Тема 4. Духовная жизнь общества




Тема 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Духовная жизнь общества»:

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народ­ная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; суб- и контркультуры. Средства массовой информации. Искусство: формы и основные направле­ния. Наука. Образование и самообразование. Религия как феномен куль­туры. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной Рос­сии.

Основные понятия: культура, материальная культура, духовная куль­тура, культурный человек, внешняя культура, внутренняя культура, духов­ная культура, духовная жизнь общества, «диалог культур», мировоззрение, образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования, ин­тернационализация образования, самообразование, наука, искусство, эстети­ческая культура, эстетика, вера, религия, религиозное сознание, религиоз­ный культ, религиозные ценности, мораль, моральные ценности, нравствен­ные идеалы, совесть, нормы морали, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

А1. Первоначально культурой называли:

1) ораторское искусство

2) умение рисовать

3) способы возделывания почвы

4) воспитанность

 

А2. Культура в широком смысле слова — это:

1) все виды преобразовательной деятельности

2) виды искусства

3) производство духовных ценностей

4) образованность человека

 

A3. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

 

А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:

1) появление новых произведений искусства

2) углубление знаний о культуре

3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению

4) реставрацию памятников культуры

 

 

А5. Спецификой массовой культуры является:

1) зрелищность

2) доступность

3) оригинальность

4) узнаваемость

 

А6. Верны ли следующие суждения?

А. Элитарная культура враждебна массовой.

Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба неверны

 

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Наука — это система знаний

Б. Наука — это производство знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

 

А8. Система образования регулируется:

1)государством

2) обществом

3) социальной группой

4) отдельными людьми

 

А9. Гуманизация образования — это:

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности

4) свободное посещение занятий

 

А10. К мировым религиям не относится:

1). Христианство

2)буддизм

3) иудаизм

4) ислам

 

 

All. Искусство в широком смысле слова — это:

1) высокий уровень мастерства

2) художественное отражение действительности

3) правильное отражение действительности

4) все вышеперечисленное

 

А12. Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г

2) верно А В Г

3) верно В и Г

4) верно А Б В Г

 

А13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

 

А14. Осознание личностью своей значимости называется:

1) честью

2) достоинством

3) уважением

4)признанием

 

А15. Нормы морали охраняются:

1)государством

2) обществом

3) церковью

4) политическими партиями

 

А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:

1) национальной культуры

2) элитарной культуры

3) массовой культуры

4) народной культуры

 

А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по ис­пользованию ультразвука для сверления и резки металлов?

1) культурно-мировоззренческую

2) производственную 3)социальную

4) нравственную

А18. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и

явлений.

Б. Цель науки — теоретическое отражение действительности в форме

теоретических знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?

А. Формы культуры определяют ее носители.

Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

 

А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом,

происходит его социализация.

Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в

обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

 

А21. К средствам массовой информации относится:

1) литература

2) телевидение

3) театр

4) киноискусство

А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющи­ми профессиональной подготовки, относятся к культуре:

1) массовой

2) народной

3)экранной

4) художественной

 

А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности уче­ного в наши дни определяет:

1) борьба за авторские права

2) появление новых научных открытий

3) стремление к научной истине

4) неоднозначность последствий научных открытий

 

А24. Экстенсивный путь развития образования означает:

1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений

2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе

3) интеграция учебных дисциплин

4) повышение качества преподавания

 

А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2) преподавание на иностранных языках является обязательным

3) среднее образование является в РФ обязательным

4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

 

А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздейст­вием СМИ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

 

А27. Верны ли следующие суждения о СМИ?

А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.

Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запро­сы определенной аудитории.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

 

А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.

Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индиви­дуального уровня культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

 

А29. Духовный мир человека называется:

1) микрокосм

2) макрокосм

3) космос

4) душа

 

АЗО. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство 3)наука

4) культура

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художествен­ным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, матери­альными, приземленными стремлениями — это...».

Ответ:

В2. Вставьте пропущенное слово:

«... — это особая форма общественного сознания и практически духов­ная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т.е. ценностей прекрасного».

Ответ:

ВЗ. Вставьте пропущенное слово:

«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на от­ношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации — это...».

Ответ:

В4. Закончите фразу:

«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении — это...».

Ответ:

В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитар­ной культуры?

Общедоступность

Сложность и противоречивость

Расчет на узкий круг знатоков

Анонимность

Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

Ответ:

 

В6. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ     НАУКА
1. Власть в обществе   А. Психология
2. Поведение человека, его индивидуальные особенности   Б. Экономика
3. Производство и обмен   В. Политология
Ответ:    
         
         

В7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Создание художественного образа А. Наука
2. Выдвижение гипотез Б. Искусство
3. Эксперимент  
4. Формирование чувства прекрасного  
5. Новые, достоверные знания  

Ответ:

         
         

В8. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной куль­туре?

1) Мюзикл

2) Кино

3) Пляски

4) Анекдоты

5) Сказки

6) Поговорки

7) Законы

Ответ:

 

В9. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) Фортепианный концерт

2) Философское эссе

3) Детективный роман

4) Героическая былина

5) Эпос

6) Телевидение

7) Радиотрансляция эстрадного концерта

Ответ:

 

В10. К моральным нормам относятся

1) Уважение к другим народам

2) Верховенство закона

3) Преданность и любовь к Отечеству

4) Бережное отношение к природе

5) Талант

6) Любовь к искусству

7) Честное исполнение долга

Ответ:

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Перечислите основные виды (формы) искусства.

 

С2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.

 

СЗ. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.

 

С4. «Наука — сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаи­модействие». (А.И. Герцен)

1) Какую функцию науки выделяет Герцен?

2) Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.

3) Как изменилась роль науки в современном обществе?

4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.

 

С5. «Новая религия, как новое видение мира и человека, как новое открове­ние и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над други­ми, и проникает в народные массы влияние нового учения*.

М. Светлов

1) Дайте определение религии.

2) Какие компоненты включает в себя религия?

3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?

4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки миро­вых религий (не менее трех).

 

Сб. Наука — один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.

«Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот боль­ше идет наздд, чем вперед». (Аристотель)

Кто из наук решил извлечь доход, Тот и себя обманет, и народ. Унизившись, чтобы снискать чины, Свои познанья он лишит цены.

(А. Навои)

«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоя­щая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)

1)0 каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех вы­сказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказы­вания.

2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не по­теряли актуальности в наши дни.

3) Значит ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.

 

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

... Термин «культура» может использоваться для обозначения конкрет­ного, уникального и отличного от всех остальных культурного организ­ма. И, действительно, русская культура значительно отличается от анг­лийской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.

Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные уни­версалии — это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, ко­торые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие уни­версалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по воз­расту, использование нательных украшений, спорт, космологию, га­дание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культур­ные феномены (всего им было выделено 70 универсалий). Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универ­салий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»....

2) этноцентризм, основанный на цринципе: «Моя культура — лучшая, а остальные — хуже»...

Касьянов В.В.

1) Что может означать термин «культура» в понимании автора? При­ведите цитату из текста.

2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универ­салии называет автор? Не противоречит ли это первому утвержде­нию автора?

3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах?

4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.

 

С8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать поня­тия курса обществознания, приводить конкретные примеры из обще­ственной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо ар­гументировать.

1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб». (И. Кант)

2. «Жизнь коротка — искусство вечно». (Античный афоризм)

3. «Искусство без мысли, что человек без души — труп». (В.Г. Белин­ский)

Тема 4. Духовная жизнь общества

УРОВЕНЬ А

№ задания Верный ответ  
     
     
     
№ задания Верный ответ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
УРОВЕНЬ В
№ ответа Верный ответ
  Духовность
  Искусство
  Мировоззрение или научная картина мира
  Мораль
  2,3,5
  1 — В; 2 — А; 3 — Б
  1 — Б; 2 — А; 3 — А; 4 — Б; 5 — А
  3, 4, 5, 6
  3,6,7
  1,3,4,7
       

УРОВЕНЬ С

С1. Могут быть перечислены: архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т.д.

С2. Содержание правильного ответа:

накопление ценностей происходит по горизонтали и по вертикали; накопление культурных ценностей по вертикали означает передачу культурного опыта от поколения к поколению;

накопление культурных цейностей по горизонтали означает, что це­лые пласты культуры, например художественной, наследуются в ка­честве ценностей.

СЗ. Могут быть названы: гимназии, лицеи, колледжи, школы.

С4.

1) Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры.

2) Содержание правильного ответа: непосредственная производительная сила общества; катализатор процесса непрерывного совершенствования производства; социальная сила, непосредственно включенная в процессы социально­го развития и управления.

3) Роль науки в современном мире возрастает.

4) Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстри­рующих утверждение.

1) Религия — это вера в сверхъестественные существа и поклонение им. Может быть дано иное определение религии, принятое в науке.

2) Содержание правильного ответа: мифология;

система религиозных догматов; религиозные институты; культовые обряды и т.д.

3) Примерное содержание ответа:

Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции. Возможны иные варианты ответа.

4) Существуют три мировые религии — ислам, христианство, буддизм. Их признаки:

большое число последователей;

космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран)

характер;

пропагандистская активность;

эгалитаризм — проповедь национального и социального равенства.

Сб.

1) Речь идет о: а) наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) у Аристотеля; б) не носить ис­ключительно коммерческой направленности у А. Навои; в) наука не должна изменять эстетическим принципам у А. Эйнштейна. Формулировка суждений может быть иной, но не искажающей смысл высказываний.

2) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть вы­сказываний. Например, использование шантажа в применении ядер­ного оружия в целях политического давления на более слабого сопер-

ника, — безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях.

3) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: красота — эстетическая категория, выражающая совершенство худо­жественного образа, соответствие формы содержанию; отсутствие этого соответствия уже не истина.

Могут быть приведены другие суждения, вывод из которых соответст­вует научному пониманию истины и красоты.

С7. Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Должна быть указана цитата: «...термин «культура» может исполь­зоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма».

2) В ответе должно быть указано:

— культурные универсалии — это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»;

— это: различия в возрасте, спорт, гадание и т.д.; Аргументация предполагает указание на то, что:

— культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и са­мобытность отдельных культур;

— например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т.д., что придает им уникальность. Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению.

3) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

— релятивизм отрицает признание культурных универсалий. Утвер­ждает, что «каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее цен­ностей и норм»;

— этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но пред­полагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры.

4) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл су­ждения:

— фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры;

— или: национальная рознь как пример этноцентризма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: