Патриции и плебеи: происхождение и взаимоотношения, зарождение рабовладельческого строя.




III. Общественный строй, социально-экономическая структура, взаимоотношения.

 

Итак, из приведенных выше исторических сведений следует, что в Риме начала царского времени были разрозненные поселения, затем они начали объединяться между собой. Первыми объединились деревни Палантинского холма и возвышенности Велии. Затем в единую с ними общину слились поселки на холмах Эсквилине и Цэлии, потом – Виминала и Квиринала. Таким образом, начало царской эпохи знаменует собой начало истории объединенной римской общины.

В начале царской эпохи народ Рима (populous) состоял из трех родовых триб, или племен.

Вторым элементом общества было 30 курий. Курия – это союз мужчин-воинов. Курия выставляла 100 пеших и 10 конных воинов.

Основой социальной структуры были роды (gentes). Сначала их было 100, а затем стало 300.

Римский род царского времени был отцовским, экзогамным. Он характеризовался правом взаимного наследования, общим местом погребения, правом принимать в род чужаков, избирать и смещать старейшин, а так же обязанностью сородичей оказывать друг другу помощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное от предка.

Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Однако, члены рода пользовались сообща лишь частью земли, основной же земельный фонд распределялся между входившими в род семьями.

Это были большие патриархальные семьи (familia), включающие 3-4 поколения потомков главы семьи (pater familias). Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой общую хозяйственную единицу. Постепенно в ней возрастало значение главы семьи, который превращался в единственного собственника, распоряжался всем достоянием и членами семьи.

 

Управление Римом

 

Управление Римом состояло из сената, комиций и царя. Сенат был советом из 100, а позднее из 300 родовых старейшин. Его название (senatus) происходит от латинского слова senex – старец. Комиции в

 

переводе с латинского означает – сходку. Это народное собрание, точнее – собрание мужчин-воинов, созывавшееся по куриям, отсюда его название – куриатные комиции. На комициях выбирался царь (rex), обладавший функциями военного вождя, верховного жреца и судьи. Родичи были равны между собой. Каждый старший в роду входит в сенат, в совет отцов (patres), так что римский народ или все римляне, входящие в родовую организацию, представляли собой патрициев, т.е. людей имеющих свой совет отцов (patres).

Таким образом, в Риме были элементы военной диктатуры. Однако римское общество с началом царской эпохи уже стало выходить за пределы союза племен и родоплеменного строя.

Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост народонаселения способствовали подвижности населения и разрыву родственных связей. Наряду с общинами родового характера складывались соседские общины с присущими им коллективными формами землевладения, что

вело к появлению патриархально рабства и частного владения землей внутри родовых коллективов.

Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов. В них выделялись более знатные и богатые семьи. Свойственные первобытности принципы авторитета по старшинству, мудрости и опытности заменялся принципом знатности, родовитости.

 

Патриции и плебеи: происхождение и взаимоотношения, зарождение рабовладельческого строя.

Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а так же добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места, близостью судоходной реки, моря, солеварен. Сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее стал прекращен, и новые поселенцы оказались

На положении неполноправных, так как были лишены права участия в куриатных комициях и в сенате. Число их быстро увеличивалось, их стали называть плебсом (plebe – наполнять).

Плебеи как и патриции, жили большими патриархальными семьями, составлявшими часть рода. Но в силу того, что эти семьи не входили в три римские трибы, они и не подлежали наделению землей, кроме небольшого участка при доме; не могли они пользоваться и общей землей. Потому плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, земледелием, а главным образом ремеслом и торговлей. В этой среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и

 

имущественной дифференциации. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны и искали для себя покровителей, становились клиентами, плебеи включались в состав рода и получали землю и имя покровителя.

Таким образом, в рамках царской эпохи развилось социальное неравенство. Сначала выявились сословные различия между патрициями и клиентами, а затем началось формирование классов-сословий патрициев и плебеев. Этот процесс усилился при трех последних царях.

Сервианская реформа: государственно-правовые причины, содержание, следствия.

 

Важной заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, создал отряд из 300 телохранителей – целеров, сражавшихся в пешем и конном строю. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, Сервий Туллий совершенно изменил сам принцип комплектования войска, он поделил все мужские населения Рима, т.е. патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния служил земельный надел. Все бедняки входили в 6-й разряд – пролетариев. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинских единиц – центурий (сотен).

"Из тех, кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока из старших и младших возрастов; все они получили "первый разряд", старшим надлежало быть в готовности для обороны города, "младшим" – вести внешние войны. Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий".[5]

Значение этой реформы Сервия Туллия выходит далеко за пределы только военной, так как на основе центурийского порядка создавался новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Каждая центурия была не только войсковой, но и голосующей единицей. Фактическое количество людей в центуриях было неодинаковым: пролетарская насчитывала несколько сотен человек, а перворазрядная – несколько десятков. Поскольку перворазрядных

центурий было гораздо больше, дела в центуриатных народных собраниях практически решались голосами самых богатых римлян, в том числе, которых были не только патриции, но и плебеи.

 

Этим было положено начало включению плебеев в состав основной массы народа (populous). Все это усиливало царя и ослабляло патрициев[6].

 

IV. Заключение.

 

Итак, история Рима царского времени являет собой процесс роста города из разрозненных поселков и эволюции общества от

начавшейся социальной дифференциации в пределах родовой организации с появлением патриархального рабства до формирования классов -–сословий патрициев и плебеев и образованием государства. На протяжении царской эпохи в VIII – VI в.в. до н.э. вырабатывались элементы государства в специфически античной форме полиса (civitas), т.е. гражданской общины, социально-экономической основой, которой была античная форма собственности.

 


[1] Кузищин В.И. "История древнего Рима", Москва 1981 г.

[2] Плутарх "Сравнительные жизнеописания", "Ромул" гл. IV-VI, стр. 40-41, Изд. Дальневосточного университета Владивосток, 1987 г.

[3] Плутарх "Сравнительные жизнеописания", "Нума" гл. III, стр. 108, Изд. Дальневосточного университета Владивосток, 1987 г.

 

[4] Маяк И.М. "Римляне ранней республики" изд. МГУ 1993 г.

[5] Тит Ливий "История от основания Рима", Книга I, стр.98. "Историки античности", Том второй, "Древний Рим", Москва, Издательство "Правда", 1989 г.

[6] Игнатенко А.В. "Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре", Свердловск, 1988г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: