Исходные данные для ABCD-анализа торговых марок ООО «Сервис-Групп»




ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СЕРВИС-ГРУПП» НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ

Применение ABCD-XYZ анализа в управлении запасами автотоваров в ООО «Сервис-Групп»

Проведем АВСD – классификацию автотоваров, сбываемых ООО «Сервис-Групп» по нескольким критериям для объективной и точной оценки запаса. Выбранными критериями являются:

1) объем продаж, тыс. руб. - данный критерий показывает удельный вес каждой бренда в общем объеме товарооборота автотоваров, что позволяет выбрать наиболее дорогие позиции и оптимизировать их объём;

2) коэффициент рентабельности продаж, % – отражает уровень прибыли на каждый рубль объема продаж и при использовании одновременно с критерием «Объем продаж» позволяет определить какую прибыль приносит та или иная торговая марка компании «Сервис-Групп»;

3) коэффициент среднегодового прироста продаж, % – позволяет сравнивать развитие отдельного бренда автотоваров в течении нескольких лет и при использовании с вышеперечисленными критериями позволяет определить самые важные и востребованные номенклатурные позиции.

АВСD – анализ проводится одновременно для трёх критериев и затем методом сравнений определяются интересующие группы. Такой метод позволяет получить обширную информацию об особенностях каждой группы, не сужая при этом численность выделяемых групп, как это было бы при последовательном использовании критериев.

Исходные данные для АВСD – классификации по выбранным критериям представлены в таблице 3.1.

 

 

Таблица 3.1

Исходные данные для ABCD-анализа торговых марок ООО «Сервис-Групп»

Наименование бренда Объем продаж, тыс. руб. Рентабельность продаж, % Среднегодовой прирост продаж в 2011-2013 гг.  
 
  JONNESWAY 66650,38 1,79 8,40  
  Ombra 34436,56 1,65 35,4  
  FILLinn 21762,59 1,76 38,1  
  AION 16225,82 1,64 10,20  
  Россия 10699,08 1,56 3,40  
  Mallory 9170,28 1,55 12,40  
  STP 6459,57 1,56 -14,70  
  COIDO 6401,89 1,55 -2,14  
  ArmorAll 4358,86 1,53 -10,60  
  Prestone 4029,97 1,53 -9,40  
  VersaChem 3960,33 1,52 -5,63  
  Simoniz 3864,2 1,43 -13,1  
  Zeus 3614,28 1,51 26,70  
  GOJO 615,2 1,41 9,10  
  Итого   - -  

На первом этапе проведения ABCD-анализа выявим удельный вес каждого бренда ООО «Сервис-Групп» путём расчёта отношения значения данного критерия к итоговой сумме. После чего расположим проанализированные торговые марки в порядке убывания удельного веса и рассчитаем нарастающий итог, который является основой отнесения товарного запаса к той или иной категории.

Основные ограничения на выявленные группы по АBCD-классификации представлены следующим образом:

1) категория А - соответствует 50% в доле объема продаж;

2) категория В – 30% (нарастающий итог от 70% до 84,99%);

3) категория С – 15% (нарастающий итог от 85% до 94,99 %);

4) категория D – 5 % (нарастающий итог от 95 %).

Расчёты и результаты АВСD-анализа по критерию «объем продаж» представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Результаты АВС анализа – классификации по критерию «объем продаж» в разрезе брендов в 2013 г.

Наименование бренда Объем продаж, тыс. руб. Удельный вес, % Нарастающий итог, % Группа  
 
  JONNESWAY 66650,38 34,67 34,67 А  
  Ombra 34436,56 17,91 52,58 В  
  FILLinn 21762,59 11,32 63,90 В  
  AION 16225,82 8,44 72,34 В  
  Россия 10699,08 5,57 77,91 В  
  Mallory 9170,28 4,77 82,68 В  
  STP 6459,57 3,36 86,04 С  
  COIDO 6401,89 3,33 89,37 С  
  ArmorAll 4358,86 2,27 91,63 С  
  Prestone 4029,97 2,10 93,73 С  
  VersaChem 3960,33 2,06 95,79 D  
  Simoniz 3864,2 2,01 97,80 D  
  Zeus 3614,28 1,88 99,68 D  
  GOJO 615,2 0,32 99,99 D  
  Итого   100,00 - -  

 

Полученные результаты АВС – анализа показывают, что 34,67 % от общего объема продаж рассматриваемых торговых марок сосредоточены всего лишь у одного бренда группы А (JONNESWAY), 48,01 % - у пяти брендов группы В (Ombra, FILLinn, AION, Россия, Mallory), 11,06 % - у четырех брендов группы С (STP, COIDO, ArmorAll и Prestone) и 6,27 % - у оставшихся брендов группы D.

Так, АВС – классификация по критерию «объем продаж» позволила оценить вклад каждого реализуемого ООО «Сервис-Групп» бренда в общий объем продаж в 2013 году.

Кумулятивная кривая по критерию «Общая стоимость» представлена рис. 3.1.

 

Рис. 3.1 Кумулятивная кривая «объем продаж»

 

Для проведения АВС – классификации по показателю «рентабельность продаж» был применен метод рейтинговых оценок. Для начала необходимо найти максимальное значение коэффициента оборачиваемости, по отношению к которому на следующем этапе будет расставлены оценки оставшимся 13 торговым маркам компании «Сервис-Групп».

Таким образом, после внедрения мы можем их суммировать для расчёта удельного веса каждой позиции в суммарном значении (таблица 3.3).

Результаты АВС анализа – классификации по критерию «рентабельность продаж» показывают, что к группе А относятся бренды: JONNESWAY, FILLinn, Ombra, AION, Россия, Mallory. Автотовары, приносящие наибольший уровень прибыли на каждый рубль объема продаж до 45,25 % с долей от общего количества брендов «Сервис-Групп», составляющей 42,86 %. Группа В представлена торговыми марками STP, COIDO, ArmorAll и Prestone с уровнем прибыли, составляющим 28,06 %, доля которых в общем количестве равна 28,57 %. Торговые марки VersaChem, Zeus и Simoniz по показателю «рентабельность продаж» оказались в группе С доле в общей рентабельности продаж равной 13,78 %. Доля данных брендов определилась на уровне 21,43 %. Группа D представлена только одним брендом GOJO (6,41 %).

Таблица 3.3

Результаты АВС анализа – классификации по критерию «рентабельность продаж» в разрезе брендов в 2013 г.

Наименование бренда Рентабельность продаж, % Рейтинговая оценка Удельный вес, % Нарастающий итог, % Группа  
 
  JONNESWAY 1,79 1,06 8,14 8,14 А  
  FILLinn 1,76 1,04 8,00 16,14 А  
  Ombra 1,65 0,98 7,50 23,65 А  
  AION 1,64 0,97 7,46 31,11 А  
  Россия 1,56 0,92 7,09 38,20 А  
  Mallory 1,55 0,92 7,05 45,25 А  
  STP 1,56 0,92 7,09 52,34 В  
  COIDO 1,55 0,92 7,05 59,39 В  
  ArmorAll 1,53 0,91 6,96 66,35 В  
  Prestone 1,53 0,91 6,96 73,31 В  
  VersaChem 1,52 0,90 6,91 80,22 С  
  Zeus 1,51 0,89 6,87 87,09 С  
  Simoniz 1,43 0,85 6,50 93,59 С  
  GOJO 1,41 0,83 6,41 99,99 D  
  Итого 1,69 13,01 - - -  

 

АВС – классификация по критерию «рентабельность продаж» позволила оценить уровень прибыли на каждый рубль объема продаж в разрезе брендов ООО «Сервис-Групп» в 2013 году.

Кумулятивная кривая по критерию «рентабельность продаж» представлена рис. 3.1.

 

Рис. 3.2 Кумулятивная кривая «рентабельность продаж»

 

 

Те же самые этапы необходимо совершить при проведении АВС – классификации по критерию «среднегодовой прирост продаж за 2010-2013 гг.

АВСD-анализ брендов по критерию «среднегодовой прирост продаж» показал, что в группу А вошли бренды JONNESWAY, FILLinn, Ombra, показывающие значительный среднегодовой прирост продаж за 2012-2013 гг., составляющий 65,53 %. Бренды JONNESWAY, AION, Россия, Mallory, GOJO относятся к группе В – 34,48 % от среднегодового прироста продаж за 2010-2013 гг. По остальным торговым маркам среднегодовой прирост продаж отрицательный, но тем не менее группа С представлена COIDO, Prestone и VersaChem – среднегодовой прирост продаж от -1,14 % до -9,4 %. Бренды группы D (Simoniz, STP, ArmorAll) показали тенденцию значительного снижения среднегодового прироста продаж до – 14,7 %.

 

Таблица 3.4

Результаты АВС анализа – классификации по критерию «среднегодовой прирост продаж» в разрезе брендов за 2010-2013 гг.

Наименование бренда Среднегодовой прирост продаж Рейтинговая оценка Средний удельный вес, % Нарастающий итог, % Группа  
 
  FILLinn 31,95 1,00 24,46 24,46 А  
  Ombra 28,65 0,90 21,94 46,40 А  
  Zeus 24,99 0,78 19,13 65,53 А  
  Mallory 11,45 0,36 8,77 74,30 В  
  AION 9,10 0,28 6,97 81,27 В  
  GOJO 8,81 0,28 6,75 88,01 В  
  JONNESWAY 8,03 0,25 6,15 94,16 В  
  Россия 7,63 0,24 5,84 99,99 В  
  COIDO -1,14 - - - С  
  VersaChem -5,63 - - - С  
  Prestone -9,40 - - - С  
  ArmorAll -10,60 - - - D  
  Simoniz -13,10 - - - D  
  STP -14,70 - - - D  
  Итого - 4,09 - - -  

 

В результате сравнения полученных данных по трём АВСD – классификациям становится возможным разделение списка торговых марок ООО «Сервис-Групп» на 10 различных групп, первая буква соответствует классификации по объему продаж, вторая буква соответствует классификации по рентабельности продаж и третья буква соответствует среднегодовому приросту объема продаж. Данное разделение помогает диверсифицировать политику в отношении запасов автотоваров и выделить наиболее важные и требующие наибольшего внимания бренды, сбываемые ООО «Сервис-Групп».

Итоговая классификация торговых марок компании представлена в таблице 3.5.

Таблица 3.5

Совмещенный АВСD-анализ в разрезе брендов по трем критериям

Наименование бренда Доля в объеме продаж, % Рентабельность продаж, % Среднегодовой прирост продаж в 2010-2013 гг.,% Последовательное совмещение групп по критериям АВСD-анализа Итоговая группа АВСD-анализа  
 
  JONNESWAY 34,67 1,79 8,03 ААB A  
  Ombra 17,91 1,65 28,65 ВАA A  
  FILLinn 11,32 1,76 31,95 ВАA A  
  AION 8,44 1,64 9,10 ВАB B  
  Россия 5,57 1,56 7,63 ВАB B  
  Mallory 4,77 1,55 11,45 САВ B  
  STP 3,36 1,56 -14,70 СВD C  
  COIDO 3,33 1,55 -2,14 СВC C  
  ArmorAll 2,27 1,53 -10,60 СВD C  
  Prestone 2,10 1,53 -9,40 СВC C  
  VersaChem 2,06 1,52 -5,63 DCC D  
  Simoniz 2,01 1,43 -13,10 DCD D  
  Zeus 1,88 1,51 24,99 DCA B  
  GOJO 0,32 1,41 8,81 DDB C  

 

По результатам АВСD-анализа по показателям «объем продаж» в 2013 году, «рентабельность продаж» в 2013 году, «среднегодовой прирост продаж» за 2010-2013 гг. группа А представлена брендами JONNESWAY, Ombra, FILLinn к которым относятся автотовары-лидеры, определяющие коммерческое и финансовое состояние «Сервис-Групп». Автотовары торговой марки JONNESWAY с долей в объеме продаж в 2013 году более одной трети от общего оборота и наибольшим показателем рентабельности продаж (1,79 %) характеризуются относительно небольшим ростом среднегодового прироста продаж за 3 года – 8,03 %. Данный факт позволяет предположить, что товарооборот JONNESWAY в течении следующих лет будет значительно стремится к росту, что в последствии позволит ему окончательно закрепиться в группе А.

Бренды Ombra и FILLinn хоть и не показывают столько высоких результатов по сравнению с JONNESWAY в доле объема продаж в 2013 году (17,91 % и 11, 32 %), но при этом приносят компании достаточный уровень прибыли при высоких темпах роста среднегодового объема продаж.

Таким образом, запасы автотоваров, вошедшие в группу А – требуют к себе наиболее пристального внимания, то есть запасы данных автотоваров должны постоянно находиться на складе в необходимом количестве и качестве. По данной группе товаров применяется максимально точный прогноз размера заказа. Так же осуществляется тщательный контроль уровня запаса на складе и точный учет получаемой информации.

К группе В, исходя из трех проанализированных параметров, относятся AION, Россия, Zeus и Mallory. По данной группе автотоваров применяется тщательный контроль уровня запаса на складе и точный учет получаемой информации. Данные торговые марки приносят значительную прибыль «Сервис-Групп» при устойчивом среднегодовом приросте объема продаж, что дает возможность развить их до группы А. Однако торговая марка Zeus при незначительной доле в объеме продаж в 2013 году (1,88%) и уровню приносимой прибыли в 2013 году (1,51 %) демонстрирует среднегодовой прирост объема продаж в размере 24,99 %, что обусловлено созданием данной собственной торговой марки только в начале 2012 года и благодаря применению ООО «Сервис-Групп» успешной политики продвижения, достижения высоких финансовых результатов.

STP, COIDO, ArmorAll, Prestone, GOJO – группа С. Запасы данных автотоваров компании «Сервис-Групп» закупаются обычно в больших количествах, в отношении которых руководством компании принимаются два возможных принципиально разных решения либо вывод из ассортимента, либо принятие управленческих мер, направленных на перемещение автотоваров в группу В. Однако координальные изменения бренду GOJO необоснованны, несмотря на незначительно приносимую прибыль (за счет невысокой ценовой политики) и устойчивый прирост среднегодового объема продаж за 2010-2013 гг., так как компания «Сервис-Групп» может лишиться значительного числа потребителей. Так запасы автотоваров группы С требуют периодического контроля и применением упрощенных методов планирования, учета и контроля.

Автотовары группы D (VersaChem, Simoniz) руководство ООО «Сервис-Групп» либо перемещает в главный распределительный центр ТФГ «Прайд», либо данные автотовары подвергаются распродаже.

Результат трехпараметрического анализа торговых марок ООО «Сервис-Групп» представлен на рис. 3.3.

 

Рис.3.3 Доля классификационных групп по трем признакам в общем числе торговых марок ООО «Сервис-Групп»

Доля группы «С» преобладающая – 5 торговых марок (35,71%). Данная группа характеризуется самыми низкой рентабельностью продаж и невысокими показателями среднегодового прироста объема продаж за 2010-2013 гг..

Наибольший интерес представляет группы «А» - 3 бренда (28,57%) и В – 4 (21,43 %), так как темп прироста объема продаж за 2010-2013 гг. значительный (до 31,95 %) и данные товары приносят компании наибольший уровень прибыли.

Для того чтобы наиболее точно систематизировать решения по управлению запасами автотоваров ООО «Сервис-Групп» не достаточно проведения только ABCD-анализа. Поэтому проведем XYZ-анализ автотоваров в разрезе брендов «Сервис-Групп» в 2013 году.

Методом XYZ-анализа можно произвести классификацию товарно-материальных запасов компании в зависимости от стабильности их продаж.

Объекты анализа будут разбиты на три группы «X», «Y», «Z» со значениями коэффициента вариации от 0 до 10% в категорию X, от 10 до 25% - в категорию Y, остальные – в категорию Z.

Результат анализа представлен в таблице 3.5

Таблица 3.6

Результаты анализа XYZ – классификации в разрезе брендов в 2013 г.

Наименование бренда Объем продаж, тыс. руб. Стандартное отклонение Средняя арифметическая величина Коэффициент вариации, % Группа  
 
  JONNESWAY 66650,38 445,18 5554,20 8,02 Х  
  Ombra 34436,56 282,61 2869,71 9,85 Х  
  FILLinn 21762,59 427,49 1813,55 23,57 У  
  AION 16225,82 262,06 1352,15 19,38 У  
  Россия 10699,08 250,73 891,59 28,12 Z  
  Mallory 9170,28 183,26 764,19 23,98 У  
  STP 6459,57 199,08 538,30 36,98 Z  
  COIDO 6401,89 148,66 533,49 27,87 Z  
  ArmorAll 4358,86 109,87 363,24 30,25 Z  
  Prestone 4029,97 110,46 335,83 32,89 Z  
  VersaChem 3960,33 104,70 330,03 31,72 Z  
  Simoniz 3864,2 110,23 322,02 34,23 Z  
  Zeus 3614,28 58,37 301,19 19,38 У  
  GOJO 615,2 4,65 51,27 9,08 Х  

 

По основе XYZ-анализа товарных запасов в разрезе брендов за 2013 год, были выявлены группы X, Y и Z.

Так группа Х представлена брендами JONNESWAY, Ombra, Mallory и GOJO. В их отношении можно говорить, что запасы автотоваров данной группы характеризуются высокой стабильностью спроса и, как следствие высокими возможностями прогноза продаж, что позволяет наладить работу с распределительным московским центром ООО «Прайд» таким образом, чтобы объем закупки автотоваров максимально соответствовал объему потребления. Следовательно, автотовары категории Х являются стратегическими и единственно верным подходом к управлению запасами автотоваров JONNESWAY, Ombra, Mallory и GOJO оказывается минимизация, то есть поставка близкая к схеме «точно в срок».

Бренды FILLinn, AION и Zeus в результате проведенного ХУZ-анализа зафиксировались в категории У. Потребление запасов автотоваров выявленных брендов имеет ярко выраженные тенденции в виде сезонных колебаний, однако возможности прогнозирования спроса по товарам данной группы – средние. Итак, в отношении запасов автотоваров торговых марок FILLinn, AION и Zeus работниками копании «Сервис-Групп» должен применяться подход, основанный на оптимизации уровня запаса.

Остальные торговые марки относятся к группе Z (Россия, STP, COIDO, ArmorAll, Prestone, VersaChem, Simoniz). Это запасы автотоваров с нерегулярным потреблением, при отсутствии каких-либо тенденций, где точность прогноза потребности автотоваров невысокая, но требующие особого внимания со стороны руководства «Сервис-Групп». Выбор оптимизационного подхода к управлению остается между минимизацией (вплоть до исключения) или максимизацией (исходя из имеющихся финансовых возможностей) запасов автотоваров брендов Россия, STP, COIDO, ArmorAll, Prestone, VersaChem, Simoniz.

Итак, подводя итог вышесказанному, в группу Х вошло 4 бренда, группу У – 3 и в группу Z – 7 торговых марок. Доли выделенных классификационных групп в общем числе торговых марок ООО «Сервис-Групп» проиллюстрированы на рис. 3.4.

 

Рис.3.4 Доля классификационных групп по результатам ХУZ-анализа в общем числе торговых марок ООО «Сервис-Групп»

Таким образом, применение XYZ-анализа позволяет разделить весь ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж. По полученным результатам целесообразно провести работу по выявлению и устранению основных причин, влияющих на стабильность и точность прогнозирования продаж. При комплексном анализе управления товарными ресурсами наиболее продуктивно совмещение АВС- и XYZ-анализа, результаты которого представлены в таблице 3.7.

Таблица 3.7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: