Некоторые методы диагностики суицидального риска у подростков




 

По определению А. Г. Амбрумовой[14], суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживания микросоциального конфликта; в ходе проведенного исследования у всех изученных суицидентов были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность. Эти лица, находясь в кризисной ситуации, психологически декомпенсированы и астенизированы, что связано с переживанием ими сложных конфликтов, для решения которых оказалось недостаточно их жизненного опыта. Указанная категория совершает суициды, характеризуемые как отклонения социально-пассивного типа. Характерологическими особенностями личности суицидента являются: сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, заниженная, лабильная или завышенная самооценка, низкая фрустрационная толерантность. В пресуицидальном периоде у подростков были выявлены различные варианты депрессивных состояний (как эндогенных, так и реактивных) и ситуационных реакций, как правило, на фоне подростковых акцентуаций характера. В этой связи необходимо рассматривать как клинические, так и социальные факторы.

К л и н и ч е с к и е к р и т е р и и: форма психического расстройства и тип его течения.

С о ц и а л ь н ы е ф а к т о р ы: условия воспитания в семье.

Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности:

1) акцентуация характера и крайние варианты нормы;

2) непсихотические расстройства личности;

3) психотические расстройства личности.

Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично, маскируясь симптомами сомато-вегетативных расстройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением, дисморфофобическими симптомами. Депрессия проявляется по-разному, в зависимости от акцентуации характера.

У гипертимного подростка – склонность к риску, пренебрежение опасностью.

У циклотимного – аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе.

У эмоционально-лабильных подростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа. Суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на малоопределённом стремлении “что-то с собой сделать”. Другим фактором может служить желание “забыться”. Чаще всего к саморазрушающему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц.

Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности - реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией.

Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса.

Подросток с эпилептоидной акцентуацией, на фоне аффекта, может перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Чаще всего, наносят порезы, ожоги, порой из мазохистских побуждений. Опьянения, нередко, протекают по дисфорическому типу с утратой контроля над собой.

Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам.

Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий.

Конформный подросток может совершить суицид за компанию.

При проведении семейной диагностики выделяются два объекта:

1) социально-психологический тип семьи;

2) позиция подростка и степень удовлетворённости этой позицией.

Часто суицидальное поведение подростка является крайним средством манипуляции с целью оказать давление на семейное окружение и вернуть утраченную позицию. Наиболее суицидоопасна позиция человека, оказавшегося в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников. Протестные реакции свойственны подросткам, стремящимся уклониться от опеки, либо сохранить независимость в семье.

Единовластие может служить источником постоянного психического напряжения, а у подростков, не склонных к компромиссу и не желающих подчиняться грубому нажиму со стороны взрослых, оно может провоцировать в некоторых случаях суицид протеста.

В кризисном состоянии у детей и подростков для оценки риска необходимо учитывать не только суицидогенные факторы, но и антисуицидальные:

1. Нежелание вызывать отрицательные переживания близких.

2. Чувство долга к родителям.

3. Представление о греховности и о позорности суицида.

4. Наличие нереализованных планов.

5. Боязнь физических страданий.

6. Любовь к жизни.

Для определения риска повторного суицида необходимо учитывать личностный смысл.

Классификация по типу личностного смысла суицида дана выше – на 1-2 страницах лекции. Данные типы суицида позволяют определить особенности постсуицидального периода, а также специфику психокоррекционной работы с суицидентом.

Проблема диагностики суицидального риска представляется актуальной, часто перед психологом ставится вопрос о диагностике суицидального риска у подростка, находящегося в кризисной ситуации. В настоящее время не существует универсальной психодиагностической методики для определения суицидального риска. Мы рекомендуем следующие методы проведения психологической диагностики:

Ø Диагностическое интервью с семейным анамнезом.

Ø Тест Личко “ПДО”.

Ø Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.

Ø Тест Басса-Дарки.

Ø Тест Люшера

 

Для оценки риска суицидальности разрабатываются различные шкалы и опросники. Суицидальное поведение подростков – увеличительное зеркало, в котором наиболее отчетливо проявляются основные трудности и проблемы детей. Многие факторы, приводящие к суициду, но действующие более мягко, лежат в основании и прочих форм аутодеструктивного поведения: наркомания, алкоголизация, токсикомания детей. Не будет преувеличением сказать, что причины аутодеструктивного проведения сходны для всех его форм. Вопрос лишь в интенсивности действия этих причин. Можно сказать, что аутодекструктивное поведение питается из двух источников: неблагополучие жизненных обстоятельств и недостаточность личностных ресурсов для преодоления этих обстоятельств.

Характерно для детского возраста не то, что эти обстоятельства слишком трудны - часто они кажутся взрослым нетяжелыми. Проблема порождается скорее недостаточностью личностного ресурса: подросток не располагает умением решать проблемы.

Заполняя предложенную «Карту риска», можно определить степень выраженности перечисленных факторов у подростков и тем самым выявить риск суицидального поведения. Для этого определяется алгебраическая сумма, и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

менее 9 баллов - риск суицида незначителен;

9-15,5 баллов - риск суицида присутствует;

более 15,5 балла - риск суицида значителен.

Карта риска суицида

  Фактор риска Не выявлен Слабо выражен Сильно выряжен
  /. Биографические данные
  1.Ранее имела место попытка суицида -0,5 +2 +3
  2.Суицидальные попытки у родственников -0,5 + 1 +2
  3. Развод или смерть одного из родителей -0,5 + 1 +2
  4. Недостаток «тепла» в семье     -0,5 + 1 +2
  5. Полная или частичная безнадзорность -0,5 +0,5 + 1
  //. Актуальная конфликтная ситуация
  а) вид конфликта:
  1. Конфликт со взрослым человеком (педагогом, родителем) -0,5 +0,5 + 1
  2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой -0,5 +0,5 + 1
  3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями -0,5 +0,5 +1
  4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность -0,5 +0,5 + 1
  б) поведение в конфликтной ситуации;
  5. Высказывания с угрозой суицида -0,5 +2 +3
  в) характер конфликтной ситуации:
  6. Подобные конфликты имели место раньше -0,5 +0,5 + 1
  7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь) -0,5 +0,5 + 1
  8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий -0,5 +0,5 + 1
  г) эмоциональная окраска конфликтной ситуации:
9. Чувство обиды, жалости к себе -0,5 + 1 +2
10. Чувство усталости, бессилия, апатия -0.5 + 1 +2
11. Чувство непреодолимости конф­ликтной ситуации, безысходности -0,5 + 1,5 +2
III. Характеристика личности
а) волевая сфера личности:
1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений -1 +0,5 +1
2. Решительность -0,5 +0,5 +1
3. Настойчивость -0,5 +0,5 + 1
4. Сильно выраженное желание достичь своей цели — 1 +0,5 + 1
б) эмоциональная сфера личности:
5. Болезненное самолюбие, ранимость -0,5 +1,5 +2
6. Доверчивость -0,5 +0,5 + 1
7. Эмоциональная вязкость (застре­вание» на своих переживаниях, неумение отвлечься) -0,5 +1 +2
8. Эмоциональная неустойчивость -0,5 +2 +3
9. Импульсивность -,5 +0,5 +2
10. Эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных контактов -0,5 +0,5 +2
11. Низкая способность к созданию за­щитных механизмов -0,5 +0,5 + 1,5
1 2.Бескомпромисность -0,5 +0,5 +1,5
         

 

Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают все более усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.

 

Профилактическая беседа

Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Специфика ее состоит в следующем.

Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-нибудь несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).

При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).

В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет

Если человек ещё (!!!) живёт рядом с вами, и вы чувствуете, что он решил привести трагический замысел в исполнение, – будьте скупы на слова и щедры на доброту. Нужно полностью включиться во внутренний мир его переживаний. Категорически запрещается говорить фразы типа “Мне было и хуже, и ничего, не умер”, “Возьми же, наконец, себя в руки”, “Ты — тряпка, а не мужчина”, “Всё наладится само собой”. Самоубийц это только выводит из себя.

Важно соблюдать следующие правила: будьте уверены, что вы в состоянии помочь; набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации; будьте терпеливы; не старайтесь шокировать или провоцировать человека, говоря: “Пойди и сделай это”; не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: “Вы так чувствуете себя, потому что...”; не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: “Вы не можете себя убить, потому что...”; делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

Если у психолога или педагога существуют подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка, то беседа с ним может строиться следующим образом: “Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит? Что ты собираешься делать? В случае открытого суицидального высказывания следует серьёзно обсудить эту проблему с подростком: Ты надумал покончить с собой? Как бы ты это сделал? А если ты причинишь себе боль? Представь некую шкалу, где хорошее самочувствие отмечено нулём, а желание совершить самоубийство, десятью баллами, то сколькими бы баллами ты оценил своё нынешнее состояние? Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что произошло в тот период в твоей жизни? На какой отметке шкалы ты был в то время? Если бы я попросил тебя не причинять себе боль, ты смог бы отказаться от своих намерений? Что мешает тебе дать обещание? Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Помогло бы тебе это теперь? От кого бы ты хотел получить помощь? Знают ли твои близкие о твоих трудностях сейчас? Если бы ты пообещал не причинять себе боли, ты бы сдержал слово?”. Такая беседа является первичной формой профилактики (превенции) у подростка и необязательно может быть проведена специалистом, а любым человеком, находящимся рядом с подростком, переживающим кризис душевного состояния.

Достаточно критически относясь к всевозможным рекомендациям и советам и понимая, что абсолютно похожих ситуаций не бывает, мы всё же рискнули выделить два варианта поведения взрослого человека, оказавшегося рядом с подростком.

Не следует вдаваться в философские рассуждения и полемику о пользе или вреде самоубийства. Не концентрируйте внимания подростка на каких-либо ценностях, ради которых он должен жить. Не берите на себя роль судьи. Не следует оставлять подростка одного. Там, где находится потенциальный суицидент, не должно быть никаких лекарств или оружия.

Прежде всего, необходимо помнить о серьёзном отношении ко всем угрозам. Собеседник должен почувствовать, что вы не равнодушны к его проблемам. Слушайте с чувством искренности и понимания. Настаивайте на том, что самоубийство - неэффективный способ решения всех проблем. Попытайтесь заключить соглашение о несовершении самоубийства.

Основным пунктом этого соглашения должно быть обещание подростка не причинять себе боли никоим образом. Если вы должны уйти, оставьте подростка на попечение взрослого. Пригласите специалиста или проводите подростка к тому, кто сможет вывести подростка из кризисного состояния.

Профилактическая беседа должна включать в себя 4 этапа:

Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений “сопереживающего партнерства”. Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: “поддержка успехами” и др.

Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: “планирование”, т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; “держание паузы” - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап - окончательное формирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы; “логическая аргументация”, “рациональное внушение уверенности”.

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: что тяжелое эмоциональное состояние - явление временное; что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

 

 


[1] Психология и психоанализ характера / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1998, с.227

[2] З. Фрейд. О психоанализе. Психология бессознательного. – СПб, 2007, с. 321

[3] З. Фрейд. Печаль и меланхолия. – Режим доступа: www. kog.ru

[4] Польстер И.“Я” в действии: взгляд гештальт-терапевта. Эволюция психотерапии: сборник статей. Т. 3. “Let it be...”: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия / Под ред. Дж.К. Зейга - М., 1998; с. 102

[5] Польстер М. Гештальт-терапия::эволюция и практика. Эволюция психотерапии: сборник статей. Т. 3. “Let it be...”: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия / Под ред. Дж.К. Зейга - М., 1998, с. 111

[6] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1983, с.246

[7] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология подростка. Хрестоматия/сост. Ю.И.Фролов. – М., 1997, с.302

[8] Первова И.Л. Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии // Вопросы психологии, 1999, №3, с. 108

[9] Дюркгейм Э. Самоубийство. – СПб, 1998, с.392

[10] Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М., 1980, с.98

[11] Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999, с.199

[12] Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб, 2002, с.544

[13] Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999, с.201

[14] Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиниче­ская психиатрия. — 1996, № 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: