Шестнадцатое июня. Домашняя работа. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ




Шестнадцатое июня

Домашняя работа

Александр Иванович Куприн (1870-1938). Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А.И.Куприна

Сегодня на занятии мы:

¾ познакомимся с фактами биографии русского писателя Александра Ивановича Куприна и отражением их в его творчестве,

¾ узнаем об особенностях творчества А.И. Куприна, влиянии на него традиций романтизма,

¾ определим основные темы творчества писателя.

 

Перечень рассматриваемых вопросов по теме:

1. Сведения из биографии А.И. Куприна.

2. Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А.И.Куприна.

3. Традиции романтизма и их влияние на творчество А.И.Куприна.

4. Трагизм любви в творчестве А.И.Куприна.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

Александр Иванович Куприн — замечательный русский писатель, творчество которого, к сожалению, долгое время не было по достоинству оценено. Мастер рассказа и короткой повести, тонкий психолог, Куприн обладал блестящим писательским дарованием, и все его произведения проникнуты бесконечной любовью — к Родине, природе, человеку, ко всему окружающему миру.

Куприн родился в селе Наровчатове Пензенской области в семье канцелярского служащего. У Куприна очень дальние родственники были татары. Он очень гордился этим родством и иногда любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку.

Богатая событиями жизнь Куприна, его многообразное творчество – все это составляло чрезвычайно сложную картину. Удивительна и трагична его судьба: раннее сиротство (отец умер, когда мальчику был год), непрерывное семнадцатилетнее затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище).

Но постепенно у Куприна созрела мечта стать «поэтом или романистом». Сохранились стихи, написанные им в возрасте 13-17 лет. Годы военной службы в провинции дали Куприну возможность узнать будничную жизнь царской армии, описанную им впоследствии во многих произведениях. В повести «Впотьмах», рассказах «Психея», «Лунной ночью», написанных в эти годы, еще преобладают искусственные сюжеты.

Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни «Из отдаленного прошлого» («Дознание») (1894).

В 1890 году молодого подпоручика Куприна по окончании училища отправляют в городок Проскуров Подольской губернии служить в пехотном полку. Казарменные порядки стали тягостным времяпровождением для Александра, и он полностью углубляется в литературу. Началом творческой карьеры Куприна можно считать 1893 год, когда на свет появляются рассказы «Лунной ночью», «Дознание» и повесть «Впотьмах». В 1894 году он возвращается в Киев и полностью проходит «переквалификацию». Местные газеты и журналы печатают его очерки, фельетоны и рассказы, кроме этого Куприн подрабатывает журналистом, печатается в полицейской и судебной хрониках, но это не спасает от нищеты. Он пишет, чтобы заглушить чувство голода. Работает, где придется. Семь лет он лихорадочно ищет себя, зарабатывая копейки. Он как бы коллекционирует профессии.

Судьба большинства русских писателей драматична, и Александр Куприн не является исключением. Но годы бедствий, лишений и скитаний помогли ему лучше узнать и понять русского человека, его характер, надежды и устремления. Несмотря на нелегкую жизнь и, подчас, нищенское существование, писатель делает вывод, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья».

Писателя интересовала психология человека. В большинстве произведений Куприна есть драматизм и яркая динамика развития событий. Человек и окружающий его мир – вот, пожалуй, две якорные темы, которые проходят через всё творчество Александра Куприна.

Куприн – оптимист и жизнелюб, темпераментная, широкая натура. Себя он называл репортёром жизни, его мучила жажда исследовать, как живут люди, хотелось всё увидеть и испытать. В центре его внимания представители разных сословий, люди бедные и богатые, талантливые и бездарные, великодушные и эгоистичные. Их взаимоотношения, мечты, стремления изменить жизнь или погружение в полное отчаяние не может оставить равнодушным никого из читателей.

Чуковский вспоминает о Куприне: «Вечно его мучила жажда исследовать, изучить и понять как живут и работают люди различных профессий,… жаждал узнать всю подноготную, потому что в изучении быта не терпел полузнайства…»

В августе 1894 года Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России. На киевских пристанях разгружает баржи с арбузами, в Киеве организует атлетическое общество, в 1896 году несколько месяцев работает на одном из заводов Донбасса, на Волыни служит лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, играет в провинциальной труппе, работает землемером, сближается с артистами цирка. Запас наблюдений Куприна дополняется упорным самообразованием и чтением. Именно в эти годы Куприн становится профессиональным литератором, постепенно публикуя свои произведения в различных газетах. Один за другим появляются сборники: очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры».

Будучи романтиком и жизнелюбом по натуре, писатель глубоко переживает события, происходящие в России.

После увольнения из армии Куприн пошел работать на самый крупный сталелитейный и рельсопрокатный завод, где с 1896 года трудится в должности заведующим учетом кузницы и столярной мастерской.

Глядя на бесправное положение рабочих, Александр Иванович пишет свое первое крупное произведение «Молох». Повесть «Молох» стала этапным произведением не только для Куприна, но и для всей русской литературы. Эта повесть была опубликована в журнале «Русское богатство». С неё, по заверению литературных критиков, и начинается расцвет Куприна.

В повести «Молох» «правдиво показана жизнь рабочих, их бесправное положение, безразличие интеллигенции к народу, ее оторванность от реальной жизни. Главная тема этой повести – тема русского капитализма, Молоха, – прозвучала необычно ново и значительно. Автор попытался при помощи иносказания выразить мысль о бесчеловечности промышленного переворота. Практически до конца повести рабочие показаны как терпеливые жертвы Молоха, очень часто звучит сравнение их с детьми. И закономерен итог повести – взрыв, черная стена рабочих на фоне пламени. Эти образы призваны были передать идею народного бунта.

Молох – это божество, которому приносили человеческие жертвы. Сам образ завода, который напоминает древнее чудовище, которое просит человеческих жертв.

Герой у Куприна – человек слабый. В повести появляется сила, которая может сопротивляться Молоху. Это рабочие, они пытаются взорвать котлы. Повесть заканчивается пожаром, и основной цех сгорает. Ежедневно завод гремел, а после пожара он замолчал. С этим Молохом удалось справиться.

В конце ХIХ века, когда появляется новая фабричная цивилизация, тема опасности становится актуальной.

Работая на заводе, Куприн не отвлекается по мелочам: теперь его работа по призванию там, дома, где лежит стопка аккуратно сложенных рукописей, там, где мыслям просторно, а словам тесно. Один за другим появляются сборники: очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры».

В 1898 году печатается повесть «Олеся» – одно из первых произведений, в котором Куприн предстает перед читателями великолепным художником любви. В творчество писателя прочно входит и прежде близкая ему тема прекрасной, дикой и величественной природы. Нежная, великодушная любовь лесной «колдуньи» Олеси противопоставлена робости и нерешительности ее возлюбленного, «городского» человека.

«Олеся» является одним из произведений Куприна, в которых раскрылись лучшие черты его писательского таланта: умение создавать характеры своих героев, яркие картины природы, напряженное развитие сюжета и лиризм повествования.

Эта повесть имеет традиционный для писателя сюжет, в котором главную роль играет интеллигент из города, обыкновенный человек средних моральных и нравственных качеств, который попадает в непривычную для него сельскую среду. Непохожей на другие повести «Олесю» делает наличие романтической струи, связанной с образом героини, имя которой и носит повесть.

Олеся — это необычная девушка, человек с сильным и цельным характером, способный любить своим верным и горячим сердцем. Она стала такой потому, что жила всю жизнь вдали от цивилизации, не только городской, но и деревенской. Куприн в лице Олеси восхищается естественными представлениями о мире и осуждает общество мещан, которое несет гибель и разрушение. Только слияние человека с природой могло создать такой характер и яркий внутренний мир, который привлекает Ивана Тимофеевича. Он видит в ней тайну, загадку, и, несмотря на свою доброту и мягкость, причиняет девушке огромное горе. Его пассивности и бездействия оказывается достаточно, чтобы Олеся, избитая до полусмерти деревенскими бабами, была вынуждена бежать из родного края.

В «Олесе» Куприн рисует трансформацию личности, описывая любовь закостенелого реалиста и романтичной героини. На примере Ивана Тимофеевича И.А. Куприн показывает, как мог бы измениться человек, могла бы преобразиться его личность под влиянием настоящей любви, но это не происходит с главным героем. Он не просто совершает зло своей легкомысленностью и бездействием, Иван не видит своей вины и не испытывает угрызений совести.

Первое десятилетие ХХ-го века для Куприна – благодатное время, когда его творчество пользуется невероятной популярностью.

Жизнь преподносит еще один шанс покорить северную столицу, и в 1901 году писатель отправляется вновь в Санкт-Петербург, где перед ним открываются двери самых значимых на то время изданий «Мира Божьего» и «Русского мира». В петербургских журналах Куприн публикует рассказы «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1904) и др. В героях этих рассказов автор восхищается стойкостью, верностью в дружбе, неподкупным достоинством простых людей. Трудно без слез читать «Белого пуделя», но именно сострадание делает человека лучше, чище и добрее.

Писатель филигранно развивает тему человеческой судьбы в своих произведениях. В рассказах «Лидочка», «В цирке» Куприн показывает героев, которые ведут борьбу с влиянием буржуазной морали.

Куприна теперь хорошо знают и в Москве благодаря его знакомству с классиками мировой отечественной литературы: И.А.Буниным, М.Горьким, А.П.Чеховым.

Горький привлек Куприна к участию в издании сборников «Знание». В 1903 году к Куприну приходит долгожданный успех вместе с томиком «Купринских» рассказов, которые выпускает «Знание». Куприн вспоминает свои армейские годы, создает цикл рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход».

Эти рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, одному из лучших произведений Куприна, повести «Поединок», написанном в 1905 г.

Повесть увидела свет в мае 1905 г. вскоре после Порт-Артура и Цусимы (время страшное и позорное для России, потому что Россия терпит поражение в войне с Японией).

Повесть «Поединок» посвящена М.Горькому. Куприн писал Горькому: «Все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам».

Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу. Одни ругали (военные и правительственные круги), другие хвалили, одобрительно восприняли (демократические круги русской общественности). Одобрил повесть М.Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе.

Нужно отметить, что Куприн – первый русский писатель, глубоко затронувший проблемы армии и людей, ведущих асоциальный образ жизни.

Перед нами срез армейской среды от высших чинов до низших. Более 30 офицеров. Армия отсталая, небоеспособная. Солдаты – забитые, запуганные. Офицеры всерьез полагают, что им думать не положено. Пьют, буйствуют, посещают бордель, бьют солдат.

Как проходят учения? «Во время учений со всех сторон …слышались беспрерывно звуки пощечин. Часто издали, шагов за двести, Ромашов наблюдал, как какой-нибудь рассвирипевший ротный принимался хлестать по лицам всех своих солдат поочередно, от левого до правого фланга.

… В этом было много жуткого и омерзительного… Били в кровь, выбивали зубы… Наступил какой-то чудовищный, зловещий кошмар…»

В «Поединке» мы узнаем о бессмысленных буднях офицеров, их душевной опустошенности, отсутствии веры в будущее. Бесконечные однообразные вечера, пьянство, беспросветная бедность, долги – так видит автор армию, и это доставляет ему самому нравственные страдания. Куприн смело критикует порядки, царящие в армии. Созданные им картины реалистичны, достоверны и беспощадны.

Почти все офицеры в «Поединке» – жестокие карьеристы и невежды. Причем они уверены в своем превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых называют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос папиросу, надвинуть на уши цилиндр».

«За исключением немногих …, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную барщину». (6 гл.)

«никто из них в службу не верит, разумной цели своей службы не видят.»

Типичные черты армейского офицерства: бессмысленная жестокость, пошлость, чванливость, высокомерие, пьянство, невежество.

Куприн выделяет офицера Осадчего. Этот образ зловещ. «Он жестокий человек», – думает о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывают на себе солдаты, трепетавшие от его голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединках настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли – «иначе это будет только дурацкая жалость, комедия». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять все равно кого и за что.

Капитан Слива – командир полка – «диковинный памятник свирепой

военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты. Главное – дисциплина, муштра. Это вялый, опустившийся человек. Он ждет окончания дня, чтобы прийти домой и напиться – одна вот такая радость у него осталась.

Но! Он внимателен к солдатским нуждам и не задерживает денег, следит лично за ротным котлом. Карьеру сделал благодаря зычному голосу.

С Бег-Агамаловым встречаемся в 1 главе, он хвастается своим умением рубить. С сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу, к черту, это я знаю, а так, чтоб наискось…нет. Мой отец это делал легко». С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу». (гл.1)

Многих вообще отличает звероподобность. Особенно в сцене скандала в публичном доме это видно. (гл.19)

Другой скандал, закончившийся дракой и вызовом на дуэль, произошёл в офицерском клубе: все расходились смущенные, подавленные – «ощутили ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных». (гл.19)

На первый взгляд, оставляет благоприятное впечатление капитан Стельковский. На смотре его пятую роту (только его роту, единственную) похвалил генерал. Стельковский бережет солдат, относится к ним по-человечески. Он терпелив, хладнокровен, настойчив. Умный, сильный, смелый человек.

Но потом мы узнаем, что есть у него «увлечение» – совращать неопытных крестьянских девушек. Берет к себе в дом в служанки девушек, через год рассчитывает их с небольшим вознаграждением. Так повторяется ежегодно. Такое его поведение вызывает отвращение.

Ромашов очень любит капитана Брема (прозвище Рафальского). Все свои деньги Рафальский тратит на зверей, трогательно ухаживает за ними. Его дом – настоящий зверинец. Милый, славный чудак, добрейшая душа – всем дает в долг деньги. Ему никогда не возвращают. Вот этот милый Брем – бьет горниста, который держит рожок у рта, бьет изо всех сил кулаком по рожку: «Горнист вместе с кровью выплюнул на землю раскрошенные зубы».

В повести «Поединок» на передний план вынесена драма «маленького человека», его поединок с невежественной средой. Ромашов Юрий Алексеевич – подпоручик, ему 21 год. Он мечтает о лучшей жизни, в мечтах представляет себя блестящим офицером. В очередной раз дает себе зарок – начать учиться, и в очередной раз идет в офицерский клуб и … напивается. Слабый, робкий человек. Куприн не воспроизводит биографию Ромашова. Перед нами проходят только два месяца его такой короткой жизни. Портрет героя невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя достаточно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. И в то же время – милый, наивный и очень добрый человек. Заступился за татарина Шарафутдинова перед командиром полка, за что оказался под домашним арестом на четыре дня. Он готов противостоять и Николаеву, и всему офицерству. Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры:

«С силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга…

… он уже чувствовал, что безумный огонь с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре».(18 гл.)

Его любовь к Шурочке Николаевой безгранична, чиста, самоотверженна. Повесть заканчивается трагически: дуэль состоялась, Николаев стрелял. Ромашов погиб.

Почему повесть называется «Поединок»? Это поединок с собой, своими слабостями; поединок с жестокостью и пошлостью во имя любви и добра.

Продолжением темы является повесть «Яма» – первое искреннее произведение о продажной любви и отвергнутых обществом людях.

Куприн становится популярным.

Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость наблюдений отличают рассказы Куприна о животных: «Изумруд» (1907), «Скворцы» (1906), «Завирайка» (1906), «Ю-ю». О любви, которая озаряет человеческую жизнь, Куприн пишет в рассказах «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), изображая яркую страсть библейской красавицы Суламифи и нежное, безнадежное и самоотверженное маленького чиновника Желткова. Знаменитый «Гранатовый браслет» возвращение к теме неразделенной любви, которая возвышает человека, делает его сильным и самоотверженным. Для Куприна любовь – трагедия.

В 1909 году писатель вместе с А.Буниным получает Академическую премию им. А.С.Пушкина за три тома своих произведений.

У Куприна есть множество интересных зарисовок о любви и природе. Описание городских и сельских пейзажей вызывает восхищение виртуозным легким слогом — читателю кажется, что он переносится в мрачноватые чащи Полесья, или на улицы южного морского города, улицы которого наполняются вечерами пряным ароматом белой акации.

Разнообразие сюжетов подсказывал Куприну его жизненный опыт. Он поднимается на воздушном шаре, в 1910 году совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело и опускается на морское дно, гордится дружбой с балаклавскими рыбаками. Все это украшает страницы его произведений яркими красками, духом здоровой романтики. Герои повестей и рассказов Куприна – люди самых различных классов и социальных групп царской России, начиная от капиталистов-миллионеров и кончая босяками и нищими. Куприн писал «обо всех и для всех»...

Куприн на воздушном шаре Куприн возвращается на Родину

Февральскую революцию Куприн встречает с восторгом. Открывает госпиталь.

Октябрьскую революцию не принял, потому что сразу увидел ее жестокость. Куприн выступает против власти большевиков. В 1919 году покидает Родину.

Писатель долгие годы провел в эмиграции. Эмигрантская жизнь обрывочна. Куприн в письмах пишет о тоске по Родине. Он тяжко расплатился за эту жизненную ошибку – расплатился жестокой тоской по Родине и творческим спадом. Тема трагического одиночества человека, потерявшего Родину, раскрывается в романе «Жанета». Самое знаменитое произведение этого времени – роман «Юнкера». Но в это время ему не писалось.

«Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», – пишет он в одном из писем. Однако в 1937 году Куприн возвращается в Москву. Он публикует очерк «Москва родная», у него созревают новые творческие планы. Но здоровье Куприна было подорвано (у него рак), и в августе 1938 года его не стало.

Куприн никогда не писал литературных манифестов. Считается, что он не разработал нового стиля и ничем не обогатил теорию литературы. Но это именно Куприн оставил «десять заповедей» писателя, которых придерживался и сам. Это именно Куприн указал молодому писателю, как организовать свою работу. Конечно, и до, и после Куприна подавались советы и составлялись некие профессиональные кодексы. Но купринский кодекс, сформулированный предельно чётко и кратко, находится вне стилей и направлений. Он универсален, и, чтобы заострить перо, ему могут следовать представители любых литературных течений.

Но, пожалуй, главная заповедь Куприна, оставленная потомкам, — это любовь к жизни, к тому, что есть в ней интересного и красивого: к закатам и рассветам, к запахам луговой травы и лесной прели, к ребёнку и старику, к лошади и собаке, к чистому чувству и доброй шутке, к берёзовым лесам и сосновым рощам, к птице и рыбе, к снегу, дождю и урагану, к колокольному звону и воздушному шару, к свободе от привязанности к тленным сокровищам. И полное неприятие всего, что уродует и пачкает человека.

«Замечательный художник, мастер меткого и ёмкого слова», — говорил об Александре Куприне Корней Чуковский. Автора высоко ценили его коллеги и друзья, среди которых Бунин, Чехов, Горький. Они отмечали глубину создаваемых образов и великолепное владение словом.

ü Основные выводы

А.И. Куприн пишет о социальных проблемах: о неравенстве, о капиталистической эксплуатации, о несовершенстве государственного устройства.

Поднимает нравственные (вневременные) темы любви и смерти; размышляет о несовершенстве человека, об извечной борьбе в человеческой натуре духовного и телесного; о становлении личности и пробуждении души.

В своих произведениях автор пытается найти сильную личность, при этом фокусируется на героях с надломленной судьбой.

До встречи на занятиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: