Государственная политика и её модели.




 

Понятие «государственная политика» достаточно многогранно и нуждается в содержательном анализе его различных аспектов. В контексте управления государственная политика включает определение коллективных целей в конкретных областях жизни общества, мобилизацию ресурсов и принятие решений, необходимых для достижения этих целей. Их реализация осуществляется посредством публичной власти. Набор функций публичной власти варьируется – от обеспечения безопасности до тотальной регламентации. Некогда основной обязанностью власти была оборона и безопасность государства. Однако с развитием общественных потребностей перечень обязанностей власти существенно расширился и стал включать цели, связанные с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Реализация обозначенных целей предполагает осуществление адресной политики по нескольким направлениям. Многие стратегические направления «государственной политики» полностью или частично призваны их решать.

Очевидно, что набор государственных политик начинается с выстраивания шкалы политических приоритетов, которые задают институционную модель государственного управления. В качестве приоритетных современных целей управления значатся безопасность, процветание, создание благоприятных условий развития, целостность и солидарность общества, защита демократии и прав человека, упорядоченность и устойчивость социальной системы. Достижение заявленных целей предполагает приоритетное развитие определенных функций государства, а вместе с ними объем и способы государственной регламентации разных сторон общественной жизни. Доминирующий набор функций позволяет выделять различные виды государства: «ночной сторож», «полицейское», «всеобщего благоденствия». Они различаются степенью вмешательства в жизнедеятельность общества. Одни из них прямо участвуют в подавляющей массе товаров и услуг, но почти не занимаются регулированием, другие – наоборот. Иные государства активно занимаются извлечением и распределением ресурсов, но при этом практически полностью уходят из экономики, передавая производство товаров и услуг частному сектору.

В соответствии с тем, как сочетаются в государстве различные виды деятельности, их можно разделить на три вида.

Либеральное государство (государство «ночной сторож»), которое существовало в 19 веке, ограничивало свое участие в жизни общества главным образом регулированием, направленным на поддержание законности и порядка, создание нормальных условий для торговли и обеспечение безопасности граждан от агрессии извне.

«Полицейское» государство, к которому относят государства с нацистскими, фашистскими, коммунистическими режимами, вторгается в жизнь своих граждан значительно сильнее и извлекает ресурсы в более жесткой форме. Фашистские и коммунистические режимы, как правило, требуют, чтобы их граждане каждодневно проявляли различные формы лояльности и поддержки режиму.

Государства «всеобщего благоденствия», возникшие в высокоразвитых западно – европейских странах в 20 веке, берут на себя распределение ресурсов, предназначенных для здравоохранения, образования, жилищного строительства, занятости трудоспособного населения и обязательства финансовой поддержки своих граждан в виде социальных выплат и пособий. Для выполнения этих задач они и ресурсы должна извлекать (т.е. взимать налоги) более экстенсивным путем. Двадцатый век характеризовался беспримерным расширением сфер применения дистрибутивной политики в индустриальных обществах. Первые социальные в современном смысле слова программы, которые можно назвать политикой государства «всеобщего благоденствия», возникли в Германии в 80-е годы 19 века, когда в ответ на стремительную урбанизацию и индустриализацию страны правительство стало предлагать программы социального страхования, защищавшие рабочих от безработицы, несчастных случаев, потери трудоспособности от болезни или старости. В двадцатом веке, особенно со времени «Великой депрессии» 30- х годов и вплоть до 70-х годов, большая часть индустриально развитых государств приняла и значительно расширила эту политику. В 80- е 90-е годы эта политика продолжилась в развитых капиталистических странах, хотя темпы её реализации несколько снизились.

Выплаты в рамках этих программ делятся на две основные категории – денежные пособия отдельным гражданам и семьям и прямые правительственные субсидии соответствующим ведомствам и службам.

Не все государства «всеобщего благоденствия» одинаковы, даже среди развитых индустриальных стран наблюдаются существенные различия. Сфера социальной политики в одних шире, чем в других, а различные политические системы особое внимание уделяют разным программам и направлениям. Во всех этих странах власти стремятся оказать содействие престарелым, нетрудоспособным и безработным, однако различие в том, куда именно направляются наибольшие средства, отражают исторический опыт и политические «пристрастия», сложившиеся в каждом конкретном государстве.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: