Сущность лизинга, его формы и виды.




Тема: Формы сотрудничества в коммерческой деятельности.

 

План:

1. Сущность лизинга, его формы и виды.

2. Франчайзинг.

3. Факторинг.

 

Сущность лизинга, его формы и виды.

 

В мировой практике применяются разнообразные формы лизинга, каждая из которых характеризуется своими специфическими особенностями. К наиболее распространенным из них следует отнести:

операционный, или сервисный, лизинг (operatinglease);

финансовый, или капитальный, лизинг (financial lease);

возвратный лизинг (sale and lease back);

раздельный, или кредитный, лизинг (leveraged lease);

прямой лизинг (direct lease) и др.

Однако следует отметить, что все существующие виды подобных соглашений являются разновидностями двух базовых форм лизинга — операционного либо финансового.

Классификация форм лизинга:

По отношению к арендуемому имуществу лизинг делится на чистый, предусматривающий, что все расходы по обслуживанию принимает на себя лизингополучатель; полный, при котором лизингополучатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества, и частичный — на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

По типу финансирования лизинг делится на срочный, когда имеет место одноразовая аренда имущества, и возобновляемый, при котором по истечении первого срока договор лизинга продлевается на следующий период. Разновидностью возобновляемого лизинга выступает генеральный лизинг, позволяющий лизингополучателю дополнить список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.

Виды лизинга в зависимости от состава участников (субъектов) сделки:

прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка).

По действующим в настоящее время российским правилам лизинговая компания обязательно должна быть участником лизинговой операции, поэтому в России операции прямого лизинга невозможны;

-косвенный лизинг, предусматривающий передачу имущества в лизинг через посредника;

-раздельный лизинг (акционерный) — лизингом с участием нескольких компаний поставщиков, лизингодателей и с привлечением кредитных средств у ряда банков, а также со страхованием лизингового имущества и с возвратом лизинговых платежей с помощью страховых пулов. В зарубежной практике такой лизинг считается наиболее сложным.

Виды лизинга по типу имущества:

лизинг движимости (оборудование, техника, автомобили и т.п.), в том числе новой и бывшей в употреблении

лизинг недвижимости (здания, сооружения, суда, самолеты).

Виды лизинга по степени окупаемости имущества:

лизинг с полной (или близкой к полной) окупаемостью, когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества;

лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только ее часть.

Виды лизинга в соответствии с признаками окупаемости (условиями амортизации):

-финансовый;

-оперативный лизинг.

Финансовый лизинг (капитальный) представляет собой взаимоотношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия договора (соглашения) между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя.

После завершения срока лизингового договора (соглашения) лизингополучатель может купить объект сделки по остаточной стоимости, заключить новый договор на меньший срок и по льготной ставке, вернуть объект сделки лизинговой компании.

Оперативный лизинг (сервисный) представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Он заключается чаще всего на срок от нескольких месяцев до трех лет.

В зависимости от принадлежности участников сделки (сектора рынка) лизинг подразделяется на внутренний (все участники сделки принадлежат одной стране) и международный (внешний) (один из участников сделки принадлежит другой стране).

Международный лизинг, в свою очередь, подразделяется на импортный, когда зарубежной стороной является лизингодатель, и экспортный, когда зарубежной стороной является лизингополучатель.

По отношению к налоговым, амортизационным льготам различают лизинг с использованием льгот по налогообложению имущества, прибыли, НДС, различных сборов, ускоренной амортизации и т.п. и без использования льгот.

По характеру лизинговых платежей осуществляется разделение лизинга в зависимости от:

вида лизинга (финансовый, оперативный);

формы расчетов между лизингодателем и лизингополучателем:

денежные, когда все платежи производятся в денежной форме;

компенсационные, когда платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведенных на сданном в лизинг оборудовании, или путем зачета услуг, оказываемых друг другу лизингополучателем и лизингодателем;

смешанные, когда применяются обе указанные формы платежа;

состава учитываемых элементов платежа (амортизация, дополнительные услуги, лизинговая маржа, страхование и т.д.);

применяемого метода начисления:

-с фиксированной общей суммой;

-с авансом;

-с учетом выкупа имущества по остаточной стоимости;

-с учетом периодичности внесения (ежегодные, полугодичные, ежеквартальные, ежемесячные);

-с учетом срочности внесения (в начале, середине или в конце периода платежа);

-с учетом способа уплаты: равномерными равными долями; с увеличивающимися и уменьшающимися размерами (в зависимости от финансового состояния лизингополучателя и условий договора).

