Виды плакатов разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько групп.




ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА

 

Вопросы:

1. История развития прикладной графики. Назначение прикладной графики.

2. Искусства плаката.

3. Искусство книжного знака.

1. История развития прикладной графики. Назначение прикладной графики

Т.Калман. Обложка грампластинки. Этикетка. Р.Пепит. Эмблема пончиков «Одинокая звезда».

К прикладной графике относятся графические произведения, рассчитанные на практическое применение в быту. В задачу прикладной графики входит художественно-эстетическое оформление предметов быта. Иногда этот вид графики называют художественно-производственной графикой или промышленной графикой. Почти все формы прикладной графики рассчитаны на полиграфическое воспроизведение и часто взаимосвязаны с текстовыми включениями информационного или рекламного характера. Произведения прикладной графики выполняют различные функции сопроводительного характера, многочисленны по видам и областям применения.

Особое место занимают художественное оформление упаковки и создание этикеток для практически всех видов товаров. Эстетика внешнего вида – первый шаг производителя к продвижению своего товара на рынке. Сюда относятся этикетки для парфюмерии, вин и напитков, оформление коробок для кондитерских изделий, сигарет, для обуви и головных уборов, создание оберток для конфет, обложек для компакт-дисков и многое другое.

Непременными требованиями к этому виду прикладной графики являются простота и изящество, соответствие композиции виду упаковки и назначению товара. Дизайн упаковки прогрессивное искусство, гибкое в стилистических, композиционных и цветовых решениях. Характерно применение самых новейших, современных материалов и технологий печати. Определенное значение имеют относительно недорогое, в следствии многотиражности, производство.Отдельную группу прикладной графики составляет оформление, проспектов, театральных программ, пригласительных билетов, адресов, почетных грамот, буклетов для туристов, ресторанных меню. Необходимо, чтобы эти виды печатной продукции оформлялись в соответствии с назначением, элементы оформления не препятствуют восприятию текстовой информации, выполняя основную функцию - сопровождения информативного блока и его эстетического оформления. Схожие требования предъявляются к оформление поздравительных художественных открыток, конвертов, бланков, телеграмм и т.д.

Таким образом, к прикладной графике относятся:

Почтовая графика

Марки. Искусство почтовой марки, в связи с ее особой ролью, разнообразием тематики, принципами композиционного и декоративного решения, часто рассматривается как искусство микроплаката. В настоящее время некогда традиционная гравированная марка является предметом искусства прикладной графики. Технологи современной печатной продукции унифицировали искусство почтовой марки, расширился диапазон выразительных средств и тематики. Появляется множество марок-фотомонтажей, марок – микроуменьшенных станковых произведений, ничего общего не имеющих с традиционным искусством создания почтовой марки.

Конверт - плоская прямоугольная оболочка из бумаги или другого подобного материала, закрываемая липким или самоклеящимся клапаном, расположенным вдоль одной из её сторон. Фирменные конверты в деловой переписке успешно выполняют представительские функции. Конверты с логотипом выигрышно выделяются на фоне общей безликой корреспонденции. В наш высокотехнологичный век, прибегая к традиционной почтовой рассылке, отправитель подчеркивает особую значимость информации, а внешний вид и дизайн фирменного конверта работает на репутацию фирмы.

Открытка. Её оформление напрямую зависит от события и той аудитории, кому она предназначается. Новый год, 8 марта, 23 февраля, 10-летие компании, юбилей генерального директора – каждый из перечисленных праздников имеет свою особенность, вызывает определённые ассоциации, имеет ключевые визуальные образы.

Денежные знаки. Металлические или бумажные знаки стоимости, представители действительных денег, исторически возникшие как знаки денежного товара, находящиеся в обращении и в денежных сбережениях. В оформление денежных знаков входит разработка степени защиты, виртуозно соединенной с элементами композиции, вертикальной компоновкой.

Информационные материалы: буклеты, программы, проспекты. Эта отдельную группа прикладной графики составляет оформление различных проспектов, театральных и концертных программ, пригласительных билетов, адресов, почетных грамот, буклетов для туристов, ресторанных меню и т. д. Необходимо, чтобы эти распространенные в быту вещи были оформлены грамотно, т. е. их внешний вид их соответствовал назначению, чтобы все элементы оформления гармонировали с текстом.

«Промышленная графика – вид прикладной художественной графики. По своим задачам промышленная графика тесно соприкасается с торгово-промышленной рекламой, нередко являясь её составной частью. В произведениях современной промышленная графика одинаково важную роль играют шрифт, орнамент, различные рисованные (преимущественно символического характера) и фотографические изображения, цветовое и полиграфическое решение. П ромышленная графика происходит от клейм и торговых марок, известных с глубокой древности. В процессе развития товарно-денежных отношений она формировалась как специальная область художественной деятельности, подчинённая развитию производства и рынка. Промышленная графика окончательно сложилась в конце XIX в., когда стали возникать коллективы профессиональных художников, специализировавшихся на рекламе, оформлении упаковок и др. К этому же времени относятся первые попытки создания единого фирменного стиля, охватывающего как промышленные здания и продукцию, так и элементы промышленной графики (работы П. Беренса). Стилевое развитие промышленной графики тесно связано с общим развитием пластических искусств. В конце XIX — начале XX вв. характерное для «модерна» стремление эстетически насытить окружающую человека предметную среду обусловило бурное развитие промышленной графики в рамках этого стиля. В 1920-е гг. в промышленной графике проявилось влияние функционализма (работы австрийского художника Г. Байера, немецкого художника Я. Чихольда, голландского художника П. Зварта и др.), в 1930—1940-е гг. нередко были сильны эклектические тенденции. Современная зарубежная промышленная графика часто включается в систему художественного конструирования (т. н. дизайн-графика), широко используя типичные для неё методы проектирования; преобладает ориентация на коллективное творчество с тенденцией к обезличиванию художника-исполнителя». Промышленная графика занимаются специальные художественные бюро и дизайн - студии: созданные по заказу фирм разработки идут лишь под маркой этих бюро, а художники-исполнители остаются, как правило, безымянными. В дореволюционной России промышленная графика не развилась в самостоятельную область творческой деятельности, господствовало преимущественно подражание иностранным образцам. После Октябрьской революции 1917 были созданы новая советская государственная эмблематика, образцы оформления документации учреждений и промышленных предприятий. В ХХ — начале 30-х гг. важную роль в развитии советской промышленной графики сыграли Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко, В. В. Маяковский и др. В 30-х гг. В области промышленной графики работал Е. Е. Лансере, в 40-х — Кукрыниксы. С конца 1950-х гг. устраиваются выставки промышленной графики, в некоторых республиканских союзах художников созданы подсекции, объединяющие профессиональных художников, работающих в области промышленной графики.

Промышленная графика обслуживает:

- сферу производства и сбыта промышленной продукции:

Товарные ярлыки. Основная функция товарных ярлыков — информационная. Именно на них размещаются сведения о товаре. Если речь идет об одежде, то это наименование изделия, артикул, цвет, размер, состав материала, фирма-изготовитель, сведения о поставщике, способы ухода за изделием, цена и т. д. Основная масса ярлыков выполняет именно такое утилитарное назначение. Другое дело ярлыки, которые, помимо информационной, выполняют еще и рекламную функцию. Они способствуют привлечению внимания покупателей к товару, продвижению бренда. В последнее время в комплекте с ярлыками прилагаются целые рекламные буклеты, рассказывающие, например, о достоинствах выбранной вами фирмы, новых современных материалах и технологиях, используемых в изготовлении изделия.

Упаковка самое видное место занимают художественное оформление упаковки и создание этикеток для различных товаров. Сюда относятся этикетки для парфюмерии, вин и напитков, оформление коробок для кондитерских изделий, табака и папирос, для обуви и головных уборов, создание оберток для конфет, конвертов для граммофонных пластинок и многое другое. Непременными требованиями к этому виду прикладной графики являются простота и изящество, соответствие украшения форме упаковки и назначению товаров, применение современных материалов.

- сферу управления производством: фирменный стиль, бланки, конверты.

«Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство по всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов. Он должен быть индивидуальным, запоминающимся, должен повышать эффективность рекламы, также быть эстетичным, гармоничным, красивым - это вызывает доверие, должен демонстрировать преемственность к деятельности, позиционированию – это повышает эффективность рекламы». [18:256 с.]

Основные элементы фирменного стиля: товарный знак, логотип, фирменные шрифты, фирменная документация (бланки), конверт, визитка,фирменный сайт.

Экслибрис - очень своеобразный жанр прикладной графики, имеющий большую историю и традиции, является искусство книжного знака. Книжный знак - графическое произведение малого размера, отпечатанное в виде ярлычка. Книжный знак наклеивается на внутреннюю сторону переплета книги и обозначает, в какую библиотеку входит, кому принадлежит данная книга. Книжный знак часто печатается с авторской печатной формы и отлично вяжется с обликом книги. Рисунок на книжном знаке отражает профессию, склонности и вкусы владельца книги или указывает характер, направленность библиотеки. Эти черты выражаются в форме символа или иносказания. На книжном знаке имеется надпись "Ex libris" (в переводе с латинского - "из книг"), фамилия или инициалы владельца и иногда краткие афористические изречения.

Художники-графики работают также над созданием фабричных, издательских и торговых марок, эмблем различных обществ и организаций, создают оригиналы денежных знаков, облигаций, лотерейных билетов и других государственных документов. Таков далеко не полный перечень произведений прикладной графики.

Конечно, никакие описания произведений изобразительного искусства не в состоянии передать того, что расскажут пытливому зрителю сами произведения. Художник говорит с народом, прежде всего языком своего искусства, и все, что он хотел и мог сказать, мы найдем в его работах.

 

Искусства плаката.

Отдельной группой прикладной графики является искусство плаката. Плакат (от нем. Plakat, фр. placard – объявление, афиша, plaguer – налеплять, приклеивать) – самый массовый вид графического искусства, служащий средством информации, рекламы, инструктажа.

Плакат в привычном для нас виде возник сравнительно недавно – в конце XIX – начале XX века. Современному плакату предшествовали гравюры и рисунки большого размера, расходившиеся по рукам, расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в витринах и окнах. В Германии XVI века они были известны как «летучие листки». Широко распространялись такие агитационные изображения в период буржуазных революций XVII–XVIII веков в Англии, Франции и Голландии. Подобную роль в России играли лубки больших размеров, а также антинаполеоновские листы 1812 г. С развитием технологий полиграфического производства тираж и размер агитационных листов увеличивается. В конце XIX века появились плакаты, близкие современным по назначению и виду. Над созданием различных плакатов работали такие крупные мастера, как Т.Стейнлен, Ф.Бренгвин, А.Тулуз-Лотрек, К.Кольвиц и другие.

Современный плакат разрабатывается художником-дизайнером или графиком в соответствии с технологическими возможностями полиграфического производства. В некоторых случаях плакат печатается с авторской печатной формы (линогравюра, литография).

Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приемы работы, определяют особый, изобразительный язык плаката и его размеры. Плакат, печатающийся огромными тиражами, рассчитан на самые широкие массы зрителей и вывешивается, как правило, на улицах и в общественных помещениях. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Информативность плаката для зрителя должна быть воспринимаема мгновенно. В предельно краткий срок цель его присутствия должна быть ясной для воспринимающей стороны.

Характерные черты искусства плаката:

· применяется особенно острая типизация образов,

· широко используются такие условно-декоративные приемы, как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения, совмещение различных масштабов.

Текст, составляющий обязательный элемент плаката, должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения (исключения составляют лишь инструктивно-учебные плакаты). Текст в плакате также является объектом искусства и частью художественного образа, элементом композиции, организующей структурой плакатного искусства.

Виды плакатов разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько групп.

2.1.Политический плакат воплощает изобразительными средствами политические задачи и лозунги. Многие плакаты создаются в честь международных событий. Большое значение приобрели сатирические плакаты. Сатирический плакат почти всегда связан с литературным текстом.

2.2.Информационно-рекламный плакат решает задачи информации, оповещения о разнообразных культурно-просветительных мероприятиях (спектаклях, фильмах, лекциях, выставках и т.д.) или задачи рекламы – ознакомление потребителей с товарами, услугами, оказываемыми различными фирмами, учреждениями и организациями. Особыми качествами наделены театральные плакаты и киноплакаты, рекламирующие зрелищные культурные проекты, объекты массового искусства.

Выполняя задачи рекламы спектаклей и кино, они должны обязательно отражать стилистику и общие художественные характеристики данного вида искусства.

2.3.Учебно-инструктивный плакат преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных правил, а также помогает решать учебно-воспитательные задачи. Учебные плакаты служат наглядным пособием в учебном процессе.

 

Рекламный плакат туалетного мыла «Экспресс», «Прогресс», «Крымская роза». Ленинград, 1936. Хромолитография, 44×35 см Информационно-рекламный плакат Социальный плакат

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: