Сложно ли учиться? Почему?




Здесь два аспекта: о какой сложности идет речь и в какой период учебы. “Сложностей” в моем понимании бывает две: объем умственных усилий при усвоении материала и сопутствующие психологические трудности.

Не секрет, что умственная нагрузка на ФОПФе на младших курсах будет равномерной и довольно большой. В основном это включает в себя требование регулярно выполнять задания по всем предметам. Слово “регулярно”, кстати, играет важную роль: в любом деле главное регулярность, это мой общий жизненный совет, который на моей памяти еще никого не подводил.

Рядом с понятием регулярности я хочу отметить трудолюбие. Среди младшекурсников исходный уровень подготовки очень разный, так что кому-то программа может даваться очень тяжело или, наоборот, очень легко. Так вот, постоянный труд — это тот краеугольный камень, который превращает предрасположенность в реальные выдающиеся способности, а отставание — в досадные временные неудобства. Например, у меня в первый же семестр вызывал трудности, впервые встреченные на парах по матанализу, язык кванторов и непривычная строгость изложения некоторых тем, но ценой некоторых дополнительных размышлений и добросовестных пыхтений над домашними и дополнительными заданиями я с этим справился уже ко второму месяцу семестра. Мой личный опыт показывает, что и в обратную сторону это тоже работает: очень легко похоронить талант под ленью и чрезмерной самоуверенностью, наивно приобретенной на первых парах.

На старших курсах ситуация меняется. Во-первых, появляется зависимость от выбранной кафедры: где-то нагрузка больше и все также регулярна, где-то меньше и требует кратковременных периодов активности. За свою кафедру проблем теоретической физики скажу, что нас и по сей день, на пятом курсе, продолжают исправно нагружать сложным материалом в больших количествах, приправляя это обильным количеством практических задач на обсуждаемые темы, что, признаюсь, приносит мне огромный кайф. При этом надо еще заниматься научной работой параллельно. Во-вторых, выработанная на ранних курсах привычка не сидеть без дела здесь начнет делать свое дело, потому как механизм, обязующий учиться на младших курсах, по нескольким причинам пропадает, и главную роль исполняет собственная мотивация куда-то идти и что-то делать.

Теперь о психологической стороне вопроса. Первое, с чем потенциально сталкивается молодой первокурсник, — это незримый дух соперничества. Проявляет себя в виде явных соревнований за средний балл, конкуренцию за звание “медийной личности” на потоке и так далее. Разумеется, год на год не приходится, равно как ситуация отличается по группам, однако в целом этот элемент присутствует на ФОПФе всегда. Трудно оценить эффект соперничества как-то однозначно, но к этому надо быть готовым и по возможности относиться к этому спокойно — все таки, цель образования не заключается в том, чтобы что-то доказывать кому-то другому. Мое мнение на эту тему состоит в том, что подобного рода гонки привносят долю токсичности в студенческую атмосферу.

Соревновательный дух часто проявляется в виде того, что в народе зовется “синдромом отличника”. Классическая ситуация выглядит примерно так: студент до Физтеха считался выдающимся экземпляром в школе, гимназии, лицее, у бабушки дома, но приехав на Физтех, обнаружил, что есть и получше. Шокирующая новость развивает в человеке целый спектр негативных эмоций, от кризиса самооценки до агрессивного отношения к окружающему коллективу. Месседж в том, что не надо так, это порой приводит к серьезным проблемам. Сравнивать надо не себя с другими, а себя сейчас с собой раньше.

Смежной проблемой является существование оценок и их влияние на студентов. В широком смысле, это довольно сложный вопрос — нельзя однозначно сказать, что такого надо сделать, чтобы исключить все негативные последствия от наличия оценок в жизни студента и оставить все позитивные. Простой запрос “influence of grades” в Google демонстрирует кучу свежих статей на эту тему (​ прим. в качестве примера: https://www.nber.org/papers/w7875 ​). Мои наблюдения показывают, что практически хорошей стратегией является относиться к оценкам проще: не воспринимать эмоционально рядовые провалы и здраво оценивать успехи. В оценках всегда много чисто субъективного взгляда преподавателя и случайности, и это нелегко изменить или предугадать, так что надо хотя бы быть к этому готовым.

Резюме: очень сложно покрыть все подводные камни, их специфика определяется персональными данными. Но если пытаться дать общие наставления, то систематические добросовестные занятия — это всегда хорошее средство от большинства проблем с учебой, а здоровая заинтересованность в происходящем, исходящая из внутреннего стремления “стать лучше, чем вчера” в том, что увлекает — хороший способ уберечь свои нервы, силы и время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: