Тема: Л.Н. Толстой. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии.
Я был бы не счастливейший
из людей, ежели бы я не нашел
цели для моей жизни - цели
общей и полезной.
Л. Н. Толстой.
Из дневника юношеских лет.
.
Ход урока
1. Прочитайте лекцию.
Сегодня на уроке мы познакомимся свами с Львом Николаевичем Толстым, с его автобиографической трилогией «Юность», Вы уже знакомы с первой частью «Детство». Главный герой – Николенька Иртеньев.
В «Юности» облик героя еще более сложен. Ему 17 лет. Теперь уже вполне ясно, что ему предстоит идти не шаблонным, а самостоятельным путем, который, впрочем, еще нужно найти. Он предчувствует трудности, с которыми придется столкнуться, и не боится их. Вопрос заключается не в том, способен ли он поступать самостоятельно, не в возможностях его; речь идет об утверждении его самостоятельности в отношениях, свойственных юности. В связи с этим герой становится не только центром, но почти единственным объектом повествования, оттесняя все остальное на задний план. Масштаб повествования укрупняется, изложение делается более обстоятельным и аналитическим. Третья часть трилогии по объему равняется первым двум, вместе взятым.
Герой «Юности» обрисован как человек, ищущий истину, борющийся за нее. Каждый раз оказывается, что та истина, которую он выработал, не является истиной, а представляет собой заблуждение. Отсюда его новое, еще более горячее стремление к истине. Рисуя так своего героя, Толстой изображает действительность в самых глубоких ее разрезах.
Лев Николаевич Толстой вел открытую жизнь, писал опубликованные ныне дневники, включал автобиографические элементы во многие свои произведения. Существуют также дневники его жены Софьи Андреевны, воспоминания детей и близких, обширная переписка. Но личность писателя и мыслителя продолжает оставаться предметом непрекращающихся споров. У него в жизни было несколько переломных моментов, когда в неуклонном стремлении жить истинной жизнью он отбрасывал все старое и пытался начать все сначала.
|
Просмотрим несколько слайдов биографии Толстого.
Главы, с которыми мы с вами ознакомимся о том, что Николенька Иртеньев пытается осуществить свой новый взгляд на жизнь, на ее цель и назначение. Но прежде всего поговорим о главах не включенных в хрестоматию.
Например, 5 глава. «Правила», в которой Николенька Иртеньев-устанавливает несоответствие между осознанием цели и неспособность
осуществлять ее. Н.И. – пишет правила, которые он должен выполнять, чтобы достигнуть высокой цели.
Толстой, показав неспособность героя осуществить высокую цель, которую он поставил перед собой, говорит о том, как Николенька попадает в колею, характерную для многих людей его круга. И стремление стать лучше, остается неосуществленным.
Л. Н. Толстой - изображает в трилогии «Детство», «Отрочество»,
«Юность» идейно близкого ему самому, во многом автобиографического героя. Этот герой - занимает центральное место в творчестве писателя. Он создавался на основе собственных социальных, этических и философских исканий. Т.е. автобиографическая трилогия -существенный исходный этап творческой деятельности Толстого.
В период написания трилогии Толстой подчеркивал преимущество
автобиографического жанра в сравнении с другими. Он считал, что
|
произведение автобиографического жанра позволяет с наибольшей силой указать на человеческие слабости, носителем которых является
он сам. Тем самым, он окажет помощь всем людям в борьбе с их слабостями.
3.Словарная работа. Запись в тетрадь.
Автобиография- описание своей жизни.
Автобиографический. Связанный с жизнью автора; являющийся
автобиографией.
Мемуары. 1. Запись людей о событиях прошлого, которые они наблюда –
ли или в которых участвовали.
2. Литературное произведение в форме личных воспоминаний
о событиях прошлого.
Трилогия. Три литературных или музыкальных произведения одного ав –
тора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.
.
Работа над текстом художественного произведения повесть «Юность» Глава 5. «Правила».
Правила
Я достал лист бумаги и прежде всего хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год. Надо было разлиневать бумагу. Но так как линейки у меня не нашлось, я употребил для этого латинский лексикон. Кроме того, что, проведя пером вдоль лексикона и потом отодвинув его, оказалось, что вместо черты я сделал по бумаге продолговатую лужу чернил, – лексикон не хватал на всю бумагу, и черта загнулась по его мягкому углу. Я взял другую бумагу и, передвигая лексикон, разлиневал кое-как. Разделив свои обязанности на три рода: на обязанности к самому себе, к ближним и к богу, я начал писать первые, но их оказалось так много и столько родов и подразделений, что надо было прежде написать «Правила жизни», а потом уже приняться за расписание. Я взял шесть листов бумаги, сшил тетрадь и написал сверху: «Правила жизни». Эти два слова были написаны так криво и неровно, что я долго думал: не переписать ли? и долго мучился, глядя на разорванное расписание и это уродливое заглавие. Зачем все так прекрасно, ясно у меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни, когда я хочу применять к ней что-нибудь из того, что думаю?..
|
– Духовник приехали, пожалуйте вниз правила слушать, – пришел доложить Николай.
Я спрятал тетрадь в стол, посмотрел в зеркало, причесал волосы кверху, что, по моему убеждению, дало мне задумчивый вид, и сошел в диванную, где уже стоял накрытый стол с образом и горевшими восковыми свечами. Папа в одно время со мною вошел из другой двери. Духовник, седой монах с строгим старческим лицом, благословил папа. Папа поцеловал его небольшую широкую сухую руку; я сделал то же.
– Позовите Вольдемара, – сказал папа. – Где он? Или нет, ведь он в университете говеет.
– Он занимается с князем, – сказала Катенька и посмотрела на Любочку. Любочка вдруг покраснела отчего-то, сморщилась, притворясь, что ей что-то больно, и вышла из комнаты. Я вышел вслед за нею. Она остановилась в гостиной и что-то снова записала карандашиком на свою бумажку.
5. Задания: 1.Укажите ключевые слова в тексте из отрывка.
Определите средства выразительности в тексте. Объясните, что хотел рассказать автор применяя различные языковые средства выразительности.