Виды лизинга по степени риска для лизингодателя:

- необеспеченный лизинг, при котором лизингополучатель фактически не представляет лизингодателю никаких дополнительных гарантий выполнения своих обязательств. Следует отметить, что такой подход к гарантиям при лизинге имеет чисто российскую специфику, так как в других странах само лизинговое имущество, собственник которого — лизингодатель, является необходимым обеспечением лизинговой операции;

- частично обеспеченный лизинг, подразумевающий наличие страхового депозита, покрывающего определенную долю расходов лизингодателя и «замороженного» на счетах кредитной организации до окончания срока договора и полного выполнения лизингополучателем своих обязательств;

- гарантированный лизинг (обеспеченный), при котором риски распределяются между несколькими субъектами, выступающими гарантами лизингополучателя, либо страховыми компаниями, специализирующимися на страховании возврата лизинговых платежей, а также лизингового имущества.

 

Франчайзинг.

 

Франчайзинг (дословно — «льготное предпринимательство») — это форма партнерских связей и делового сотрудничества.

Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).

Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.

 

Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет (имидж наработан), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег.

Отношения франчайзинга

Франчайзер (головная компания) заключает договоры не с одним, а с несколькими малыми предприятиями (операторами) и таким образом создает разветвленную сеть торговых и промышленных предприятий, которые находятся в зависимости от него. Эта зависимость определена договором, по которому необходимо соблюдать все правила торговли или производства, вплоть до мелочей (униформа).

Но и франчайзер обязуется оказывать комплекс услуг — поставка оборудования, сырья, передача технологии, обучение персонала, услуги по бухучету.

Одновременно франчайзи получает и права на использование торговой марки, стандартов обслуживания, фирменного дизайна и деловой репутации.

Франшиза — это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

При этой форме предприятие-организатор обеспечивает своим партнерам (в основном малым предприятиям) лицензию на самостоятельное ведение хозяйственной деятельности, но под маркой предприятия-организатора.

Последний предоставляет свой опыт и технологию и берет на себя осуществление рекламы, поставок и контроля (например, предприятие быстрого обслуживания «Макдональдс»). При этом лицензиат франшизы (пользователь), оставаясь самостоятельным предпринимателем, за пользование франшизой платит лицензиару определенные договором сборы.

Помимо торговой марки, технологии, рекламы лицензиар франшизы в соответствии с договором может предоставлять финансовые ресурсы (как кредит), оборудование (в основном на условиях лизинга) и оказывать другие услуги (подготовка персонала, повышение его квалификации, консультирование и т.д.).

В самом общем смысле под франчайзингом понимают способ сбыта товаров и услуг, развитие и завоевание рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств малого и крупного бизнеса.

Различают следующие виды франчайзинга:

франчайзинг услуг - многие иностранные фирмы создают в крупных городах РФ центры, через которые финансируют приобретение или аренду помещений, обучают персонал, поставляют оборудование и осуществляют контроль («Макдональдс»);

франчайзинг товаров — создают широкие сети сбыта и обслуживания. Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками. Головные фирмы обеспечивают инструментами, запчастями, ноу- хау, финансируют рекламу.

Франшиза в России получила распространение в виде выдачи лицензии отечественным предпринимателям (лицензиатам) иностранными фирмами («Макдональдс», «Баски н-Робби не» и др.). Это одна из форм привлечения иностранных инвестиций в Россию и метод формирования надежного партнера и предпринимателя. Использование франшизы выгодно для стабилизации и развития экономики, ибо франшиза дает тройной эффект:

лицензиат может воспользоваться проверенными экономическими методами лицензиара;

лицензиар закладывает прочный фундамент для работы своей компании;

покупатели без перебоев получают товары и услуги гарантированного качества («Монарх», «Эконика» — торговля обувыо).

Однако франшиза не лишена недостатков: лицензиары стараются ограничить самостоятельность лицензиатов, так как договор франшизы составляет ее продавец, и он прописывает благоприятные для себя условия соглашения (выбор поставщиков регламентирует продавец франшизы, ограничивается сфера распространения услуг по франшизе и т.д.).

История франчайзинга

Франчайзинг как система зародился в ХХ веке в США и первоначально служил для изготовителей средством увеличения сбыта своей продукции. Позднее франчайзинг приняли независимые оптовые и розничные фирмы для сохранения конкурентоспособности с торговыми сетями цепного подчинения других фирм. В 30-е годы их примеру последовали нефтяные компании, которые начали использовать франчайзинг для создания сети заправочных автостанций. Если до этого времени нефтяные компании имели только собственные торговые предприятия, то за короткий период основным способом распределения их продукции стали предприятия, получившие от них лицензию на продажу по системе франчайзинга, что помогло этим компаниям успешно выдержать экономический спад 30-х годов.

Наиболее быстро франчайзинг развился в США в 50-60-е годы в юридической обстановке политики невмешательства.

 

Наибольший успех в развитии системы удалось достигнуть в 50-х годах ХХ века братьям МакДональдам. В настоящее время франчайзинговая система «McDonalds» насчитывает более 14 тыс. предприятий в разных странах мира.

Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства. Франчайзинг признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике. Договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира.

В России франчайзинг получил свое развитие с приходом на рынок таких компаний, как «PizzaHut», «Kodak», «McDonalds», «Coca-Cola» и др.

Основные черты и особенности франчайзинга

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Источники доходов франчайзера

Источниками доходов франчайзера становятся:

вступительные взносы новых франчайзи,

роялти (фиксированные платежи или платежи как процент от выручки или прибыли франчайзи),

наценка на поставленные товары (материалы),

скидки оптовых поставщиков,

премия за подбор помещений и оборудования для франчайзи,

сдача в аренду франчайзи зданий и оборудования,

процент за кредит, предоставляемый участникам франчайзинговой системы,

плата за управленческие, консультационные услуги,

маркетинговые взносы франчайзи,

собственные торговые точки (предприятия) франчайзера.

Иногда, в целях повышения привлекательности франчайзи, франчайзер сам организует торговую точку, убеждается в ее доходности и предлагает ее франчайзи.

 

Факторинг.

 

Факторинг (англ. factoring) - это кредитование под отгруженную продукцию, т.е. если Вы продаете продукцию в отсрочку - необязательно ждать срока ее истечения, Вы можете получить деньги сразу после отгрузки, воспользовавшись услугами факторинговой компании. При это существует два основных варианта:

1. Уведомлять вторую сторону о факте заключения договора с третьей стороной, т.е. с факторинговой компанией путем подписания соотвествующего уведомления. Такой вариант факторинга называется - открытый факторин

2. Не уведомлять вторую сторону о факте заключения договора с третьей стороной. Такой вариант факторинга называется - закрытый факторинг

Классическое определение факторинга

Факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых факторинговой компанией (Фактором) своему клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности.

Он включает в себя:

- финансирование поставок товаров (85-90% в день поставки)

- страхование рисков просрочки платежа в пределах льготного периода (30-120) дней по окончанию срока оплаты (регрессный факторинг)

- страхование риска неплатежа дебитора (безрегрессный факторинг)

- учет состояния дебиторской задолженности (информационое обслуживание)

- работу с дебиторами по своевременной оплате или, говоря языком факторинговых компаний - АУДЗ (административное управление дебиторской задолженностью)

Виды факторинга:

 

1. Факторинг с регрессом

Главное, что Вам необходимо знать о факторинге с регрессом - это то, что при регрессном факторинге клиент несет ответственность за неплатеж дебитора по окончании льготного периода (30-120 дней после срока оплаты). Эта редкая ситуация и называется регрессом (регресс - возврат права требования от дебитора к клиенту).

Факторинг с регрессом является на сегодня наиболее популярным, поскольку неплатеж дебитора действительно является достаточно редкой ситуацией, особенно с учетом того, что на него "давят" с двух сторон - как со стороны клиента, так и со стороны факторинговой компании, а стоимость регрессного факторинга естественно ниже, чем без регрессного, где все риски на себя неплатежей берет на себя факторинговая компания

Факторинг с регрессом включает в себя следующий комплекс услуг:

- финансирование поставок товаров (85-90% в день поставки)

- страхование рисков просрочки платежа в пределах льготного периода (30-120 дней после срока оплаты)

- учет состояния дебиторской задолженности (информационое обслуживание)

- работу с дебиторами по своевременной оплате (АУДЗ)

Схема факторинга с регрессом:

1. Клиент заключает Договор с Фактором, поставляет товар покупателю (Дебитору) на условиях отсрочки платежа от 10 до 120 календарных дней и направляет Дебитору «Уведомление об уступке права требования».

 

2. Клиент уступает дебиторскую задолженность Фактору. Для этого предоставляет: реестр уступленных требований, накладные и счета-фактуры.

3. Фактор выплачивает финансирование в день передачи документов в объеме 85-90% от суммы реестра накладных.

4. Дебитор оплачивает поставленный Клиентом товар на счет Фактора

5. В течение 1-2 дней после получения платежа от Дебитора Фактор перечисляет Клиенту второй платеж – разницу между оставшимися 10-15% и суммой комиссионного вознаграждения Фактора

 

2. Факторинг без регресса

Факторинг без регресса - это так называемый «Настоящий факторинг», при котором клиент Фактора получает не только финансирование, но и полную защиту от недобросовестных покупателей – все риски просрочки и неплатежа лежат на факторинговой компании

Факторинг без регресса включает в себя следующий комплекс услуг:

- финансирование поставок товаров (85-90% в день поставки)

- полное страхование риска неплатежа дебитора

- учет состояния дебиторской задолженности (информационое обслуживание)

- работу с дебиторами по своевременной оплате (АУДЗ)

Схема факторинга без регресса:

 

1. Клиент заключает Договор с Фактором, поставляет товар покупателю (Дебитору) на условиях отсрочки платежа от 10 до 120 календарных дней и направляет Дебитору «Уведомление об уступке права требования».

2. Клиент уступает дебиторскую задолженность Фактору. Для этого предоставляет: реестр уступленных требований, накладные и счета-фактуры.

3. Фактор выплачивает финансирование в день передачи документов в объеме 85-90% от суммы реестра накладных.

4. Дебитор оплачивает поставленный Клиентом товар на счет Фактора

5. В течение 1-2 дней после получения платежа от Дебитора Фактор перечисляет Клиенту второй платеж – разницу между оставшимися 10-15% и суммой комиссионного вознаграждения Фактора. При неоплате дебитором суммы долга второй платеж Клиенту не отправляется

 

3. Реверсивный факторинг

Реверсивный факторинг или так называемый закупочный факторинг - это вид факторинга, при котором Фактор предоставляет Поставщику финансирование в размере 100% от суммы подтвержденных Покупателем заказов.

Соотвественно при реверсивном факторинге за услугу платит НЕ Поставщик продукции, а тот, кто ее ПОКУПАЕТ, т.е. Закупщик, следовательно цель закупочного факторинга - улучшить платежные условия Поставщика продукции, если он нужен Закупщику, но по различным причинам сам он заплатить по факту поставки не может.

Данный вид факторинга достаточно редок в России, поскольку в основном превалирует рынок Покупателя, а с Поставщиком обычно удается договориться об отсрочке.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под лизингом?

2. Перечислите основные формы лизинга.

3. Что предполагает финансовый лизинг?

4. Какие операции предполагает оперативный лизинг7

5. Что понимается под франчайзингом?

6. Кто может выступать в качестве франчайзера?

7. Кто может выступать в качестве франчайзи?

8. Что понимается под факторингом?

9. перечислите виды факторинга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: