.

Голосоречевой тренинг позволяет развить такие свойства речевого голоса как звучность, чистоту, диапазон, силу, гибкость, мелодику, полетность и способность длительное время выдержать серьезную нагрузку.

Физиологической основой речи является дыхание. Правильное же организованное дыхание играет первостепенную роль в голосообразовании. Именно от того, как человек умеет пользоваться своим дыханием, зависит красота, сила и легкость голоса, музыкальность и мелодичность речи, кроме того правильное дыхание предохраняет речевой аппарат от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить лучшие качества голоса.

Наилучшим условием звучания является преобладание диафрагмально нижреберного дыхания. Поэтому голосоречевой тренинг необходимо начинать с упражнений на дыхание. При этом необходимо учитывать следующие условия для выработки навыков диафрагмально нижреберного дыхания.

1. Выполняя упражнения нужно стоять прямо, плечи немного отвести назад и опустить, голову



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: