связь общественность администрация воронеж
Первыми в России коммуникации по связям с общественностью поставили на профессиональную основу силовые структуры и спецслужбы, создав у себя соответствующие отделы. Это вполне объяснимо, так как именно для этих структур характерно особое внимание к кризисным ситуациям, разрешение и смягчение которых и становится основным в их работе с общественностью. Если для другой структуры кризис - это исключение из правил, то силовые структуры находятся в постоянной готовности к работе в кризисной ситуации. Здесь, видимо также сыграл важную роль широкий опыт еще царской России и потом Советского Союза в области PR силовых структур (тогда, конечно, так не называвшегося, но по сути соответствующего принципам современных PR-технологий).
В администрации Президента РФ в 1996 году создано управление по связям с общественностью. В Министерстве финансов функционирует департамент общественных и межрегиональных связей.
В административных округах столицы и в Московской мэрии также существуют департаменты по связям с общественностью. Так, например, первым дипломантом Национальной премии в 1998 году в области развития связей с общественностью, учрежденной Торгово-промышленной палатой РФ, Союзом журналистов России и Российской ассоциацией по связям с общественностью стал Левобережный район северного округа Москвы. Среди его соперников, а всего было представлено 29 проектов, были такие солидные и опытные организации, как Международный пресс-клуб, пресс-служба Президента РФ, агентство "Михайлов и партнеры", и др. В номинации "PR-персона года" был назван мэр Москвы Ю. М. Лужков.
В субъектах РФ работа по налаживанию связей с общественностью выполняется государственными информационными агентствами, управлениями по PR, ответственными лицами по связям с прессой и другими функциональными подразделениями местных органов власти. Эти службы представлены и в Воронеже, а именно: информационно-аналитические отделы в администрации городского округа г. Воронежа и Областной администрации г. Воронежа.
|
Что касается объема российского рынка PR-услуг, то, например, в 1996 году он оценивался в 100 млн. долларов, а в конце 90-х годов составлял около 1 млрд. долларов (для сравнения можно привести данные по расходам на общественные связи в рамках только министерства обороны США. Это 1,9 млрд. долларов). По данным Международного комитета ассоциаций агентств PR с России ожидается существенное расширение индустрии PR, и на долю государственного и общественного сектора придется не менее 13-15%.
Нужно отметить, что современная российская практика PR весьма противоречива. В PR-подразделениях органов власти и управления под "связями с общественностью" подчас понимается пропаганда успехов администрации, исходя из личных предложений и пристрастий которой строится сама программа действий.
Также, становление этой сферы PR сопряжено с рядом недостатков:
- суперконцентрация профессионалов PR и PR-структур в столичных центрах, прежде всего конечно в Москве, и слабое развитие, низкий уровень PR-продукции регионов;
- медленное формирование в провинции культуры демократического общения - первоосновы появления и развития этой области PR-продукции;
|
- бурное развитие на местах образовательной деятельности по специальности "Связи с общественностью" в отрыве от конкретной государственной практики;
- чрезвычайно медленный разворот российских структур к международному рынку[10].
Переход в России к демократическим отношениям в обществе и качественно новым товарно-денежным отношениям предполагает позитивные перемены во взаимодействии граждан и государственных структур, основанных на доверии и взаимопонимании. Большую роль в налаживании взаимных связей государственных структур и общественности отводят службам паблик рилейшенз. Однако эти подразделения в государственных органах приживаются пока достаточно сложно и медленно.
Сегодня многие государственные учреждения не торопятся создавать PR-подразделения. Это происходит по следующим причинам:
- недоверие к службам PR как к неконкретной сфере, требующей дополнительных финансовых затрат;
- многие руководители органов власти считают, что осуществление связей с общественностью - это их собственная прерогатива, успешно ими решаемая и не требующая использования профессиональных и компетентных специалистов;
- боязнь привлечения внимания общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур.
В России еще предстоит сформировать четкий механизм повседневной деятельности PR в органах государственной власти, где работа специалистов и всей службы в целом станет эффективной лишь тогда, когда органы государственной службы, получая полную информацию об общественном мнении, используют ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия государственного решения, так и в механизм деятельности органов государственной власти[11].
|
Глава 4. Сравнение структуры и особенностей функционирования PR-подразделений в государственных организациях на примере городской и областной администраций г. Воронежа
Проанализировав Положения по связям с общественностью различных субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод относительно основных целей деятельности служб по связям с общественностью:
- обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;
- обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
- содействие сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и реализации программ и решений;
- содействие реализации законодательства;
- содействие становлению институтов гражданского общества.
Среди же основных функций, характерных для большинства государственных органов, можно выделить:
- установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
- изучение общественного мнения и информирование общественности о существе принимаемых решений;
- анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
- обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
- формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц;
Эти направления модифицируются в зависимости от уровня деятельности органов власти:
Микроуровень, когда анализируются отношения внутри органов власти и каждый из них рассматривается как относительно автономный субъект управления.
Мезоуровень, когда анализируются отношения между различными структурами государственного и муниципального управления.
Макроуровень, когда анализируются отношения органов власти с институтами гражданского общества, социальными группами[12].
Пресс-центр Воронежской областной Думы является органом правительства по работе с общественностью и СМИ.
Центр находится в непосредственном подчинении губернатору области и существует в этом государственном органе на правах самостоятельного отдела.
Документами Центра определены главные задачи его создания:
- информационное обеспечение деятельности областной администрации и ее подразделений;
- анализ и формирование общественного мнения по вопросам, касающихся деятельности областной администрации и ее подразделений;
- установление связей с федеральными органами представительной и исполнительной власти, взаимодействие с политическими партиями, движениями, общественными объединениями (в том блоке вопросов, которые касаются деятельности Областной администрации);
Можно расшифровать эти задачи, рассмотрев подробно функции, которые Центр осуществляет в своей практике:
- оперативное распространение через информационные агентства, печать, радио, и телевидение заявлений, сообщений, пресс-релизов, других материалов, разъясняющих деятельность Областной администрации;
- организация пресс-конференций, брифингов, встреч с российскими и зарубежными журналистами, подготовка заявлений для печати;
- организация выступлений руководителей администрации по радио, на телевидении, в печати с освещением проблем и задач деятельности Областной администрации;
- подготовка печатных и фотоматериалов, отражающих деятельность органов Областной администрации;
- развитие информационных связей с пресс-службами других региональных органов исполнительной власти, информационными службами других регионов;
- оказание содействия в издании журналов, газет специального назначения, задача которых освещать деятельность Областной администрации;
- анализ и обобщение публикаций СМИ в интересах развития деятельности Областной администрации, совершенствование деятельности органов администрации;
- установление связей с союзами журналистов, другими творческими союзами, редакциями газет, журналов, других периодических изданий, радио, телевидения;
- содействие систематическому освещению работы органов администрации в СМИ, подготовку в этих целях программ, сообщений;
- осуществление связей с общественными объединениями, партиями, движениями в целях привлечения представителей общественности к проведению мероприятий, в ходе которых Центр создает благоприятную коммуникативную обстановку вокруг администрации и ее руководителей;
- обеспечение руководства Областной администрации оперативными материалами, опубликованными в СМИ, о съездах, конференциях, митингах, демонстрациях и иных акциях политических партий, профсоюзов, и других общественных объединений, если они содержат информацию, относящуюся к деятельности органов администрации;
- обеспечение руководства Областной администрации информацией об общественном мнении, реакции на деятельность органов администрации;
- установление контактов с издательскими домами, творческими союзами, оказание им помощи в создании произведений, воспитывающих уважение и патриотическое чувство к родному краю;
- рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к функциям Центра;
Для успешного осуществления своих обязанностей, и, таким образом, для достижения поставленных перед ними целей, Центру предоставляется право:
- запрашивать информацию у структурных подразделений Областной администрации, ее территориальных органов власти, юридических лиц, получать необходимые документы и сведения, направлять своих представителей для участия в конференциях, семинарах и т.д.;
- по согласованию с губернатором осуществлять контакты с органами законодательной и исполнительной власти, их управлениями, пресс-центрами, пресс-службами;
- вести переговоры с общественными и творческими организациям, отдельными лицами, в установленном порядке заключать с ними договоры и соглашения;
- вступать в контакт с органами образования, науки, общественностью и СМИ для организации учебно-просветительской деятельности;
- принимать участие в заключении договоров на проведение аналитических исследований и в экспертизе материалов по вопросам, относящимся к компетенции Центра;
- вносить руководству Областной администрации предложения по совершенствованию деятельности Министерства в целом и Центра в частности.
Для сравнения работы Областной администрации мы предлагаем рассмотреть функционирование информационно-аналитического отдела администрации городского округа г. Воронеж.
В структуру управления входят отделы: информационный, аналитический и секторы: организации событий, общественных связей.
Информационный отдел
Начальник информационного отдела является заместителем руководителя управления.
Задачи отдела:
1. Организация эффективного использования информационных ресурсов муниципальных органов власти города Воронежа и структурных подразделений администрации города для реализации политики открытости и гласности.
2. Взаимодействие со СМИ.
3. Участие в разработке и реализации программ по формированию позитивного общественного мнения о политике исполнительных органов власти города Воронежа.
4. Организация пресс-конференций, брифингов, интервью.
5. Подготовка текстов выступлений главы города в СМИ.
6. Подготовка материалов для СМИ о деятельности главы города и проводимой им политике.
7. Подготовка и размещение информации на сайте администрации города.
8. Взаимодействие с пресс-службами федеральных органов власти, российскими и зарубежными СМИ, журналистами.
Аналитический отдел
Задачи отдела:
1. Проведение анализа и прогнозирование социальной и политической обстановки в городе Воронеже.
2. Обеспечение объективной информацией главы города.
3. Разработка и реализация программ по формированию позитивного общественного мнения о реализуемой политике исполнительных органов власти.
4. Определение приоритетных задач деятельности структурных подразделений управления.
5. Проведения мониторинга электронных и печатных СМИ.
6. Определение тематики социологических опросов и взаимодействие с социологическими центрами.
7. Подготовка и размещение на сайте администрации города сведений о главе администрации города и его заместителях, а также аналитических материалов о деятельности отраслевых управлений.