ІІІ. Интеграционные связи.




Преподаватель Локтионова Н.В.

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: «КОНЕЧНЫЙ МОЗГ»

I. Мотивация.

Изучение данной темы очень важно для дальнейшего успешного изучения анатомии и физиологии человека, других общепрофессиональных и клинических дисциплин. Подробный разбор функций головного мозга и его влияния на все органы и системы органов позволяет на качественном уровне раскрыть роль системы в организме. Изучаемый на занятиях анатомии и физиологии материал приобретает яркость при совмещении его с практическими действиями студентов, выявляет их практические навыки. Физиология из теоретической науки оказывается вписанной в конкретные практические действия по изучению клинических дисциплин.

Такой подход позволяет повысить качество усвоения учебного материала, расширяет кругозор студентов и формирует у них необходимые навыки для дальнейшего успешного усвоения клинических дисциплин.

Такая деятельность создает хороший психологический климат и позволяет добиться лучшего контакта в дальнейшей работе, что также создает дополнительную мотивацию студентов к получению знаний.

ІІ. Цели занятия.

Учебные.

Знать:

· Отделы конечного мозга;

· Базальные ядра конечного мозга;

· Желудочки конечного мозга;

· Оболочки головного мозга;

· Центры, в коре мозга;

· Функции коры мозга.

 

Уметь:

- Определять на таблицах, муляжах отделы конечного мозга;

- Определять на таблицах и муляжах расположение базальных ядер;

- Определять на таблицах и муляжах основные извилины и центры конечного мозга;

- Определять желудочки конечного мозга;

- Определять оболочки мозга.

Воспитательные:

· обратить внимание студентов на влияние экологических факторов на здоровье человека;

· обратить внимание на роль вредных привычек в развитии заболеваний головного мозга;

· содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;

· формировать у студентов чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента.

Развивающие:

· сформировать у студентов понимание преемственности анатомии и клинических дисциплин;

· развивать клиническое мышление и память у студентов.

 

Способствовать формированию соответствующих ОК и ПК.

ОК 1 – 5, 11, ПК 1.1 - 1.2, 2.4 - 2.5, 2,8, 3.1

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать

типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,

оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные

технологии в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по

отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению

здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры,

оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-

диагностического процесса.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных

состояниях и травмах.

 

ІІІ. Интеграционные связи.

Дисциплины Знать
Межпредметная интеграция   Основы латинского языка       Латинская терминология.  
Сестринский уход при заболеваниях в терапии Отделы головного мозга, их образования, ядра, центры и функции.
Сестринский уход при нервных заболеваниях Отделы головного мозга, их образования, ядра, центры и функции.
Основы реабилитации Отделы головного мозга, их образования, ядра, центры и функции.
Внутрипредметная интеграция Ткани     Особенности строения и функции нервной ткани.

Список литературы:

Основнаялитература:

1.Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.

2. Гайворонский. И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009

3. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А.Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.

4. С.А.Крыжановский. Фармакология. В двух томах. – Москва, издательский центр «Академия», 2007, 352 с.

Дополнительная литература:

1. Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник /В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.

2. И.В.Нековаль, Т.В.КазанюкФармакология – Киев, ВСВ «Медицина», 2010, 520 с.

3. С.М.Дрововоз,В.В.Страшный Фармакология. – Харьков: Издат. Центр ХАИ, 2002

Интернет- ресурсы:

window.еdu.ru

www. аnatomus.ru

www. е – аnatomу.ru

Мое тело. Анатомия и физиология. Интерактивная энциклопедия.

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ.

1. Общая характеристика конечного мозга.

2. Внутреннее строение конечного мозга.

3. Полости головного мозга.

4. Оболочки головного мозга.

5. Спинномозговая жидкость.

1. Общая характеристика конечного мозга.

Конечный мозг (telencephalon) в процессе эволюции возник позднее других отделов мозга и наивысшего развития достиг у человека. У него это самая большая часть головного мозга (78% от общей массы мозга). Кнечный мозг развивается из переднего мозгового пузыря, состоит из сильно развитых парных частей – правого и левого полушарий.

Полушария разделены продольной щелью, в глубине которой лежит пластинка белого вещества. Она состоит из волокон, соединяющих два полушария и, называется мозолистое тело.

Полушария большого мозга образованы серым и белым веществом. В нем различают самую большую часть, покрытую бороздами и извилинами – это плащ. Плащ образован лежащим на поверхности серым веществом – это кора полушарий. Обонятельный мозг и скопления серого вещества внутри полушарий – это базальные ядра. Полостями конечного мозга являются боковые желудочки (правый и левый).

В каждом полушарии различают 3 поверхности:

- верхнелатеральная – выпуклая соответственно своду черепа.

- медиальная – плоская, она обращена к такой же поверхности другого полушария.

- нижняя – неправильной формы.

Поверхность полушарий имеет сложный рисунок – это идущие в различных направлениях борозды и валики между ними – это извилины. Величина борозд и извилин индивидуальна. Однако, существует несколько постоянных борозд, которые ясно выражены у всех и раньше всех появляются в процессе развития.

Или пользуются для разделения полушарий на большие участки, называемые долями.

Каждое полушарие делят на 5 долей:

· Лобная

· Теменная

· Затылочная

· Височная

· Скрытая или островок – он расположен в глубине латеральной борозды.

Границей между лобной и теменной долей является центральная борозда. Между теменной и затылочной долей – теменно-затылочная борозда.

На верхнелатеральной поверхности полушария различают в лобной доле – предцентральную борозду, отделяющую предцентральную извилину и две лобных борозды – верхнюю и нижнюю, которые делят остальную часть доли на верхнюю, среднюю и нижнюю лобные извилины.

В теменной доле проходит:

1. Постцентральная борозда - отделяет постцентральную извилину.

2. Внутритеменная борозда – делит остальную часть теменной доли на верхнюю и нижнюю теменные дольки.

В височной доле идут две параллельные борозды: верхняя и нижняя височная. Они делят височную долю на верхнюю, среднюю и нижнюю височные извилины.

В затылочной доле идут поперечные затылочные борозды и извилины.

Между теменной и затылочной долями – теменно-затылочная борозда.

На нижней поверхности полушария проходит глубокая борозда гиппокампа, кнаружи от которой находится парагиппокампальная извилина. Островок – располагается в глубине латеральной борозды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: