Признаки:
1. Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой: В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
2. Сочетает в себе горизонтальные и вертикальные связи, при ведущей роли горизонтальных связей; подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам).
3. Более гибкое и приспособленное к реализации инновационных проектов - создаются специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы.
4. Двойное подчинение в матричных структурах.
5. Матричная структура управления включает в себя: проектную структуру управления и проблемно-целевую структуру управления.
Проблемы матричной структуры управления: установление приоритетов заданий и распределение времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение ее долгосрочных целей.
Достоинства матричной системы управления:
· активизация деятельности руководителей - активная творческая деятельность по совершенствованию производства;
· усиление личной ответственности руководителя за программу в целом и организацию четкого взаимодействия в системе управления;
· поиск новых нетрадиционных решений проблем и инноваций;
· сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень управления;
|
· обеспечение гибкости и оперативности маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в рамках одной фирмы.
Сфера распространения матричных структур управления: научно-исследовательские организации; промышленные фирмы, выпускающих сложную продукцию и осуществляющих уникальные крупномасштабные проекты.
Управление организацией включает следующие подсистемы: функциональные, целевые и подситема управления персоналом.
Целевая подсистема Включает:
- подсистема управления выполнением плана производства и поставок продукции
- подсистема управления качеством продукции
- подсистема управления ресурсами
- подсистема управления развитием производства
- подсистема управления развитием управления
- подсистема управления социальным развитием
- подсистема управления охраной окружающей среды
Функциональная подсистема::
- подсистема управления научно-технической деятельностью
- подсистема управления производством
- подсистема управления экономической деятельностью
- подсистема управления внешнехозяйственной деятельностью
- подсистема управления персоналом
- подсистему линейного руководства
- подсистемы обеспечения управления
- подсистема правового обеспечения
- подсистема информационного обеспечения
- подсистема технического обеспечения
- подсистема нормативного обеспечения
- подсистема обеспечения регламентирующей документацией
- подсистема хозяйственного обеспечения
- подсистема делопроизводственного обеспечения
Одной из функциональных подсистем является подсистема управления персоналом организации.
|
В состав подсистемы управления персоналом организации входит:
- стратегическое управление персоналом и кадровой политикой
- управление планированием и маркетингом персонала
- управление наймом и учетом персонала
-- управление трудовыми отношениями
- управление условиями труда
- управление развитием персонала
- управление мотивацией и стимулированием труда персонала
- управление социальным развитием
- управление развитием организационных структур управления
- управление правовым обеспечением
- управление информационным обеспечением системы управления персоналом
Основным структурным подразделением по управлению кадрами на предприятии является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Роль и местоположение подсистем управления персоналом в системе управления организацией зависит от следующих факторов:
- организационного статуса службы управления персоналом и ее руководителя (состава полномочий и ответственности, их объема и иерархического ранга);
- позиций и отношения первого руководителя организации к кадровой службе;
- уровня организационного развития предприятия и его системы управления;
- от наличия финансовых возможностей для развития кадровой службы;
- от профессионального, интеллектуального потенциала работников службы управления персоналом.
Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает в себя подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.
|
Подсистема линейного руководства осуществляет:
§ управление организации в целом;
§ управление отдельными функциональными и производственными подразделениями.
Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
Функциональные подсистемы системы управления персоналом организации:
1. Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет функции:
- разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом,
- анализ кадрового потенциала,
- анализ рынка труда,
- организация кадрового планирования,
- планирование и прогнозирование потребности в персонале,
- организация рекламы,
- поддержание взаимосвязи с внешними источниками,
- обеспечивающими организацию кадрами.
2. Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет:
- организацию найма персонала,
- организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала,
- учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала,
- профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала,
- управление занятостью,
- документационное обеспечение системы управления персоналом.
3. Подсистема управления трудовыми отношениями проводит:
- анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений,
- анализ и регулирование отношений руководства,
- управление производственными конфликтами и стрессами,
- социально-психологическую диагностику,
- соблюдение этических норм взаимоотношений,
- управление взаимодействием с профсоюзами.
4. Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как:
- соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда,
- соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды,
- военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц.
5. Подсистема управления развитием персонала осуществляет:
- обучение, переподготовку и повышение квалификации,
- введение в должность и адаптацию новых работников,
- оценку кандидатов на вакантную должность,
- текущую периодическую оценку кадров,
- организацию рационализаторской и изобретательской деятельности,
- реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения,
- организацию работы с кадровым резервом.
6. Подсистема управления мотивацией и стимулированием труда персонала выполняет следующие функции:
- управление мотивацией и стимулированием трудового поведения,
- нормирование и тарификация трудового процесса,
- разработка систем оплаты труда,
- разработка форм участия персонала в прибылях и капитале,
- разработка форм морального стимулирования персонала,
- организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.
7. Подсистема управления социальным развитием осуществляет:
- организацию общественного питания,
- управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания,
- обеспечение охраны здоровья и отдыха,
- обеспечение детскими учреждениями,
- управление социальными конфликтами и стрессами,
- организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления,
- организацию социального страхования.
8. Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как:
- анализ сложившейся оргструктуры управления,
- проектирование новой оргструктуры управления,
- разработка штатного расписания,
- формирование новой оргструктуры управления,
- разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.
9. Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом осуществляет:
- решение правовых вопросов трудовых отношений,
- согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом,
- решение правовых вопросов хозяйственной деятельности,
- проведение консультаций по юридическим вопросам.
10. Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом выполняет следующие функции:
- ведение учета и статистики персонала,
- информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом,
- обеспечение персонала научно-технической информацией,
- организация работы органов массовой информации организации,
- проведение патентно-лицензионной деятельности.
Однако набор тех или иных функций системы управления персоналом в разных компаниях различен, так как обычно каждый руководитель выбирает те элементы, которые на его взгляд, лучше подходят к конкретной ситуации и кажутся ему полезными для успешной работы организации. В то же время существует стандартный набор функций системы управления персоналом, которые в сумме своей представляют кадровую политику фирмы.