Подробный анализ одной из наиболее понравившихся глав: основные положения, развертываемые автором в процессе изложения, позиция автора.




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Государственный социально-гуманитарный Университет

Аннотация на статью

Хмеларова З., Чонкова А., Шолтес Э. «Страх публичных выступлений у учеников и студентов в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование». 2018. Том 23. № 4. С. 70–79.

Подготовил: студент 2 курса

Педагогического факультета

Группа 20ДОИ-о-21

Ващенко В. В.

 

Проверил:_______________

 

Г.

Название произведения, краткие сведения об авторе.

Страх публичных выступлений у учеников и студентов в подростковом и юношеском возрасте.

Об авторах: Авторами статьи являются преподаватели Экономического Университета г. Братислава, Словакия.

ХмелароваЗузана, доктор философии (≈кандидат психологических наук), старший преподаватель, Экономический университет в Братиславе (ЭУБратислава), Братислава, Словакия.

Чонкова Андреа, доктор философии (≈ кандидат педагогических наук), старший преподаватель, Экономический университет в Братиславе (ЭУБратислава), Братислава, Словакия.

Шолтес Эрик, доктор философии (≈кандидат экономических наук), доцент, Экономический университет в Братиславе (ЭУБратислава), Братислава, Словакия.

Основная идея статьи, ее значение.

Основная идея заключается в поиске ответов на два главных вопроса, которые поставили перед собой доктора философии: «Действительно ли предположение о том, что уровень страха публичных выступлений с возрастом снижается и существуют различия в уровне страха публичных выступлений у разных полов?»С помощью различных психологических методов, доктора философии решил провести исследование у школьников и студентов на возникновение страха перед публикой, а также дать советы учащим и учащимся по его преодолению.

Выборка исследования состояла из 589 респондентов (270 учащихся средних школ экономического направления и 319 студентов Экономического университета). Данные были получены с использованием стандартного опросника KSAT автора Кондаша и метода мозгового штурма. В работе были проверены следующие гипотезы: 1) существуют статистически значимые различия в уровне страха у представителей разных полов; 2) уровень страха снижается с возрастом. Исследование не подтвердило, что пол оказывает прямое влияние на уровень страха публичных выступлений и что уровень страха публичных выступлений снижается с возрастом. Статистически значимая разница в уровне страха публичных выступлений между мужским и женским полом была обнаружена только у респондентов 2-го курса университета (p-значение = 0,0001). Отмечается, что в педагогической практике авторы сосредоточат внимание на разработке и внедрении соответствующих стратегий преодоления страха публичных выступлений, которые подходили бы каждому.

Общий обзор содержания.

Содержание данной статьи из себя представляет несколько пунктов, такие как: Введение, Методы исследования, Результаты, Обсуждение и заключение.

В статье хорошо представлена оценка поведенческих реакций учащихся во время выступления на публике.

Изначально, импульс для этого исследования задали студенты университета, но истинное значение оно дало педагогике и педагогической психологии.

Введение знакомит нас с основными задачами, понятиями дела, также выдвигаются две гипотезы, которые предстоит подтвердить или опровергнуть.Говорится и о контрольной группе респондентов, половина которых, были учениками из экономически-ориентированных школ, другая же половина представляла из себя студентов экономического университета в г. Братислава.

Методы исследования, которые применялись нашими педагогическими коллегами, были разнообразными от мозгового штурма до применения Шкалы классического социального беспокойства и страха публичных выступлений – KSAT.Полученные статистические данные оценивали при помощи однофакторного и многофакторного дисперсионного анализа - ANOVA и общей линейной модели - GLM.

Результаты привели к удивительной картине цифр, благодаря которым нашлись ответы на поставленные выше гипотезы.

Последний заголовок «Обсуждение и заключение» подводит к логическому завершению статьи, а именно ответы и выводы.

Подробный анализ одной из наиболее понравившихся глав: основные положения, развертываемые автором в процессе изложения, позиция автора.

Так как в статье нет глав, то я бы хотела обратить внимание на нее в целом.

Введение рассказывает нам о причинах проведения данного исследования, о его полезности и о проблемах, которые оно может решить.

Так, мы узнаем, что толчком к изучению страха публичных выступлений стали студенты университета. Это явление в значительной степени рассматривается как один из симптомов социофобии, или как социальное тревожное расстройство, т. е. с точки зрения клинической психологии и психотерапии. Анализ публикаций на эту тему показывает, что с точки зрения педагогики и педагогической психологии больше вниманияуделяется практическим рекомендациям, описанию того, как преодолеть страх публичных выступлений, чем его анализу.

Согласно исследованию О. А. Пикулевой, необходимым условием социального успеха современного человека, независимо от пола и социальной дифференциации, является его самопрезентационнаякомпетентность, которая рассматривается как мотивированная способность человека к эффективной деятельности самопрезентации, обусловленная сформированной системой необходимых знаний и навыков, различными методами и приемами самопрезентации, а также опыт практической успешной самопрезентации.

Андре и Легерон описывают страх публичных выступлений как чувство сильного страха, которое является временным и связано с конкретной ситуацией и конкретным моментом времени. У некоторых людей это может быть частью общей социальной ситуационной тревоги, которая проявляется по отношению к другим людям вцелом и в любой социальной ситуации. У других людей это проявляется само по себе только как состояние волнения, связанное с выступлением перед другими людьми.

Всестороннее психологическое исследование страха публичных выступлений в Словакии было проведено на переломном этапе 70-80-х годов прошлого века. Данных о страхе публичных выступлений или страхе перед экзаменом в условиях средней школы и университета в нашей стране за последние десятилетия не имеется. Поэтому было решено провести исследование внешнего вида и уровня страха публичных выступлений уучеников и студентов. Было решено принять следующее определение страха публичных выступлений — это психологическое состояние, которое происходит в важных и сложных ситуациях, когда человек боится потерпеть неудачу перед людьми, чьемнение для него важно. В ходе организованного и проведенного исследования былипроверены следующие гипотезы:

· существуют статистически значимые различия в уровне страха у разных полов;

· уровень страха с возрастом падает. Для проверки выдвинутых гипотез необходимо было решить ряд взаимосвязанных задач:

· определить уровень страха публичных выступлений у учеников средних школ и студентов университета;

· выявить ситуации, в которых у учащихся проявляется страх публичных выступлений;

· сравнить полученные результаты с точки зрения ступени школы и пола и проверить, верно ли предположение, что уровень страха снижается с возрастом.

1) 270 респондентов из экономически ориентированных школ: обучающиеся в коммерческих училищах и техникумах гостиничного хозяйства в Братиславском районе (123 — ученики 1 курса, 56 мужского (46%) и 67 женского (54%) пола, cредний возраст 15,8 (SD = 0,84), yчеников 4 курса школы было 147, из них 46 мужского (31%) и 101 женского (39%) пола, cредний возраст 18,7 (SD = 0,79).)

2) 319 студентов экономического университета в г. Братислава (163 — студенты 2 курса, 74 мужского (45%) и 89 женского (55%) пола, cредний возраст 20,8 (SD = 0,80); 5 курса — 156, из них 58 мужского (37%) и 98 женского (63%) пола, cредний возраст 22,6 (SD = 0,81)).

В методах исследование рассказывается о том, каким путем ученые добивались результатов исследования.

Использовалась Шкала классического социальногобеспокойства и страха публичных выступлений — KSAT. Шкала отвечает требованиям надежности и достоверностиметодов. Психологи использовали только часть шкалы для определения страха публичных выступлений, которая состоит из 9 пунктов, охватывающих страх, который проявляется в школьных ситуациях (ответ ученика в классе, экзамен перед комиссией, разговор с директором школы), в ситуациях вне школы (публичные выступления, решение вопросов в учреждениях, чтение стихов на празднике) и в ситуациях, не зависящих отокружающей среды (беседа с незнакомыми людьми, ситуации, в которых субъект наблюдается и анализируется за его работой, и ситуации, в которых ему грозит неудача, провал).

Полученные данные были обработаны с помощью статистического программного обеспечения SAS Enterprise Guide. Они оценивали статистические данные с использованием однофакторного и многофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и общей линейной модели (GLM). С помощью теста Бонферрони и интервальных оценокученые проанализировали предельные средние значения (LS means -leastsquaresmeans) уровня страха публичных выступлений в определенных группах респондентов в зависимости от пола и изученных курсов и ступеней школ.

Дополнительным методом был метод мозгового штурма. Студенты получили следующую инструкцию: «Результаты исследования по определению уровня страха публичных выступлений показали, что после поступления в университет уровень страха значительно возрастает. Основываясь на вашем опыте и личном опыте, укажите причины повышенного страха перед публичными выступлениями после поступления в университет.» Далее психологи воспользуемся содержательным анализом ответов, выявивших семь причин. Затем студенты из шести отобранных групп должны были составить рейтинг семи причин, при этом на первом месте они должны были указать наиболее важную причину, а на последнем — наименее важную. Ученые распределили баллы по этим причинам, в порядке важности, больше всего – 7 баллов имела наиболее важная причина, у последней причины был 1 балл. Основываясь на присвоенных баллах и их суммах, они составили рейтинг причин повышения уровня страха публичных выступлений.

И, наконец, в результатах исследования мы узнаем причины, степень ситуации и т.д. страха выступлений перед публикой у учеников и студентов.

Наиболее важные ситуации, которые вызывают страх перед публичными выступлениями у учащихся школы, включают: угрозу неудачи, декламацию на празднике и публичное выступление кактаковое. У студентов университета на первом месте оказался экзамен перед комиссией, за которым последовала угроза провала и декламации на празднике. Наименьшей проблемой для обеих групп является решение вопросов в учреждениях.

Важным фактом является количество респондентов, превысивших критическое значение, т. е. степень страха перед публичными выступлениями, которая может вызвать у человека серьезные проблемы. Автор метода определяет критическое значение 35, указывая при этом, что желательно обращать внимание на позиции со значением 3. В этом случае критическое значение перемещает курсор на 27 пунктов

У студентов 2 курса был более высокий уровень страха публичных выступлений по сравнению со студентами последнего курса. Если мы примем критическое значение 27, то это значение превышает 32,6% от общего числа студентов.

Далее было проверено, верно ли предположение о том, что уровень страха публичных выступлений снижается с возрастом и существуют различия в уровне страха публичных выступлений у разных полов. Основываясь наоднофакторном дисперсионном анализе, обнаружилось, что курс обучения серьезно влияет на уровень страха публичных выступлений, но не показал статистически значимого влияния пола на уровень страха публичных выступлений.

Уровень страха перед публичными выступлениями среди учащихся школы был явно ниже, чем у студентов. Самый низкий уровень страха публичных выступлений наблюдался у учащихся 4-го курса средних школ (b2 = -4,51; р = 0,0001). Влияние пола на уровень страха публичных выступлений среди учащихся этих школьных курсов не было подтверждено (р = 0,3440, or = 0,6019).

В результате применения метода мозгового штурма и составления рейтинга причин повышения уровня страха публичных выступлений у студентов университета ученые пришли к порядку:

1. большая ответственность перед самим собой и стремление к престижу;

2. больше самокритики;

3. больше страх перед преподавателями, которые, в отличие от учителей среднейшколы, более дистанцированы;

4. меньше возможностей для выступлений и самопрезентации;

5. преобладание письменных экзаменов в университете;

6. нерегулярная и недостаточная подготовка в связи с работой параллельно с обучением;

7. ответственность перед родителями.

Также, ученые считают вкладом их исследования в изучение теории следующее:

· обобщение теоретических и исследовательских результатов в области исследуемой проблемы;

· выявление конкретных ситуаций, в которых возникает страх в подростковом и юношеском возрасте;

· выявление причин, которые вызывают повышение уровня страха в подростковом и юношеском возрасте;

· определение количества респондентов, достигающих граничного и критического значения уровня страха;

· проверка соотношения между полом, возрастом и уровнем страха.

Исследователи также дали несколько рекомендаций учителям:

· создавать и поддерживать эмоционально стабильную образовательную среду с преобладанием положительных эмоций;

· оказывать повышенное внимание и эмоциональную поддержку тем студентам, которые с большей вероятностью могут испытывать страх, например, интровертам или эмоционально неуравновешеннымличностям;

· применять в отношении к студентам равный подход;

· расширять возможности для самопрезентации студентов, например, при презентации результатов проектов, рефератов или просто при выражении собственного мнения по темам;

· ценить и хвалить каждое удачное выступление студентов и поощрять их к другим;

· чаще проводить устные опросы;

· чаще использовать активизирующие методы обучения, при которых студенты должны выступать перед другими учащимися, например, ролевые игры или дискуссии.

В выводах, которые делаются по результатам аннотирования, должны быть раскрыты значение данного научного труда, его вклад в развитие науки и практики психологии, собственное отношение автора аннотации к исследуемой проблеме, вывод о том, чем полезна была книга.

Отвечая на первый вопрос, хочется привести статистические данные, и так страх публичных выступлений имеют 15,55 % учеников школ и 32,6 % студентов университета. Следовательно,с возрастом боязнь не проходит, а только усугубляется большей ответственностью. Наиболее важным у учеников школы является страх перед неудачей. Среди студентов университета занимают первое место комиссионные экзамены. Экзамены перед комиссией считаются важнейшими из-за повышенной чувствительности к социальному престижу и страха перед неудачей.

В свою очередь изучение страха публичных выступлений, с учетом пола, показало, что нет прямой зависимости между полом и страхом публичных выступлений, это даёт нам право сказать, что вторая гипотеза не подтвердилась.

Вкладом данного исследования в теорию является:

· обобщение теоретических и исследовательских результатов в области исследуемой проблемы;

· выявление конкретных ситуаций, в которых возникает страх в подростковом и юношеском возрасте;

· выявление причин, которые вызывают повышение уровня страха в подростковом и юношеском возрасте;

· определение количества респондентов, достигающих граничного и критического значения уровня страха;

· проверка соотношения между полом, возрастом и уровнем страха.

Ценность исследования для педагогической практики заключается в том, чтобы подчеркнуть важность проблемы и потребность учителей всех ступеней школ сосредоточиться на развитии не только познавательных возможностей студентов, но и их социальных способностей.

Изучая эту статью, невольно пришлось задуматься, как в наших школах учителя помогают ребятам в борьбе со своими страхами? Как мне кажется, они это делают халатно, тем самым, поняв всю масштабность проблемы, могу сказать, что данный научный труд несёт в себе очень важную информацию и полезные рекомендации, которые нужно доносить до учителей.

Источник будет полезен всем без исключения, особенно людям, которые боятся публичных выступлений, учителям, студентам.

6. Психологический словарь:

Страх публичных выступлений — это психологическое состояние, которое возникает в важных и трудных ситуациях, когда человек боится провала перед людьми, мнение которых для него является важным.

Страх публичных выступлений – это чувство сильного страха, который является временным и связывается с конкретной ситуацией и конкретным моментом времени.

Проблематика страха публичных выступлений – стойкие тревожные опасения и/или фактическое нарушение работоспособности в общественном контексте до такой степени, которая несоразмерна индивидуальным способностям, поведению и уровню подготовки.

Самопрезентационная компетентность – мотивированная способность личности к эффективной самопрезентационной деятельности, обусловленная сформированной системой необходимых знаний и умений, вариативных способов и приемов осуществления самопрезентации, а также наличием опыта практического успешного осуществления самопрезентации.

KSAT – Шкала классического, социального беспокойства и страха публичных выступлений.

Эмоционально безопасная среда – обеспечение физического и психического здоровья.

Критическое значение респондентов – степень страха публичных выступлений, который может вызвать у человека серьезные проблемы.

Ситуативной тревожность – это тревожность, которая проявляется в отношении к другим людям в целом и в любой социальной ситуации.

Респонденты – это обучающиеся в коммерческих училищах и техникумах.

Метод мозгового штурма – это метод, который основывается на опыте и личных переживаниях и из содержательного анализа выделяется семь причин, которым присваиваются баллы и на основании присвоенных баллов и их суммы составляется рейтинг причин повышения уровня страха публичных выступлений.

Активизирующие методы обучения – это методы, при которых студенты должны выступать перед другими учащимися, например, ролевые игры или дискуссии.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения.

Самоэффективность — убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение.

Перфекционизм — убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.

Самокритика – это адекватное восприятие самого себя, своих положительных и отрицательных сторон.

Самопрезентация – это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе.

Социальный престиж — сравнительная оценка значимости, авторитета, влияния, привлекательности, уважения различных сторон жизнедеятельности.

Интроверт – это тип личности, сосредоточенный в большей степени на своем внутреннем мире и в меньшей степени на внешнем.

Эмоционально неустойчивое (лабильное) расстройство личности — это повышенная возбудимость, импульсивность, низкая способность к самоконтролю и эмоциональная неуравновешенность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: