Подробное описание праздника




Утпанна-экадаши.

Кешава / Аграхаян. Кришна-экадаши.

Ссылки

Тексты

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж: «Экадаши - основа чистого бхакти»:

https://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/242-ekadashi-osnova-chistogo-bhakti.html

Аудио

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Утпанна-экадаши»:

https://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6971-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-chandigarh-07122015-g.html

Видео

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Утпанна-экадаши»:

https://sampradaya.ru/legacy/video1/bvbgm_v/3071-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-chandigarh-07122015-g.html

Ш.Б. Вана Махарадж, «Слава Экадаши. Раджкот (Гуджарат)»:

https://www.youtube.com/watch?v=z61Dxa_bkXI

Слава Утпанна-экадаши из «Бхавишйоттара-пураны»:

https://www.youtube.com/watch?v=cM1m5n8Z2F8

https://www.youtube.com/watch?v=P451RZ8jWSo

 

Проповедники ИССКОН

Бхакти Ананта Кришна Госвами, лекция на Утпанна-экадаши:

https://www.youtube.com/watch?v=9QwbknfpWXU

https://www.youtube.com/watch?v=h3fzdr5tovc

 

Бхаджан

Шрила Вриндаван Дас Тхакур – «Шри Хари-васара-гити» (поётся утром в дни экадаши):

https://sampradaya.ru/legacy/textach/1090-shri-hari-vasara-giti.html

 

Книга

«Экадаши-махатмья»:

https://sampradaya.ru/current/book/8267-ekadashi-mahatmya-slava-ekadashi-iz-puran.html

Подробное описание праздника

Утпанна экадаши - экадаши

Из книги «Экадаши День Господа Хари»

 

Сута Госвами сказал: «О учёные брахманы, много лет назад Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, рассказал о благоприятных свойствах дней Экадаши, а также провозгласил правила и предписания, регулирующие соблюдение поста в каждый из таких святых дней. О лучшие брахманы, если человек, насладившийся разными видами счастья в этом материальном мире, слушает о происхождении и славе этого священного поста в дни Экадаши, то он вскоре направится прямо в обитель Господа Вишну.

Арджуна, сын Притхи, спросил Господа:

„О Джанардана, каково благо от полного поста, вкушения только ужина или от еды в полдень дня Экадаши, а также каковы правила соблюдения различных дней Экадаши? Милостиво поведай мне об этом“.

Всевышний Господь Кришна ответил:

„О Арджуна, новичку следует начинать соблюдать пост в Экадаши с приходом зимы в тёмную половину месяца Маргаширша (ноябрь – декабрь). В Дашами, день перед Экадаши, он должен хорошо очистить зубы. Затем, в течение восьмой части Дашами, когда солнце заходит, ему следует поужинать.

На следующее утро преданный должен в соответствии с правилами и предписаниями соблюдать пост. В полдень он должен правильно совершить омовение в реке, озере или небольшом пруду. Больше всего очищает омовение в реке, за ним следует омовение в озере, а омовение в маленьком пруду наименее очищающее. Если нет ни реки, ни озера, ни пруда, он может омыться хорошей чистой водой, набранной из какого-либо другого источника. Преданному надо повторять молитвы, содержащие имена Матери Земли: «О Ашвакранте! О Ратхакранте! О Вишнукранте! О Васундхаре! О Мриттике! О Мать Земля! Милостиво устрани все грехи, накопленные мною за прошлые жизни, чтобы я мог войти в священную обитель Всевышнего Господа». Вознося хвалу Бхуми Дэви, преданный должен смазывать тело грязью.

В день поста преданному не надо говорить с людьми, которые отошли от своих религиозных обязанностей, с собакоедами, ворами и лицемерами. Также надо избегать разговоров со сплетниками и с оскорбителями полубогов, кармической ведической литературы и смарта - брахманов; с безнравственными людьми, которые спят с запрещенной женщиной (1); с разбойниками и с теми, кто грабит храмы. Поговорив с любым из них или даже посмотрев на них в течение Экадаши, надо очиститься, непосредственно посмотрев на солнце. Также важно не допускать дневного сна и полностью воздерживаться от секса. В Экадашипреданному особенно благоприятно почтительно поднести Господу Говинде наилучшую пищу, цветы и т.д. В своём доме в чистом сознании он должен с любовью предложить Господу лампадку. Не принимая ни воды, ни пищи, он должен бодрствовать всю ночь и радостно петь о славе Господа, играя на музыкальных инструментах, чтобы доставить Ему наслаждение. Особенно благоприятно в этот день давать милостыню квалифицированным брахманам, предлагать им поклоны и молить о прощении за различные нанесенные оскорбления.

Серьезные преданные должны рассматривать Экадаши тёмной половины месяца равным Экадаши светлой половины. Не нужно делать различия между этими двумя видами Экадаши.

Теперь, пожалуйста, выслушай о результатах, которые достигает тот, кто соблюдает Экадаши наилучшим образом. Ни благо, получаемое от омовения в святом месте паломничества Шанкходдёхара, где Господь убил демона Шанкхасуру, ни благо от непосредственного созерцания Господа Гададхары нельзя сравнить с шестнадцатью наградами за соблюдение поста в Экадаши в правильном духовном умонастроении. Сказано, что дающий милостыню в первый день при полной луне получает награду в сто тысяч раз больше, чем от пожертвования в другое время. О достигший богатства, а тот, кто даёт милостыню в день санкранти (равноденствия), взамен получает в четыреста тысяч раз больше. Однако просто соблюдая пост в Экадаши, человек достигает всех этих благих результатов и в дополнение получает ту же награду, как за посещение Курукшетры во время солнечного или лунного затмения. Кроме того, преданная душа, соблюдающая полный пост в Экадаши, достигает блага в сто раз большего, чем от совершения ашвамедха-ягьи (жертвоприношения коня). Тот, кто хоть однажды совершенным образом постился в Экадаши, заслуживает того же, что и тот, кто ежедневно кормил тысячу нищих в течение шестидесяти тысяч лет. И если человек хотя бы раз правильно соблюдал Экадаши, то он получит в десять раз больше блага, чем тот, кто раздал тысячу коров брахманам, изучившим Веды.

Человеку, накормившему одного брахмачари, воздается в десять раз больше, чем накормившему в своём доме десять хороших брахманов. Но тот, кто дарует землю нуждающемуся и благочестивому брахману, заслуживает в тысячу раз больше, чем накормивший брахмачари. И в тысячу раз больше получает тот, кто выдает чистую девушку замуж за молодого, хорошо образованного, порядочного человека. Однако в десять раз благоприятней этого правильное духовное воспитание детей без ожидания какой-либо награды. Но в десять раз лучше, чем это, давать хлеб голодному. Несомненно, давать милостыню нуждающемуся – это очень благородно; нет и не будет пожертвования лучше. О сын Кунти, все предки и полубоги на небесах очень довольны, когда человек раздаёт хлеб из милости (2). Но благо от соблюдения полного поста в Экадаши нельзя измерить. О Арджуна, лучший из Куру, силу этого блага не могут оценить даже полубоги. И половину его заслуживает тот, кто ест только накта в Экадаши.

Таким образом, следует полностью поститься в день Господа Хари или есть лишь раз в полдень или вечером, избегая зерна (злаковых) и бобов. Пребывание в месте паломничества, раздача милостыни, совершение огненных жертвоприношений имеют значение до тех пор, пока не наступил Экадаши. Каждый, кто хочет покончить с материальными страданиями, должен соблюдать Экадаши. В Экадаши нельзя пить воду из ракушки, убивать рыб, свиней и других живых существ. Итак, о Арджуна, по твоей просьбе Я описал лучший из всех методов поста“.

Затем Арджуна спросил:

„О Господь, Ты сказал, что даже тысяча ведических жертвоприношений не равны посту в Экадаши. Как это возможно? Как Экадаши стал значительнее всех дней?“

Господь Шри Кришна ответил:

„Я расскажу тебе, почему Экадаши самый очищающий из всех дней. Когда-то в Сатья-югу жил необычайно страшный демон по имени Мура. Всегда очень гневливый, он держал в страхе всех полубогов, побеждая даже Индру, царя небес; Вивасвана, бога Солнца; восьмерых Васу (3); Господа Брахму; Ваю, бога ветра и Агни, бога огня. Своей ужасной силой он подчинил их себе. Тогда Индра пришёл к Господу Шиве и сказал: „Мы все упали с наших планет и теперь в несчастье скитаемся по земле. О Господи, как нам избавиться от этого бедствия? Что ждёт нас, полубогов?“

Господь Шива ответил: „О лучший из полубогов, иди к Господу Вишну, сидящему на Гаруде. Он – Джаганнатха, правитель всех вселенных, а также их убежище. Он защищает все души, предавшиеся Ему“.

Господь Кришна продолжал:

„О Арджуна, завоеватель богатств, выслушав эти слова Господа Шивы, Индра вместе со всеми полубогами отправился туда, где отдыхал Господь Джаганнатха, Господь Вселенной, защитник всех душ. Глядя на Господа, спящего в воде, полубоги сложили ладони и вслед за Индрой вознесли такие молитвы: „О Верховная Личность Бога, мы склоняемся пред Тобою. О Бог богов, о прославленный главными полубогами, о враг демонов, о лотосоокий Господь, о Мадхусудана (убивший демона Мадху), пожалуйста, защити нас. Напуганные демоном Мурой, мы пришли найти убежище у Тебя. О Джаганнатха, Ты – Творец и создатель всего. Ты – мать и отец всей вселенной. Ты создаешь, поддерживаешь и разрушаешь все. Ты – высший помощник всех полубогов, и только Ты можешь принести нам мир. Только Ты являешься землей, небом и всеобщим благодетелем.

Ты – Шива, Брахма и Вишну, поддерживающий три мира. Ты – Бог солнца, луны и огня. Ты – очищенное масло, жертвоприношение, священный огонь, мантры, ритуалы, священник и тихое повторение джапы; Ты – сама жертва, приносящий жертву и наслаждающийся её результатами; Ты – Верховная Личность Бога. Ничто движущееся или неподвижное в этих трёх мирах не может существовать независимо от Тебя. О Всевышний Господь, Бог богов. Ты – защитник предавшихся Тебе душ. О Высший мистик, о убежище страждущих, пожалуйста, спаси и защити. Нас, полубогов, победили демоны, и мы низвергнуты с райских сфер. О Господь, лишенные своего положения, мы теперь скитаемся по этой земной планете“.

Господь Кришна продолжил:

„Выслушав слова Индры и других полубогов, Шри Вишну, Верховная Личность Бога, ответил: „Какой демон обладает столь великой силой иллюзии, что смог победить всех полубогов? Каково его имя и где он живёт? Где он получил свою силу и защиту? Расскажи мне, Индра, обо всем и не бойся“.

Индра сказал: „О Верховная Личность Бога, о Бог богов, о побеждающий страх в сердцах Твоих чистых преданных, о милостивый к Своим преданным слугам, был когда-то в династии брахманов могущественный демон по имени Надиджанга; он был необычайно грозен и полностью посвятил себя низвержению полубогов. Он породил сына, имеющего позорную известность, по имени Мура. Большим стольным градом Муры является Чандравати. Оттуда чрезвычайно злой и могущественный демон Мура завоевал весь мир и победил всех полубогов, выгнав их с небесного царства. Он взял себе роль Индры, царя небес; Агни, бога огня; Ямы, бога смерти; Ваю, бога ветра; Иши, Господа Шивы; Сомы, бога луны; Найррити, бога направлений и Варуны, бога воды. Также он стал излучать свет в роли бога солнца и своей энергией даже создавал облака. Полубоги не могут победить его. О Господь Вишну, пожалуйста, убей этого демона, даруй победу полубогам“. Слушая от Индры эти слова, Господь Джанардана очень разгневался и сказал: „О могущественные полубоги, вы все можете теперь отправиться в стольный град Муры Чандравати“. Воодушевленные этим, все полубоги, возглавляемые Господом Хари, двинулись в Чандравати.

Увидев полубогов, Мура, главнейший из демонов, громогласно захохотал вместе с бесчисленными тысячами других демонов, держащих сияющее бриллиантовым блеском оружие. Мощно вооруженные демоны убивали полубогов, которые стали покидать поле битвы, убегая в десяти направлениях. Увидев на поле боя Всевышнего Господа Хришикешу, владыку чувств, свирепые демоны набросились на Него с различным оружием в руках. Как только они атаковали Господа, державшего меч, диск и палицу, Он пронзил все их члены Своими острыми ядовитыми стрелами. Много сотен демонов погибли от руки Господа.

В конце концов, с Господом стал сражаться Мура, глава демонов. Мура пользовался магической силой, обезвреживая любое оружие, выпущенное Всевышним Господом Хришикешей. Демон воспринимал удары оружия, как прикосновение цветов. Когда Господь не смог победить демона даже разными видами оружия: метательным и тем, которое держат, – Он стал сражаться голыми руками, столь же твердыми, как обитые железом палицы. Господь боролся с Мурой тысячу небесных лет, а затем, как бы устав (4), отправился в Бадарикашрам. Здесь Господь Йогешвара, величайший из всех йогов, Господь Вселенной, вошёл для отдыха в очень красивую пещеру Химавати“.

Господь сказал:

„О Дхананьджая, завоеватель богатств, эта пещера имела размеры в девяносто шесть миль и только один вход. Я зашёл туда, чтобы выспаться. Великая битва, конечно же, очень утомила Меня. Демон последовал за мной в пещеру и, увидев Меня спящим, подумал в сердце своем: „Сегодня я уничтожу Хари, убийцу всех демонов“.

Пока злонамеренный Мура строил эти планы, из Моего тела, ослепительно сияя, изошла юная девушка. Мура увидел, что она снаряжена различным сверкающим оружием и готова к сражению. Вызванный этой женщиной на бой, Мура приготовился и стал сражаться с ней, но очень удивился тому, что она не уступает ему в сражении. Царь демонов сказал: „Кто создал эту гневную, грозную девушку, сражающуюся со мной так мощно, подобно удару молнии?“ Сказав это, демон продолжил сражаться.

Внезапно эта лучезарная богиня вдребезги разбила все оружие Муры и в одно мгновение лишила его колесницы. Он бросился на неё с голыми руками, но, увидев это, она гневно снесла ему голову. Поверженный демон упал на землю и отправился в обитель Ямараджи, Паталу, подземную область, где находят отдых от страха и несчастий враги Господа.

Когда Всевышний Господь проснулся, Он увидел поверженного демона и девушку, склонившуюся пред ним со сложенными ладонями. Его лицо выражало изумление. Господь Вселенной сказал: „Кто убил этого злобного демона? Он легко победил всех полубогов, гандхарвов, даже самого Индру вместе с марутами, спутниками Индры, а также нагов (змеев), правителей низших планет. Он победил даже Меня, заставив спрятаться от сражения в этой пещере. Кто так милостиво защитил Меня после того, как Я убежал с поля битвы, чтобы поспать в этой пещере?“

Девушка ответила: „Это я убила демона, явившись из Твоего трансцендентного тела. О Господь Хари, увидев Тебя спящим, он, конечно же, захотел убить Тебя. Понимая намерения этой занозы трёх миров, я убила злобного негодяя и избавила от страха всех полубогов. Я – Твоя великая маха-шакти, Твоя внутренняя энергия, порождающая страх в сердцах Твоих врагов. Чтобы защитить три мира, я убила этого демона, ужасающего всю вселенную. О Господь, пожалуйста, скажи, почему Ты удивился, увидев этого демона убитым?“

Всевышний Господь сказал: „О безгрешная, Я очень доволен, что ты убила этого царя демонов. Ты даровала полубогам счастье, процветание и все блага. Так как ты принесла наслаждение всем полубогам в трёх мирах, Я очень доволен тобой. О благая, проси у Меня, чего хочешь. Несомненно, Я дам тебе это“.

Девушка сказала: „О Господь, если Ты доволен мной и хочешь меня наградить, дай мне силу освобождать от величайших грехов тех, кто постится в этот день. Я хочу, чтобы половину блага от поста получали те, кто ест один раз вечером (избегая злаковых зёрен и бобов) или в полдень. Также пусть тот, кто, контролируя свои чувства, строго соблюдает полный пост в день моего явления, на один миллиард кальп (5) придёт в обитель Господа Вишну, испытав в этом мире все виды наслаждений. Такое благословение я хочу получить по Твоей милости, мой Господь. О Господь Джанардана, пожалуйста, даруй тому, кто соблюдает полный пост, а также принимает пищу только раз вечером или в полдень, желание встать на путь духовного развития, богатство и, наконец, освобождение“.

Всевышний Господь сказал: „О самая достойная женщина, да будет так: в этом мире все Мои преданные будут поститься в твой день, прославившись этим в трёх мирах, и в конце концов придут ко Мне и останутся в Моей обители. Так как ты, Моя трансцендентная энергия, явилась на одиннадцатый день убывающей луны, тебя будут звать Экадаши. Я сожгу все грехи и дарую Свою трансцендентную обитель тому, кто постится в Экадаши“.

Мне наиболее дороги следующие дни полной и новой луны: Трития (третий день), Аштами (восьмой день), Навами (девятый день), Чатурдаши (четырнадцатый день) и, в особенности, Экадаши (одиннадцатый день) (6).

По своей силе одаривать благом всех живых существ пост в Экадаши превосходит все другие посты. С ним не сравнится никакое паломничество по святым местам и даже раздача милостыни брахманам. Воистину говорю тебе, это так“.

Даровав девушке Своё благословение, Всевышний Господь внезапно исчез. С того времени день Экадаши стал самым благоприятным и прославленным во всей вселенной.

„О Арджуна, – продолжал Господь, – если человек строго соблюдает Экадаши, Я убью всех его врагов и дарую ему высшую обитель. Несомненно, Я устраню все препятствия с пути духовного совершенства того, кто любым из предписанных способов (7) соблюдает этот великий день, и дарую ему совершенство жизни.

Итак, о сын Притхи, Я поведал тебе о возникновении Экадаши. Один этот день уничтожает все грехи. Несомненно, это самый благоприятный день для разрушения всех грехов, и он возник на благо каждого в этой вселенной, чтоб даровать все совершенства.

Не надо делать различия между Экадаши, приходящимися на прибывающую и убывающую луну. Также не надо считать их отличными от маха-двадаши (8). Каждый, кто постится в Экадаши, должен считать эти дни тождественными, ибо они содержат те же титхи, и все они должны соблюдаться.

Каждый, кто соблюдает полный пост в Экадаши и следует правилам и предписаниям, достигнет высшей обители Господа Вишну. Слава тем, кто предался Господу Вишну, путешествующему на Гаруде. Слава тем, кто постоянно постигает величие Экадаши. Давший обет ничего не есть в Экадаши и вкушать пищу лишь на следующий день, достигает того же блага, что и совершающий жертвоприношение коня – ашвамедхья-ягью. В этом нет сомнения.

В Двадаши, следующий день после Экадаши, надо молиться: „О Пундарикакша, о лотосоокий Господь, теперь я буду есть. Пожалуйста, защити меня“. Сказав это, бхакта должен предложить лотосным стопам Господа цветы и воду и, трижды повторяя восьмислоговую мантру (9), просить Господа принять пищу. Очень благоприятно выпить воды, взятой из освященного сосуда, в котором она подносилась лотосным стопам Господа.

В Двадаши надо избегать: спать днем, есть в чужих домах, есть больше одного раза, есть мед и урад дал, есть из бронзовой посуды, растирать тело маслом и заниматься сексом. В Двадаши преданный должен отказаться от этих восьми действий. Если в этот день он вынужден говорить с отверженными, впоследствии ему необходимо очиститься, съев лист Туласи или плод амалаки. О лучший из царей, от полудня в Экадаши до рассвета в Двадаши надо быть занятым преданным служением: совершать омовение, поклоняться Господу, раздавать милостыню и совершать огненные жертвоприношения. Если кто-то находится в трудных обстоятельствах и не может в Двадаши правильно прервать пост, то можно прервать его, выпив воды, а затем не будет ошибкой принять пищу.

Преданный Господа Вишну, день и ночь слушающий всеблагие рассказы о Господе из уст чистого преданного, поднимется на Его планету и проживет там десять миллионов кальп (10). И тот, кто слышал хотя бы одно предложение, повествующее о величии Экадаши, свободен от последствий даже такого греха, как убийство брахмана (11). В этом нет сомнения. Никогда не будет лучшего пути поклонения Господу Вишну, чем соблюдение поста в Экадаши“».

Так заканчивается повествование о славе Маргаширша-кришна-экадаши, или Утпанна-экадаши, из «Бхавишья-уттара Пураны».

………………………………..

Примечания:

1. В ведической цивилизации запрещается наслаждаться сексом с дочерью, матерью, сестрой, невесткой и всеми остальными родственницами.

2. В «Махабхарате» говорится:

аннадау джаладаш чайва атураш ча чикитсаках

тривидхам сваргам айати вина йагйена бхаратах

«О Бхарата, дающий поесть хлеба, попить воды, лекарство и лекарскую помощь нуждающемуся, попадает на небо без совершения каких-либо жертвоприношений».

3. «Амара-коша» называет следующие имена восьми васу (небожителей): Дхара, Дхрува, Сома, Аха, Анила, Нала, Пратьюша и Прабхава.

4. Конечно же, Всевышний Господь не может испугаться или устать. Это часть Его игры, в которой явилась Экадаши Дэви.

5. Одна кальпа, составляющая 12 часов Господа Брахмы, длится 4 320 000 000 лет. То, что Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (8.21): «Достигший Моей обители никогда не возвращается в материальный мир», – следует понимать, что в течение миллиарда кальп преданный будет жить в обители Господа Вишну и совершать преданное служение, после чего станет достоин остаться там навсегда.

6. Трития. Есть один Трития, когда надо поститься. Этот день приходится на светлую половину месяца Ваисакха (апрель – май). В этот день надо поклоняться Верховному Господу и совершать омовение в океане лотами. Эти дни поста включают Кришна-джанмаштами, Радхаштами и Гопаштами, когда надо поститься до полуночи, полудня и захода солнца соответственно. Навами включает Рама-навами и Акшая-навами.

Чатурдаши. Эти дни поста включают Нрисимха-чатурдаши, Ананта-чатурдаши и Шива-чатурдаши.

Экадаши наиболее дорог Господу Кришне. Тот, кто не может соблюдать все другие посты, удостоится блага от каждого из них, если просто будет поститься в Экадаши.

7. Тремя рекомендованными способами соблюдения Экадаши являются: полный пост, приём пищи лишь вечером, прием пищи в любое другое время дня. Тот, кто ест, должен полностью избегать злаков и бобовых продуктов.

8. Иногда из разных астрономических соображений Экадаши должен соблюдаться на следующий день, Двадаши. Этот маха-двадаши считается самым благоприятным.

9. Восьмислоговая мантра: «ом намо нарайанайа ».

10. См. 5.

11. Убийца брахмана, слушая о величии Утпанна-экадаши, освободится от последствий этого греха. Однако нельзя думать, что можно убить брахмана и избежать наказания, просто слушая об этом Экадаши. Такое сознательное совершение греха отвратительно и не прощается через пост.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: