Слово – это важнейшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними.
Лексические нормы связаны с правилами употребления слов (словоупотребления). Эти нормы отражаются в толковых словарях, терминологических словарях и справочниках, словарях иностранных слов.
Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности. Точность речи прежде всего обусловливается выбором слова. Лексические нормы требуют:
употреблять слово в соответствии с его прямым и переносным значением;
учитывать особенности употребления многозначных слов;
учитывать особенности лексической сочетаемости слов в потоке речи;
при выборе синонимов учитывать различия между ними;
разграничивать паронимы;
учитывать омонимию;
избегать речевой избыточности (тавтологии и плеоназма);
не допускать речевой недостаточности;
использовать слова в соответствии со сложившейся ситуацией
общения и избранным стилем речи;
обращать внимание на экспрессивно-стилистическую окраску слова.
Лексические нормы определяют:
правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме;
употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке;
уместность использования слова в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.
Виды ошибок | Объяснение ошибки | Примеры | Исправьте ошибки | Приведите свои примеры лексических ошибок |
1. Употребление слова без учета его лексического значения | Смысловая (понятийная) точность связана со знанием лексического значения (семантики) слова. Слово должно использоваться в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в толковых словарях русского языка. Речевая ошибка возникает тогда, когда говорящий не знает точной семантики слова и употребляет его в несвойственном ему значении, что зачастую приводит к искажению смысла высказывания. | Спонсоры внесли значительную ЛЕПТУ в организацию праздника. Слово ЛЕПТА употреблено здесь без учёта его лексического значения. Поскольку лепта – это мелкая монета, она не может быть значительной. Исправляем: Спонсоры внесли значительный ВКЛАД в организацию праздника. | - На сцену вышел знаменитый актер в своем золоченом амплуа. - Оказаться в эпицентре событий. | |
2. Ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов. | Правила сочетаемости определяют способность (или неспособность) сочетаться с другими словами в рамках предложения. Сочетаемость слова определяется количеством его значений: чем больше у слова значений, тем богаче и многообразнее его потенциальное окружение. | Это весть причинила мне несказанную радость. Причинить можно горе, но не радость. Исправляем Это весть доставила мне несказанную радость. | -Настала глубокая весна – время радости и любви. -Табун девушек приближался к набережной. | |
3. Ошибки, вызванные речевой недостаточностью. | Недостаточность высказывания – это немотивированный пропуск слова, снижающий точность речи и затрудняющий её понимание. Пропуск слов может совершенно исказить мысль автора | В связи с тем, что помещение больницы не отапливается, делаем только срочные переломы (объявление на двери рентгенкабинета). Исправляем: В связи с тем, что помещение больницы не отапливается, делаем только срочные рентгенологические СНИМКИ переломов. | -Касса получает (что?)за товары ясельного возраста. -На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность (чего?). | |
4. Ошибки, связанные с речевой избыточностью (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология). | Тавтология - это 1) немотивированное повторение в предложении однокоренных слов. 2) повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового Плеоназм – это 3) многословие, возни- кающее в результате употребления в одной фразе слов с близким лек- сическим значением. | 1) Чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены, мы долго готовились. Исправляем: К соревнованиям, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены, мы долго готовились. 2) Авторские слова – это слова автора. Исправить можно только выбрав одну из частей. 3) Молодой певец впервые дебютировал на большой сцене (дебют – это и есть первое выступление). Исправляем: Молодой певец дебютировал на большой сцене. | - В зарослях камыша росли эти цветочки. - На последней сессии городского собрания депутаты обсудили вновь принятые новые законы. - В сентябре месяце планируется оснастить предприятие новой техникой. | |
5. Смешение стилистически разных пластов лексики | Стилистически неверно смешивать разные пласты лексики: использовать просторечную лексику, высокую лексику, канцеляризмы и пр. | Я была шокирована твоим хорошим выступлением! Исправляем: Меня порадовало твое хорошее выступление! | - Этим людям всегда удается облапошить других. - Я не выполнил дз, ибо проспал. - Меня подвергли стрижке на бесплатной основе. | |
6. Смешение синонимов | Неверный выбор синонимов нарушает точность слова | Все члены экипажа умерли в первые минуты. Исправляем: Все члены экипажа погибли в первые минуты. | - Сегодня на форуме в кабинете директора отчитывались все кураторы. В конце хочется пожелать всем успешной сдачи экзаменов в эту сессию. | |
7. Смешение антонимов | 1) Неверный выбор антонимов нарушает логику изложения. 2) Стечение антонимов - употребление в одном контексте многозначных слов, являющихся антонимами в одном из своих значений. | 1) Дорога шла прямая, хотя и извилистая Исправить невозможно, нарушена логика. 2) Мой старый костюм совсем еще новый. Исправляем: Мой старый костюм совсем еще целый. | - Ничего плохого, кроме хорошего, в этой ситуации нет. - В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна. | |
8. Смешение паронимов | Паронимы-близкие по звучанию, чаще однокоренные, но разные по значению. Их смешение | Студент быстро освоил материал. Исправляем: Студент быстро усвоил материал. | - Ему была представлена возможность исправить свои оценки. - Все мелочные вопросы были решены куратором. - На поляне мы увидели высокий земельный холм. | |
9. Смешение омонимов | Смешение омонимов в речи, неразличение омонимических значений приводит к неточности высказывания, в частности, к речевой ошибке, называемой амфиболией (греч. ampbibolia – двойственность, двусмысленность). | Наши просчеты оказались верны. Просчет (расчет) – просчет (ошибка). Исправляем: Наши расчеты оказались верны. | - Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. [спаять (сплотить) – споить (приучить к спиртному)] - Продаются четыре гусыни и гусак. Все несутся. [нестись (быстро бежать) – нестись (откладывать яйца)]. |
|