Прочтите отрывок из заявления Телеграфного агентства Советского Союза.




История – 26

Часть 1

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега

2) начало крестовых походов

3) Ледовое побоище

     

 

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ
A) Куликовская битва Б) третий раздел Речи Посполитой B) судебный процесс над поэтом И. Бродским Г) принятие Соборного уложения 1) 1964 г. 2) 1223 г. 3) 1795 г. 4) 1649 г. 5) 1986 г. 6) 1380 г.
А Б В Г
       

 

3. Ниже приведен перечень фамилий видных государственных деятелей. Все они, за исключением двух, занимали высокие посты в советский период. Найдите и запишите цифры государственных деятелей, не относящиеся к советскому периоду.

1) Косыгин, 2) Столыпин, 3) Андропов, 4) Витте, 5) Калинин, 6) Молотов.

   

 

4. Запишите термин, о котором идет речь.

Система заготовок сельскохозяйственной продукции в России, предполагающая обязательную сдачу крестьянами государству по твердым ценам всех излишков хлеба и других продуктов.

Ответ: _____________________

 

5. Установите соответствие между сражениями и войнами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СРАЖЕНИЯ ВОЙНЫ
А) Синопское сражение Б) сражение при Кагуле В) сражение у острова Гренгам Г) сражение при Рымнике 1) русско-турецкая война 1768–1774 гг. 2) русско-турецкая война 1787–1791 гг. 3) Крымская война 4) Семилетняя война 5) Северная война 6) Ливонская война

 

А Б В Г
       

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Вечером, 13 декабря, не придя к единодушному решению, они отправились по казармам и провели всю ночь в переговорах с солдатами гарнизона столицы. Их план, если у них вообще был какой-либо план, состоял в том, чтобы вывести несколько полков на Сенатскую площадь и заставить императора принять их требования установления в России конституционного образа правления. Задолго до рассвета стало ясно, что заговор не удался. Солдаты не понимали ни пламенного красноречия декабристов, ни длинных цитат из Жан-Жака Руссо. Единственный вопрос, поставленный солдатами заговорщикам, был о значении слова «конституция». Солдаты спрашивали, не было ли «Конституция» имя польки, супруги великого князя Константина Павловича».

Б) «...На деле царь действительно не поехал по Садовой, но Перовская выказала тут все свое самообладание. Быстро сообразив, что путем, по которому государь поедет обратно, будет набережная Екатерининского канала, она изменила весь план, чтобы действовать уже одними бомбами. Она обошла метальщиков и поставила их на новые места, условившись о сигнале, который даст, махнув платком.

В начале третьего часа один за другим прогремели два удара, похожие на пушечные выстрелы: [первая бомба] разбила карету государя, бомба Гриневицкого сокрушила императора; смертельно раненные, и царь, и метальщик через несколько часов были бездыханны»

1) Описываемые события произошли в 1825 г.

2) Одним из участников описываемых событий был П.Г. Каховский.

3) Одним из участников описываемых событий был Д.Г. Богров.

4) Описываемые события произошли в 1905 г.

5) Одним из участников описываемых событий был Н.И. Рысаков

6) Описываемые события произошли в 1881 г.

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

7. Выберите из списка три события, относящихся к внешней политике России XVII в., и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.


1) «вечный мир» с Польшей

2) Ям-Запольский мир с Польшей

3) Столбовский мир со Швецией

4) Ништадский мир со Швецией

5) Андрусовское перемирие с Польшей

6) Плюсское перемирие с Швецией


     

 

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущен­ных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) К. К. Рокоссовский, А. И. Еременко, Н. Ф. Ватутин командовали фронтами во время операции ______________.

Б) Операция, согласно которой немецкие войска должны были захватить Москву, называлась ______________.

В) Операция советских войск по освобождению Белоруссии имела кодовое название ______________.

Пропущенные элементы:


1) «Багратион»

2) полководец П. А. Румянцев

3) «Уран»

4) «Цитадель»

5) «Тайфун»

6) Берлинская


А Б В
     

 

9. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
A) П. А. Столыпин Б) А. А. Аракчеев B) А. Х. Бенкендорф Г) С. Ю. Витте 1) создание военных поселений 2) введение золотого стандарта 3) разрешение свободного выхода крестьян из общины 4) создание корпуса жандармов 5) роспуск Учредительного собрания
А Б В Г
       

 

10. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и напишите название движения, частью которого стали описываемые события.

«Соревнование лучших шахтёров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».

Ответ: ______________________

 

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Пропущенные элементы:

1) 1905 г.

2) Портсмутский мир

3) Александр III

4) 1862 г.

5) Сан-Стефанский мир

6) Д. Вашингтон

7) 1842 г.

8) А. Линкольн

9) 1820 г.


А Б В Г Д Е
           

 

12. Прочтите отрывок из статьи историка.

«Между тем русские понемногу, ценой больших потерь и долгих неудач, научились использовать в горах свой огромный численный перевес… Кольцо русских гарнизонов вокруг горной резиденции _________ – аула Ведено сомкнулось…

Семья __________ и остаток верных наибов отступили в аул Гуниб, природную горную крепость…

Горцы укрепили Гуниб по всем правилам воинского искусства. Даже женщины взяли оружие, а жены и невестки _________ таскали камни. Но огромную горную крепость отряд в 400 человек не смог удержать. Начали бить пушки. Тысячи и тысячи русских штыков окружили последнее пристанище ______________.

После долгих раздумий _______________ согласился на переговоры с Барятинским…

26 августа… __________ решил прекратить борьбу. 24 года 11 месяцев и 7 дней сражался он за свои убеждения и идеалы, но в этот день он вышел навстречу князю Барятинскому из своей крепости».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) События, описанные в тексте, относятся к концу 1850-х гг.

2) Война, о событиях которой идёт речь в тексте, длилась в течение царствования трёх российских императоров.

3) Пропущенное в тексте имя – Салават Юлаев.

4) Убеждения и идеалы исторического деятеля, чье имя пропущено в тексте, были связаны с учением мюридизма.

5) Автор отмечает численное превосходство сторонников исторического деятеля, имя которого пропущено в тексте, над русскими войсками.

6) Императором России в период описываемых в тексте событий был Александр Третий.

     

 

13. Напишите имя русского правителя, к годам правления которого относятся события, указанные на схеме.

Ответ: ___________________

 

14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: ____________________________

 

15. Напишите название средневекового государства, в результате распада которого образовалось ханство, завоёванное в ходе событий, обозначенных на схеме.

Ответ: ____________________________.

 

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Значение похода, обозначенного на схеме, заключалось в частности в присоединении плодородных земель, необходимых для раздачи дворянам.

2) Победа в обозначенном на схеме походе была одержана за счёт недавно организованных на европейский лад «полков нового строя».

3) Народы, обозначенные на схеме под цифрами «4» и «5», относятся к славянской языковой группе.

4) К финно-угорской группе относится народ, указанный на схеме под цифрой «2».

5) В правление российского государя, при котором произошли события, обозначенные на схеме, началось завоевание Сибири.

     

 

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Родина-мать» Б) храм Христа Спасителя В) церковь Вознесения в Коломенском Г) Софийский собор в Киеве 1) Сейчас в данном здании расположена мусульманская мечеть. 2) Памятник посвящен победе в Отечественной войне 1812 г. 3) Памятник установлен в Волгограде на Мамаевом кургане. 4) Памятник установлен в честь рождения правителя, при котором на Руси началось книгопечатание. 5) Памятник установлен в честь победы над печенегами. 6) Памятник является самым высоким скульптурным творением в современной Российской Федерации.
А Б В Г
       

18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данный номер журнала «Крокодил» вышел во второй четверти XX в.

2) В основу карикатуры положен эпизод из поэмы «Мёртвые души».

3) Писатель, годовщине со дня рождения которого посвящена обложка журнала, за одно из своих произведений был раскритикован В. Г. Белинским.

4) Карикатура на обложке журнала посвящена внешнеполитическим отношениям СССР.

5) Писатель, годовщине со дня рождения которого посвящена обложка журнала, был современником А. С. Пушкина.

   

 

19. Укажите почтовые марки, посвящённые событию, произошедшему в том же веке, когда умер писатель, годовщине со дня рождения которого посвящена обложка журнала. В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти марки.

   

 

Часть 2

Прочтите отрывок из заявления Телеграфного агентства Советского Союза.

«ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооружённым силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами...

Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.

Советское правительство и правительства союзных стран — Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, - исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими договорными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи...

Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства и ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении.

Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических государств».

 

20. Укажите год, когда было сделано данное заявление. Укажите название кратковременного периода в политической и культурной жизни Чехословакии, создавшего предпосылки для данного заявления. Укажите название военно-политического объединения, членами которого являлись страны, перечисленные в отрывке.

 

21. Укажите три причины оказания помощи руководству Коммунистической партии Чехословакии, обозначенные в тексте.

 

22. Укажите название политики СССР в отношении входивших в социалистический блок стран, упомянутых в отрывке, сформулированной в тот же период, когда было сделано данное заявление. В чём заключалось содержание этой политики (назовите одно положение)? Когда СССР отказался от её проведения?

 

23. В июле 1918 года в Москве против большевиков выступили левые эсеры. Был захвачен один из лидеров Ф. Э. Дзержинский, создавалась реальная угроза для большевистской власти. Выступление левых эсеров было подавлено. Назовите не менее трех причин результата такого выступления.

 

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются раз­личные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Царствование Анны Иоанновны стало временем долгожданной стабильности после петровских потрясений и череды придворных интриг. Был осуществлён ряд мер в социальной сфере, в области регулирования промышленности и торговли, сферы управления».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

 

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

 

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1019–1054 гг.; 2) 1725–1762 гг.; 3) 1917–1922 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, про­цессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процес­сами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: