Древнекитайские философские школы
Название | Основатель | Описание |
конфуцианство | Конфуций 551-479 до Р.Х. | Этико-политическое учение. Наряду с даосизмом одно из двух течений классической китайской философии. Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Конфуцианство раскрывает проблемы регулирование управления деспотическим централизованным государством. После проникновения в Китай буддизма даосизм и конфуцианство составили философско-религиозную триаду сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологическую жизнь Китая вплоть до 20 в. |
даосизм | Лао-цзы ≈604, жил будто бы 160 или 200 лет | По этому учению, вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекраснов своём естественном состоянии. Исходной идеей философского даосизма является учение о дао — пути, извечном, естественном и всеобщем законеспонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Необходимо поведение, согласующееся в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе — с дао Вселенной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй — недеяние, одна из основных идей), приводящее к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусств. образом, для воцарения его нужно дать свободу её прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. |
Древний период
|
Известные раннегреческие философы
Имя | Годы жизни | Описание |
Фалес (вода) | ≈640 — ≈546 до н. э. | Милетская древнегреческая школа.Натурфилософия— философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Один из семи мудрецов, метафизик и математик Фалес жил в греческой колонииМилете, в современной Турции. Он Предположил наличие первичной субстанции во всех вещах и выделил такой субстрат как вода. Фалес — первый известный истории человек, который рационально мыслил по поводу окружающего мира, и со времён Аристотеля употребляется выражение: «философия начинается с Фалеса». Метафизика - учение о сверхчувственном и сверхприродном. |
Анаксимандр (апейрон) | ≈610 — ≈547 до н. э. | Милетская древнегреческая школа.Натурфилософия. Анаксимандр, ученик Фалеса, также жил в Милете. Полагал, что Земля сооизмерима по размеру с Солнцем, что всё живое тоже постепенно произошло от первичной субстанции, из которых вначале произошли рыбы, а, затем, из рыб — человек. Полагал, что есть несколько миров, которые находятся в вечном движении, стремясь к гармонии.А́пейрон— понятие, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество |
Анаксимен (воздух) | 585/560 — 525/502 до н. э. | Милетская древнегреческая школа. Натурфилософия.Анаксимен— последний представитель милетской школы, укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма...Анаксимен, возможно, ученик Анаксимандра, последний из известных представителей «Милетской школы». Анаксимен предположил, что первичной субстанцией является воздух. |
Пифагор (число) | ≈580 — ≈500 до н. э. | Пифагор Самосский — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.Пифагор, родился на о. Самос, путешествовал по Востоку. Принцип теоремы Пифагора был известен еще в Вавилоне, в школе Пифагора эта теорема была сформулирована и доказана в общем виде. Пифaгорейцы, таким образом, обнаружили знания, которые можно добывать не эмпирическим путём, а путём рассуждения. Эти открытия оказали большое влияние на философию Сократа и Платона. |
Гераклит (огонь) | ≈535 — ≈475 до н. э. | Гераклит Самосский,древнегреческий философ, был идеалистом, великим диалектиком, за глубокомыслие своего учения прозван «темным», за свою трагическую серьезность – «плачущим философом»..Гераклит жил в Эфесе. Его концепция содержала положения о том, что все вещи состоят из огня, и о том, что всё в мире находится в постоянном движении. Тем не менее Гераклит полагал, что движение огненных частиц не случайное, а содержит стремление к гармонии. |
Парменид (движения не существует) | 540/515 — ≈450 до н. э. | Древнегреческий философ, идеалист, основатель и главный представитель Элейской школы. У Парменида тождество бытия и сущего.Парменид родился в Элее, греческой колонии в Италии. У Парменида получилась модель мира, в котором (в полную противоположность Гераклиту) не было никаких изменений, никакого движения. Парменид ввёл в философию понятие «бытие». По преданию Парменид встречался с Сократом и предположительно оказал влияние на философию Платона.[7] |
Зенон (движения не существует) | ≈490 — ≈430 до н. э. | Древнегреческий философ, представитель Элейской школы. Успехи в развитии сознания проявляются в философии объективного идеалистаЗенона Элейского. Зенон жил в Элее и был учеником Парменида. Для того, чтобы подтвердить справедливость утверждений своего учителя, он придумал серию парадоксов-«апорий», которые подтверждали невозможность движения. |
Эмпедокл (4 основных элемента: воздух, вода, огонь и земля) | ≈490 — ≈430 до н. э. | ФилософияЭмпедокла имеет метафизический характер. (Метафизика -учение о сверхчувственном и сверхприродном). На его по существу дуалистическую концепцию опираются как материалисты, так и идеалисты. Эмпедокл жил на о. Сицилия. Эмпедокл составил теорию, в которой попытался объединить известные ему натурфилософии своих предшественников. У него получилась теория, которая сходна с современными научными представлениями о мире. Эмпедокл предположил, что существуют 4 основных элемента. Сами эти элементы меняться не могут, однако разные их комбинации составляют различные объекты окружающего мира. Натурфилософия— философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. |
Анаксагор (базовый элемент нус) | ≈500 — ≈428 до н. э. | Древнегреческий философ, идеалист. НУС (греч. nus – ум, мысль, разум) дух, интеллект, мировая душа в философии Анаксагора. Анаксагор родился в Ионии, затем переехал в Афины. Одной из его основных заслуг считается привнесение философии в Афины. Анаксагор предполагал наличие основных элементов, хотя полагал их бесконечное деление. Он также полагал сознание одним из базовых элементов, который назвал «нус», и считал, что воздействие нуса на вещество вызвало движение, породившее мир. |
Демокрит (атомы) | ≈460 — ≈370 до н. э. | Древнегреческий философ, материалистДемокрит, родился в Абдерах, потешествовал по Востоку. Демокрит, по-видимому, многими своими взглядами обязан своему учителю Левкиппу, о котором сохранилось очень мало данных. Таким образом именно Демокрит известен как теоретик материализма, а главное атомизма — теории, согласно которой всё состоит из неделимых атомов. Демокрит считал, что существует много разновидностей атомов, которые различаются по форме, по размеру и по температуре, и различные комбинации этих атомов формируют различные объекты. |
Сократ | ≈470 – ≈399 до Р.Х. | Родоначальник диалектики, индукции. Мастер диалога. Не оставил письменных сочинений. Сын каменотеса. Истину находил в процессе диалога, часто сопровождавшегося иронией, с помощью постановки наводящих вопросов. Вел простой образ жизни, не брал плату за обучение. Афоризм Сократа: "Я знаю, что я ничего не знаю, другие не знают и этого". |
Платон | ≈427 – ≈347 до Р.Х. | Основатель объективного идеализма. Создал самое влиятельное философское учение античности. Сочинения включают 36 диалогов, Апологию Сократа, трактат «Государство», др. Искусство диалектики –побуждать к размышлению методом выявления противоречий и нахождения общего. Мир идей по Платону — иерархически организованная целостность, вершиной и основанием которой является идея Блага. В соответствии с умопостигаемым миром вечный творец Демиург (мыслящий и волящий) из любви к Благу создает пространственность. Существуют трансцендентное единое благо (Бог) и два мира: мир идей (эйдосов) - действительный, совершенный, вечный и мир вещей, изменчивый. По Платону, субстрат (то, из чего все сделано) – хиле (позже назовут материей). Познание мира возможно, которое Платон рассматривает как припоминание,анамнесис. Разделение миров является основанием и для разделения познания на истинное знание и мнение. Познание есть восхождение от мира теней и подобий, данного человеку в представлении, к подлинному бытию, предмету истинного знания. Этический долг философа, способного выйти из пещеры представлений на свет истинного знания (миф о пещере в «Государстве»), — вернуться к пещерожителям и попытаться объяснить им истину, хотя успех мало вероятен. Знание необходимо для правильного образа жизни и воспитания, так как это единственное, что остается от земной жизни вечной, бессмертной души. Душа– идея человека; тело – его материя. Человеческая душа трехчленна: дух, желание, разум (важнейшая компонента). Очищенные философией души попадают в мир Богов, души же, слишком захваченные желанием телесности, после смерти тела (темницы души) бродяжничают и вселяются (хорошие) в души других людей, (плохие) — в животных («Федон», «Федр»). Переселение душ (метемпсихоз) и делает возможным знание как припоминание души о своей причастности миру идей. Кроме того, истинное знание необходимо и для существования правильного (т. е. наиболее близкого к идеальному) государства. Истинная политика есть попечение и спасение душ, и в этом плане она совпадает с философией, поэтому правитель должен быть философом. Принципами устройства идеального государства являются фундаментальные античные ценности: мудрость, мужество, умеренность. Их гармоническое единство позволяет достичь блага государства — справедливости. Платон в зрелом возрасте основал собственную философскую школу – Академию. |
Аристотель (Стагирит) | 384 – 322 до Р.Х. | Лучший ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Разбил софистов как мнимых мудрецов. Создал естественнонаучные произведения и работы по философии, а также целые науки - логику, риторику, этику, психологию. Понимание мира: существует неподвижный перводвигатель (бог-нус). Бог - это чистая форма и первая сущность. Все сущее состоит из двух начал: формы и материи. Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского учения об обособленности мира идей от мира вещей. Аристотель доказывает, что «идея» – лишь конкретная форма материи, которую последняя приобретает при помощи «движения» (то есть, любого изменения). Материя и форма нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной, неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой возможности осуществление. Присущая материи внутренняя тяга к «оформлению» в философии Аристотеля именуется энтелехией. В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме получает расширенную трактовку. Реальная вещь, с учётом ещё и её материи, имеет не два, а целых четыре основополагающих начала – «четыре причины», по выражению самого Аристотеля.Энтелехия («во-целивание») - осуществление вещи в движении от материи к форме. Четыре причины сущего: форма, материя, начало движения и цель.Человек имеет тело и душу. Душа – это свойства нашего сознания: ощущения, размышления. Душа не материя, не субстрат, а смысл и форма. Существуют два этапа познания: чувственный и рациональный. «Ум» отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность. Для достижения счастья важнее всего овладеть основными нравственными добродетелями. Основал свою философскую школу – Ликей. |
Диоген Синопский | ≈404—323 до Р. Х. | Ученик основателя школы киников Антисфена, получил прозвище «спятивший Сократ». Критиковал роскошь, лицемерие, излишнюю ученость и красноречие.Киники, и в частности Диоген, могут быть отнесены к сократической традиции в той мере, в какой их связывает с Сократом 1) обращенность к этической проблематике; 2) учение о тождестве добродетели и знания; 3) критицизм: установка на спор и опровержение оппонента; 4) внешний простецкий вид. Радикальные, асоциальные установки киников(отказ от соблюдения принятых моральных норм и правил поведения: странничество, нищенство, эпатаж препятствовали признавать их философской школой. |
Аристипп из Кирены | Ум. после 366 | Основатель школы Киренаиков (киренская школа). Основа учения - гедонизм – стремление к удовольствию как к высшему благу. Жил при дворе сиракузского тирана Дионисия 1. Ценил личную свободу, поэтому жил везде чужестранцем. Первым из учеников Сократа стал брать деньги за обучение. Презирал нравственные условности и превыше всего ставил наслаждение. Считал, что для умножения и интенсификации удовольствий хороши все средства и пути. В то же время учил, что не нужно делаться рабом наслаждений. |
Эпикур | 341 – 270 до Р.Х. | В 35 лет основал свою философскую школу – «Сад Эпикура». Если наслаждение у Аристиппа ценно само по себе, уже одним своим наличием или присутствием, то у Эпикура оно идет как бы со знаком минус - как отсутствие страдания. Лучше сразу избежать страдания, чем искать удовольствия, если оно имеет своим следствием страдание. Представитель эвдемонизма: высшая цель – счастье, удовольствие (как телесное, так и духовное).Каждый человек изначально свободен, но его счастью мешает страх: перед богами, смертью и перед судьбой. Высшей формой счастья, идеалом жизни, по Эпикуру, является атараксия- блаженное состояние свободы от телесных страданий и душевных тревог, от болезней тела и страхов (перед смертью и вообще всем непонятным) души. Чувства – главное. |
Период Средневековья
|
|
Христианские философы