Конспект
V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции зодчества.
В V классе большое значение имеет дальнейшее развитие у учащихся «навыка' распознавания» конструктивного, изобразительного и декоративного элементов языка в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, начатое ещё в начальной школе (изучение узоров, домашнего обихода и т.д.). «Это как бы три сердца, бьющиеся в каждом произведении. Какое сердце бьётся сильнее, то и определяет вид искусства, к которому можно отнести данное произведение» (Б. М. Неменский). Осваивая художественно-познавательный материал учебника, пятиклассники осознают, что элементы декоративности в данном виде искусства «играют первенствующую роль — как в области форм и конструкций, так и в области внешнего убранства предмета» (В. С. Воронов), т. е. выступают доминантой, определяющей данный вид искусства.
УРОК ИСКУССТВА должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельностью.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса
Темы четверти
Древние корни народного искусства (8 часов)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве (8 часов)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время (10 часов)
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире (9 часов)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
Проблемы
1. Проблема бездумного копирования. Все люди являются частью своего этноса, но при создании какого-либо художественного произведения народного промысла, бездумно копируют его, не дополняя его своей идеей.
2. Проблема формирования художественно-творческой активности школьников на уроке ИЗО в школе (заинтересованность в реализации творческого потенциала)
Приобщение учащихся младшего подросткового возраста к декоративно-прикладному искусству осуществляется в разных формах: это уроки, факультативные и кружковые занятия, посещение музеев и выставочных залов, поисковая деятельность школьников.
Поисковая деятельность включает ознакомление с литературой по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций и открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства, презентаций. Особенно эффективной она становится, когда в этом принимают участие взрослые — учителя, родители, старшеклассники, объединяющиеся в детско-взрослые сообщества.
Вопросы
1. Какие методы обучения дпи вы можете предложить?
а) словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой)
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) метод иллюстраций и метод демонстраций
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). упражнения, лабораторные и практические работы.
2. Система оценивания творческих работ
При обсуждении и оценке работ необходимо в первую очередь выявлять их сильные стороны и учитывать следующие критерии:
— декоративность: выход на уровень лаконично-обобщённого, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);
— содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;
— оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.
3. Как можно контролировать уровень обученности?
Викторины.
Кроссворды.
Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Тестирование.