Командиры истребительных дивизий и полков постоянно в ходе боевой обстановки изучали характер действий авиации противника и своих истребителей, видели слабые и сильные стороны тактики воздушных боев и своевременно реагировали на всевозможные изменения обстановки.
Для командира истребительной авиационной дивизии основой организации управления являлась боевая задача, которую ему ставил вышестоящий командир. В зависимости от характера действий и обстановки задача ставилась на день, на боевой вылет или на какой-то этап операции. В практике также имели место случаи, когда дивизия получала задачу на этап операции и задача эта, кроме того, ежедневно уточнялась.
Для ликвидации неразберихи в прогнозах требуются фундаментальные практические исследованияК тактике, как отмечает журнал, предъявлены очень высокие требования, чтобы владеть ею в совершенстве, надо располагать современной техникой и кадрами, равноценными, или лучшими, чем у противника.Квалификация летчиков оценивается по отточенной технике пилотирования, снайперским качествам, индивидуальным и коллективным действиям в бою и, наконец, результатам участия в учениях. Смоделированная тактика может способствовать росту количественных показателей (числа «сбитых» самолетов «противника», точности применения оружия) только при высоком мастерстве исполнителей.Вместе с тем успех при одинаковых претензиях на него сторон, ведущих бой, во многом определяется факторами, не зависящими от личной подготовки экипажей.
Важнейшую роль играют замыслы и решения, вырабатываемые руководителями. Опыт показывает, что спланированное по шаблону сражение,нередко завершалось поражением. Одной генеральной линии в тактике всегда считалось мало каждый раз нужны были детальные доработки. А передовые идеи рождались обычно во время смены обстановки, в динамике событий.Как отмечает журнал, чутко реагирующая на обстановку тактика часто пасует перед напором дилетантов, наделенных правами. История свидетельствует, что носители ложных концепций не считались даже с опытом войн. Однако принципы ведения боя, выработанные прошлыми поколениями истребителей, останутся в силе. Во-первых, бой остается групповым. Если состав групп и уменьшится, то до одиночек дело не дойдет. Дуэльные ситуации, как и прежде, будут характерны только для перехвата в сложных метеоусловиях и ночью. Выработанная логика боя предполагает только преднамеренное размыкание в критических ситуациях. когда необходим резкий маневр с разрывом огневых связей. Расчленение на одиночки предусматривается и для штурмовиков или других ударных тактических самолетов, прорывающихся к целям на малойвысоте. В ходе экспериментов на учении опробываются возможности групп необычного состава, например тройки или пятерки самолетов (с экипажем свободного маневра). По-новому распределяются роли, особенно на первых этапах боя. Однако считается, что пара истребителей (элемент)—это основная боевая единица, способная решать сложные задачи. Тактика «агрессоров» при отражении налетов «противника» построена обычно на расчленении больших ударных групп. При этом зарубежная печать признает, что процент тренировочных и экспериментальных боев, заканчивающихся после первой атаки, постепенно растет. Однако ни один из этапов пока не исключается. От этого, по мнению зарубежных специалистов, предостерегают уроки прошлого. Полностью доверяться информации с земли, как было в период господства тактики перехвата, — значит не заботиться о развитии бортовых средств поиска. Исключить ближний бой—значит прекратить улучшать маневренные характеристики истребителя. Сейчас уже никто не отваживается на такие решения. Некоторые зарубежные специалисты считают искусственным выделение поиска в самостоятельный этап воздушного боя. Поскольку летчик противника еще не обнаружил, рано предпринимать какие-либо действия, направленные на его уничтожение. Однако в настоящее время свободный поиск остался уделом лишь охотников. В большинстве случаев летчик получает сведения о противнике, с которым ему предстоит провести бой, еще до его обнаружения. И чем раньше поступает целеуказанне, тем больше он свободен в выборе способов сближения и атаки. Истребитель, лишенный поддержки, может бороться только против одиночек. Достичь внезапности для успешной атаки превосходящего противника без помощи коректора также очень сложно. Нарушение взаимодействия по-прежнему грозит отказом от активного продолжения боя.Поддержание контактов между группами, действующими за пределами зрительной связи, но по единому замыслу остается обязанностью наземного (воздушного) пункта управления. Командиру группы передается руководство после обнаружения противника, затем КП ограничивается информацией об изменении обстановки. Подобное разделение и возможность прогнозирования этих связей по этапам боя открывают пути к моделированию боевого порядка—определению оптимального варианта расстановки сил с учетом вероятных действий противника. В боевом порядке сохранится взаимное прикрытие. Хотя формы и способы его могут измениться. По крайней мере, оно будет необходимо до того момента, пока противник не откажется от групповых действий. В самом деле. как ни парадоксально, но атакующий истребитель в маневренном бою сам нуждается в защите. Об этом свидетельствуют потери самолетов на последнем этапе боя — выходе из атаки. При необходимости создавать две группы истребителей под единым руководством: одна из них, как правило, будет ударной, а вторая—обеспечивающей прикрытие, поддержка). Демонстративная группа все чащевыводится из боевого порядка и действует по указанию командного пункта.
|
|
|
Один маневренный бой, как и раньше, не был копией любого другого, поэтому выбор образцов усложнялся. Однако арсенал типовых маневров для входа в атаку, уклонения, занятия выгодного позиционного положения, а также приемов «провокационного» характера постоянно пополнялся. Известные по войне во Вьетнаме «Брейк» (форсированный оборонительный маневр), «Хард терн» (координированный оборонительный маневр).«Сизорс» («ножницы»), «Лоу спид» (наступательный маневр при избытке скорости) стали в ряд с более замысловатыми и сложными тактическими приемами, которые летчики заучивали наизусть как азбуку боя. Эксперименты продолжаются. Эшелонирование по высоте допускается в пределах 1000—1500 м, с учетом того, что бортовая РЛС стала способна выделять отметку самолета на фоне земли. И наконец, в связи с реальной возможностью ведения ближнего маневренного боя сохранится принцип тесного сочетания маневра и огня, хотя роль последнего резко возросла. А равноправие маневра и огня свидетельствует о жизненности тактики предыдущего поколения, прошедшей проверку в локальных воинах. Она может дополняться иизменяться, но не отменяться. Таковы пока предварительные выводы, сделанные зарубежными военными авиационными специалистами в мирное время на основе натурного моделирования. Эти выводы не проверялись в реальных воздушных боях. Однако повседневная боевая учеба летного состава строго целенаправленна. «Подготовка к войне—как ежедневный прием пищи».