Понятие и формы недобросовестной конкуренции




В основу критериев разграничения добросовестной и недобросовестной конкуренции может быть положен такой критерий, как отличие правомерного осуществления своих прав от злоупотребления правом. По этому признаку недобросовестная конкуренция предпринимательской деятельности может быть определена как злоупотребление правом свободной конкуренции для извлечения прибыли.

Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

· все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

· ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

· использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1. подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

2. выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

3. неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

4. побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

5. угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

6. бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

7. демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

8. создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;

9. намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

10. поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

11. выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;

12. нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

Промышленный шпионаж. Термин "промышленный шпионаж" впервые был использован в начале 60-х гг. на однодневном семинаре для управляющих высшего звена, организованном R. В. Matthews из Службы управления расследованиями Великобритании (Management Investigation Services), но по существу этот термин находится в обороте уже на протяжении нескольких столетий.

Целью промышленного шпионажа является получение данных о перспективах деятельности конкурента, производственных процессах, торговой стратегии и результатах научных исследований и промышленных разработок, об организациях, продающих его товар, списков потребителей, расчетных документов.

Экономической основой процветания промышленного шпионажа является конкуренция. Важным условием эффективности конкурентной борьбы является сохранение в тайне сведений, овладение которыми посторонними лицами могло бы ослабить экономические позиции предприятия и нанести ему ущерб. Данные сведения описываются понятием коммерческая тайна.

Промышленный шпионаж не позволяет реализовать предприятию конкурентные преимущества, обесценивает значительные затраты, связанные с осуществлением исследований, опытно-конструкторских разработок и других мер. В то же время недобросовестный конкурент имеет возможность резко снизить издержки конкурентной борьбы.

Исторические корни промышленного шпионажа уходят далеко в историю. Так, Римский император Юстиниан подорвал китайскую торговлю шелком на Ближнем и Среднем Востоке, организовав кражу червей, вырабатывающих шелк в Китае. Дж. Д. Рокфеллер использовал классические методы шпионажа для того, чтобы победить своих конкурентов в борьбе за месторождения нефти в США в 70-х гг. прошлого века. Примеры могут быть бесконечно продолжены.

Методы промышленных шпионов аналогичны методам правительственных разведывательных организаций, поэтому для их описания используется разведывательная терминология(1).

1. Клиентом, запрашивающим услуги на разведывательную деятельность, в промышленности является конкурент. Клиент определяет то, что ему нужно, определяет мертвые точки, с которых он никак не может сдвинуться, и выделяет деньги на осуществление шпионажа.

2. Шпион - это лицо, занимающееся выявлением талантов, он наиболее важный элемент шпионской сети. Выявление талантов требует тщательных исследований и терпеливого наблюдения. Существует несколько методов для того, чтобы заставить людей шпионить, так как очень многие из них не хотят этого; при этом важно определить области, в которые нужно проникнуть, выявить людей, которые уже работают в этих областях, и заставить их шпионить, превращая в шпионов.

3. Ловушка признается наиболее эффективным методом шпионажа, рассчитанным прежде всего на доверчивых людей. Эрозия лояльности, стабильности и карьеры делает заманивание в ловушку более простым. Методы заманивания в ловушку включают в себя использование любви к интригам, самолюбие, тщеславие, честолюбие, желание получить похвалу со стороны "друга", который нанял человека в шпионы. Очень эффективным методом скрытного получения информации является ложное интервью, с помощью которого выявляются достижения в работе и в научных исследованиях. Эффективными методами заманивания в ловушку являются шантаж с использованием компрометирующих сведений и деньги.

4. Руководители агентов (резиденты) руководят работой агентов. При этом нужно сохранять в тайне отношения резидента с агентами, иначе шпионская сеть может быть раскрыта.

5. Типы агентов - легальные и нелегальные. Легальный агент является сотрудником фирмы, а нелегального агента вводят в фирму по фальшивым документам.

Хотя метод сбора разведывательной информации с помощью агентов является основным методом разведывательной деятельности, существуют и другие методы.

Подслушивание. Бизнесмены, политики и сотрудники полиции продолжают пользоваться обычной речевой связью по незащищенным от подслушивания линиям, по которым они обсуждают свои дела, в то время как шпионы используют аппаратуру сверхбыстрой передачи информации, неидентифицируемые позывные и шифраторы. речи.

Исследование мусора, выбрасываемого работниками различных фирм. Это достаточно эффективный метод, так как в мусорные корзины иногда попадают документы, содержащие секретную информацию.

В странах Европейского Союза не принято прямых законов, непосредственно направленные на борьбу с промышленным шпионажем. В то же время законодательство некоторых штатов США рассматривает промышленный шпионаж как преступление. В качестве примера можно привести относительно свежий конфликт между конкурентами, занимающими ведущие позиции в информационном бизнесе.


Финансовые преступления



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: