Матричная структура управления




Признаки:

1. Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой: В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

2. Сочетает в себе горизонтальные и вертикальные связи, при ведущей роли горизонтальных связей; подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам).

3. Более гибкое и приспособленное к реализации инновационных проектов - создаются специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы.

4. Двойное подчинение в матричных структурах.

5. Матричная структура управления включает в себя: проектную структуру управления и проблемно-целевую структуру управления.


Проблемы матричной структуры управления: установление приоритетов заданий и распределение времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение ее долгосрочных целей.
Достоинства матричной системы управления:

· активизация деятельности руководителей - активная творческая деятельность по совершенствованию производства;

· усиление личной ответственности руководителя за программу в целом и организацию четкого взаимодействия в системе управления;

· поиск новых нетрадиционных решений проблем и инноваций;

· сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень управления;

· обеспечение гибкости и оперативности маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в рамках одной фирмы.

Сфера распространения матричных структур управления: научно-исследовательские организации; промышленные фирмы, выпускающих сложную продукцию и осуществляющих уникальные крупномасштабные проекты.

Управление организацией включает следующие подсистемы: функциональные, целевые и подситема управления персоналом.

Целевая подсистема Включает:

- подсистема управления выполнением плана производства и поставок продукции

- подсистема управления качеством продукции

- подсистема управления ресурсами

- подсистема управления развитием производства

- подсистема управления развитием управления

- подсистема управления социальным развитием

- подсистема управления охраной окружающей среды

Функциональная подсистема::

- подсистема управления научно-технической деятельностью

- подсистема управления производством

- подсистема управления экономической деятельностью

- подсистема управления внешнехозяйственной деятельностью

- подсистема управления персоналом

- подсистему линейного руководства

- подсистемы обеспечения управления

- подсистема правового обеспечения

- подсистема информационного обеспечения

- подсистема технического обеспечения

- подсистема нормативного обеспечения

- подсистема обеспечения регламентирующей документацией

- подсистема хозяйственного обеспечения

- подсистема делопроизводственного обеспечения

Одной из функциональных подсистем является подсистема управления персоналом организации.

В состав подсистемы управления персоналом организации входит:

- стратегическое управление персоналом и кадровой политикой

- управление планированием и маркетингом персонала

- управление наймом и учетом персонала

-- управление трудовыми отношениями

- управление условиями труда

- управление развитием персонала

- управление мотивацией и стимулированием труда персонала

- управление социальным развитием

- управление развитием организационных структур управления

- управление правовым обеспечением

- управление информационным обеспечением системы управления персоналом

Основным структурным подразделением по управлению кадрами на предприятии является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Роль и местоположение подсистем управления персоналом в системе управления организацией зависит от следующих факторов:

- организационного статуса службы управления персоналом и ее руководителя (состава полномочий и ответственности, их объема и иерархического ранга);

- позиций и отношения первого руководителя организации к кадровой службе;

- уровня организационного развития предприятия и его системы управления;

- от наличия финансовых возможностей для развития кадровой службы;

- от профессионального, интеллектуального потенциала работников службы управления персоналом.

 

Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает в себя подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

Подсистема линейного руководства осуществляет:

§ управление организации в целом;

§ управление отдельными функциональными и производственными подразделениями.

Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразде­лений, их заместители, мастера, бригадиры.

Функциональные подсистемы системы управления персоналом организации:

1. Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет функции:

- разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом,

- анализ кадрового потенциала,

- анализ рынка труда,

- организация кадрового планирования,

- планирование и прогнозирование потребности в персонале,

- организация рек­ламы,

- поддержание взаимосвязи с внешними источниками,

- обес­печивающими организацию кадрами.

2. Подсистема управления наймом и учетом персонала осущест­вляет:

- организацию найма персонала,

- организацию собеседова­ния, оценки, отбора и приема персонала,

- учет приема, переме­щений, поощрений и увольнения персонала,

- профессиональную ориентацию и организацию рационального использования пер­сонала,

- управление занятостью,

- документационное обеспечение системы управления персоналом.

3. Подсистема управления трудовыми отношениями проводит:

- ана­лиз и регулирование групповых и личностных взаимоотношений,

- анализ и регулирование отношений руководства,

- управление про­изводственными конфликтами и стрессами,

- социально-психоло­гическую диагностику,

- соблюдение этических норм взаимо­отношений,

- управление взаимодействием с профсоюзами.

4. Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполня­ет такие функции, как:

- соблюдение требований психофизиоло­гии и эргономики труда,

- соблюдение требований технической эс­тетики, охраны труда и окружающей среды,

- военизированной ох­раны организации и отдельных должностных лиц.

5. Подсистема управления развитием персонала осуществляет:

- обучение, переподготовку и повышение квалификации,

- введе­ние в должность и адаптацию новых работников,

- оценку кан­дидатов на вакантную должность,

- текущую периодическую оценку кадров,

- организацию рационализаторской и изобретательской дея­тельности,

- реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения,

- организацию работы с кадровым резервом.

6. Подсистема управления мотивацией и стимулированием труда персонала выполняет следующие функции:

- управление мотива­цией и стимулированием трудового поведения,

- нормирование и тарификация трудового процесса,

- разработка систем оплаты тру­да,

- разработка форм участия персонала в прибылях и капитале,

- разработка форм морального стимулирования персонала,

- организация нормативно-методического обеспечения системы управ­ления персоналом.

7. Подсистема управления социальным развитием осуществляет:

- организацию общественного питания,

- управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического вос­питания,

- обеспечение охраны здоровья и отдыха,

- обеспечение детскими учреждениями,

- управление социальными конфликта­ми и стрессами,

- организацию продажи продуктов питания и то­варов народного потребления,

- организацию социального стра­хования.

8. Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как:

- анализ сложившейся оргструк­туры управления,

- проектирование новой оргструктуры управле­ния,

- разработка штатного расписания,

- формирование новой орг­структуры управления,

- разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.

9. Подсистема правового обеспечения системы управления персона­лом осуществляет:

- решение правовых вопросов трудовых отноше­ний,

- согласование распорядительных и иных документов по управ­лению персоналом,

- решение правовых вопросов хозяйственной де­ятельности,

- проведение консультаций по юридическим вопросам.

10. Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом выполняет следующие функции:

- ведение учета и ста­тистики персонала,

- информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом,

- обеспечение персонала науч­но-технической информацией,

- организация работы органов мас­совой информации организации,

- проведение патентно-лицензи­онной деятельности.

Однако набор тех или иных функций системы управления персоналом в разных компаниях различен, так как обычно каждый руководитель выбирает те элементы, которые на его взгляд, лучше подходят к конкретной ситуации и кажутся ему полезными для успешной работы организации. В то же время существует стандартный набор функций системы управления персоналом, которые в сумме своей представляют кадровую политику фирмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: