Экспериментальное исследование зависимости модуса жизни студенческого коллектива от групповой сплоченности, ценностных позиций и стиля саморегуляции




 

Описание проведения исследования и полученные результаты

 

Основными задачами нашего исследования стало:

1. Изучение групповой сплоченности в студенческих группах 3 и 4 курса;

2. Изучение ценностных ориентаций в группах;

3. Исследование стиля саморегуляции студентов;

4. Изучение модуса жизни студентов;

5. Выявление взаимосвязи между полученными результатами;

При исследовании мы воспользовались следующими методиками:

1. социометрическая методика на выявление групповой сплоченности

(Сишор);

2. методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);

3. методика «Стиль саморегуляции поведения – ССП‑95» (В.И. Моросанова);

4. методика «Я-высказывания» для определения модуса жизни.

Таким образом, нами были получены следующие результаты.

Во-первых, нами было установлено, что студенты 4-го курса обладают большей групповой сплоченностью (индекс групповой сплоченности = 0,6 при норме 0,6 – 0,7). В группе не было выявлено изолированных, но имеются 1–2 лидера.

В группе 3 курса имелось несколько лидеров, несогласованных между собой, каждый из которых имеет свою группу по 3–4 человека. Индекс групповой сплоченности в этой группе ниже нормы – 0,5.

Получив результаты методики «Я-высказывания» с помощью контент-анализа, мы наблюдали положительную динамику роста модуса бытия от 3-го к 4-му курсу.

Исходя из этого графика, мы можем сказать, что при росте модуса бытия, увеличивается и сплоченность группы (с 41% до 55%).

Далее мы сопоставили результаты методики «Я-высказывания» с данными по методике «Ценностные ориентации», в результате чего получили следующие.

По этим данным мы установили, что с ростом модуса бытия увеличивается значимость таких терминальных ценностей, как здоровье, наличие верных друзей, творчество и продуктивная жизнь. При этом снижается показатель значимости развлечений, развития и познания, а также уверенности в себе.

Приложение отражает увеличение значимости таких инструментальных ценностей, как честность, чуткость, ответственность, исполнительности и самоконтроль, и снижение рациональности, высоких запросов, независимости. Эти изменения также коррелируют с ростом модуса бытия.

Подобным же образом мы рассмотрели динамику изменения стиля саморегуляции с ростом модуса бытия.

Мы видим, что при росте модуса бытия повышается уровень планирования и самостоятельности и понижается склонность к моделированию, а также гибкость в действиях.

 

Интерпретация данных

 

Таким образом, по полученным результатам мы можем сделать следующие выводы.

Мы определили, что с ростом модуса бытия повышается:

1. Сплоченность группы, что объясняется наличием у членов группы готовности к оказанию помощи в трудной ситуации, стремлением к объединению совместных усилий ради достижения общей цели. Эти характеристики являются одним из признаков развития у человека модуса бытия.

2. Ценности здоровья, дружбы, продуктивной жизни и творчества. Жить в модусе бытия значит ценить жизнь. А значит – и ценить собственное здоровье, без которого невозможна сама эта жизнь. Забота о здоровье – это не только регулярное посещение врача, но и субъектное отношение к своему телу и своей душе (правильное питание, здоровый сон, гигиена, активный отдых и пр.).

Но самое важное, повышается и значимость продуктивнойжизни и творчества, как основных составляющих модуса бытия. Это говорит о готовности студентов к переходу на новый уровень жизни, к осознанию себя как целостной активной личности, как субъекта своей жизни, способного к полной реализации своих возможностей. Это путь к самореализации, к объединению себя с окружающим миром

3. Ценности честности, ответственности, самоконтроля, терпимости к другим и чуткости. Честность и ответственность необходимое условие для перехода к модусу бытия, поскольку эти характеристики отражают основные свойства субъектности. Повышение самоконтроля говорит о наличии внутренней неуверенности, что приводит к повышенному вниманию к собственным переживаниям, чувствам и собственному поведению.

Рост значимости терпимости и чуткости говорит о уже упомянутом стремлении к помощи другому человеку, о способности сопереживать и сочувствовать.

4. Способности к планированию деятельности и к самостоятельным действиям. Это говорит о повышении субъектности членов группы, о том, что их цели – не простое моделирование своего будущего, а самостоятельная осознанная постановка цели, составление плана конкретной деятельности.

Также мы установили, что с ростом модуса бытия понижаются:

1. Ценности материальной обеспеченности, развлечения, познания, развития, свободы и уверенности в себе. Выше мы уже сказали о наличии внутренней неуверенности. Эта неуверенность может объясняться тем, что переход на уровень бытия – это тот момент, когда человек отбрасывает «свои частнособтвеннические костыли», на которые он опирался все это время и теперь ему необходимо сделать свой первый самостоятельный шаг, который вызывает неуверенность, страх «падения», но за которым стоит новый уровень развития личности.

Значительное снижение значимости свободы также может быть следствием подобной неуверенности, при наличии которой, человек внутренне нуждается в поддержке, а, значит, еще находится в некой зависимости от других людей.

Снижение ценности познания и развития может говорить о том, что человек уже накопил определенный опыт и теперь готов его реализовать. Если студенты 3-го курса еще внутренне ощущают нехватку знаний и опыта, то 4-курсники уже задумываются о применении всего, что они получили за эти годы.

2. Ценности высоких запросов, независимости, рациональности. Значимость высоких запросов (как это проявилось у студентов 3‑го курса) – это типичное проявление модуса обладания, то есть стремления к потреблению. Соответственно, их снижение говорит о переходе к модусу бытия.

Снижение рациональности свидетельствует о повышении ценности собственных эмоций и чувств, что связано также с повышением терпимости и чуткости.

3. Способности к моделированию и гибкости в действиях. Моделирование – это подробное представление цели. Но при низком уровне планирования и программирования, а также при низкой самостоятельности высокий уровень моделирования говорит о склонности к фантазированию, при котором не умеет ставить цель для реализации его представлений. Поэтому снижение моделирования при повышении планирования говорит об уже упомянутом стремлении к самостоятельному построению своей деятельности.

Таким образом, мы можем сказать, что рост модуса бытия – это повышение, в первую очередь, субъектности личности, ее активности в окружающей среде и в собственной деятельности, ее открытость миру и готовность к продуктивной жизни, стремлении не брать, но отдавать, вселять часть своей души в каждую частичку мира. Но человек, живший ранее в модусе обладания и переходящий в модус бытия, как мы убедились, испытывает внутренний страх и неуверенность своих первых шагов. Он еще боится делать эти шаги, но уже осознает их необходимость. Он понимает, что этот новый уровень даст ему возможность к реализации себя в окружающем мире, к актуализации своих возможностей, чтобы внести в этот мир что-то новое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: