Эстетические вопросы хореографии в нашей специальной литературе до сих пор еще представляют мало изученную область. Происходит это потому, что по давней традиции хореографическое искусство незаслуженно считается узким, сугубо специфическим, отделенным от широкого круга мировоззренческих проблем, стоящих перед нашей эстетической наукой. Между тем, богатая и многообразная практика хореографического искусства, не выпадай она из сферы нашей эстетики, могла бы иметь для нее большое значение.
Что же подразумевается под термином «современный танец» с эстетической точки зрения? Спектакли академических театров оперы и балета, поставленные в 60-90-е годы нашего века? Спектакли небольших компаний и трупп, которых сейчас достаточно много и ставят они в основном одноактные спектакли, живущие максимум несколько месяцев? Спектакли, решенные языком танца модерн или других танцевальных стилей, рожденных в XX веке? Что есть современная хореография? Какие признаки отличают ее от классического балета и других направлений танца?
В настоящее время существуют пять основных систем танца: классический танец, народный, модерн-джаз танец, танец модерн и contemporary, которые совершенно по-разному отображают действительность, пользуясь своим собственным языком
и опираясь на собственные эстетические законы. Это те направления, которые имеют свою историю, свой эстетический модуль, свою технику, свою систему подготовки исполнителей, свою лексику. Одновременно существуют и развиваются стили танцевального искусства. К ним можно отнести: бальный танец, степ, фламенко, социальный или бытовой танец. Эти направления имеют свой язык движений, свою историю, но не имеют эстетической парадигмы или системы воспитания исполнителей. В последние годы наблюдается все больше мик-стовых танцевальных техник. Хореографы в своих постановках стараются найти что-то новое, необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник, — то процесс заимствования и соединения неизбежен, например, с появлением постмодерна как определенной эстетики возник термин — contemporary dance, обозначающий направление танца, которое невозможно отнести к какому-либо стилю. И это естественный процесс интеграции и развития в хореографическом искусстве.
Современный танец — это многожанровый и эстетически разноплановый феномен. К современному танцу в настоящее время относят все направления танца, которые существуют, начиная с начала XX века. Однако множество этих направлений танца можно четко разделить на две большие группы и несколько подгрупп:
1. Танец как вид искусства. То есть танец определяется не
ким элементом творчества, танец создается конкретным инди
видуумом или группой и является предметом оценки зрителя.
2. Танец как социально-культурный феномен. В этой ка
тегории танец несет функциональную задачу и является сред
ством выражения эмоций, осуществляет коммуникативную
функцию и не требует оценки зрителя.
Рассматривая первую группу, мы можем выделить определенное количество жанров и стилей современной хореографии, о которых уже говорилось. Продолжая классификацию, можно условно разделить первую группу на несколько более мелких подгрупп:
1. Танец как вид развлекательного искусства. К этой категории принадлежат так называемые «дивертисментные» направления танца, т. е. те, которые служат только для удовлетворения гедонистической потребности зрителя. К этим направлениям можно отнести джазовый танец во всех его проявлениях (танец варьете, танец мюзикла,
танец шоу, степ и т.д.). В терминах русского искусствознания, к этой группе относится «эстрадный танец». К этой группе относиться народный танец как сценическая форма и в какой-то степени классический танец, который можно отнести и в первую и во вторую группы. 2. Танец как определенная философия. К этой группе относятся направления хореографии, которые генерируют определенные идеи, базируются на определенной философии и тем или иным способом пытаются воздействовать на сознание зрителя. К этой группе относятся все направления танца модерн и contemporary. Рассматривая танец как социальный феномен, можно четко выделить несколько типов танца, которые используются в прикладных целях и несут определенную функциональную задачу:
1. Социальный, или, бытовой танец. К этой группе при
надлежат все направления бытового танца, которые ме
няются в зависимости от времени и моды и являются
неотъемлемой частью повседневной жизни общества.
2. Танец в спорте. К этой группе относится в первую оче
редь бальный, или спортивный, танец. Кроме этого, су
ществует много других направлений спорта, где хореог
рафия является частью процесса подготовки и выступ
лений спортсмена: фигурное катание, художественная
гимнастика, синхронное плавание и т.д.
3. Танцтерапия. Использование движения и танца для до
стижения определенного психологического воздействия
на психику индивидуума.
Начало XX века — эпоха борьбы «нового» со старыми традициями романтизма в искусстве вообще и в балетном театре в частности. Романтический балет никогда не умирал и живет до сих пор. Однако появление новых танцевальных стилей и направлений танца можно условно объединить именно как антиромантическое. Вряд ли можно объединить достижения танца модерн, возникшего в начале XX века, и неоклассические балеты М.Фокина и В.Нижинского. Это абсолютно разная эстетика и разная танцевальная техника. Однако и то, и другое направления возникли как антитеза романтического балета. Очень часто представители «нового» искусства начинали свою борьбу, прежде всего с отрицания достижений прошлого.
Основными признаками романтизма всегда считались излишняя чувственность и сентиментализм.
Именно на принципах романтизма построено все русское и затем советское хореографическое искусство. Четкое либрет-
то, в котором ясно выражена борьба зла и добра, обязательная победа светлых сил, жизнеутверждающее начало — все эти признаки ярко выражены в таких шедеврах романтического балета, как «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка» и многих других.
«Но уже в начале XX века традиции романтизма в искусстве и в частности в балете были разрушены, и для художника единственной реальностью становятся лишь явления самого искусства как такового. Связи с объективным миром, породившим то или иное произведение искусства, становятся размытыми и абстрагированными. Для романтизма условные формы искусства — всего лишь средства выражения той идеальной сущности, которая лежит вне искусства и на которую искусство может только намекать, сущности, познаваемой лишь интуитивным прозрением. Для антиромантизма истинной целью становится само художественное целое, замкнутое в самом себе, где условные формы обретают самоценность смысла»46.
Эстетическим манифестом нового искусства, которое теперь мы называем модерном, явилась статья испанского философа Ортеги-и-Гассет «Дегуманизация искусства», написанная в 1924 году. Приведем семь условий, которые Ортега-и-Гассет считал определяющими для «нового искусства»:
1) тенденция к дегуманизации искусства;
2) тенденция избегать живых форм;
3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было
только произведением искусства;
4) стремление понимать искусство как игру и только;
5) тяготение к глубокой иронии;
6) тенденция избегать всякой фальши и в этой связи тща
тельное исполнительское мастерство;
7) искусство... безусловно, чуждо какой-либо трансцендентности.
Ортега-и-Гассет пишет: «С социологической точки зрения для нового искусства, как мне думается, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех, кто его понимает, и тех, кто не способен его понять. Как будто существуют две разновидности рода человеческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена. Новое искусство, очевидно, не есть искусство для всех, как, например, искусство романтическое, новое искусство обращается к особо одаренному меньшинству. Отсюда раздражение в массе. Когда
46КоктоЖ. Петухи Арлекин. Зарубежная музыка XX века. М., 1985. С. 114.
кому-то не нравится произведение искусства, поскольку оно понятно, этот человек чувствует свое «превосходство» над ним, и тогда раздражению нет места. Но когда вещь не нравится потому, что не все понятно, человек ощущает себя униженным, начинает смутно подозревать свою несостоятельность, неполноценность, которую стремится компенсировать возмущенным, яростным самоутверждением перед лицом произведения»47.
Для модернизма характерны полемическое отторжение всего предшествующего искусства, разрушение традиционных представлений о природе художественного, переоценка эстетических ориентиров. Изменения в мире искусства оказались столь кардинальными, что побудили признать их в качестве настоящей революции в современном искусстве, начавшейся незадолго до Первой мировой войны. Модернистское искусство выдвинуло новые эстетические критерии, новые художественные принципы, новое понимание соотношения искусства и жизни, новое философское обоснование разнообразного экспериментирования. При этом модернистское искусство не может быть представлено в виде какой-либо целостности или системы, здесь нет речи о стиле, скорее речь о различных творческих методах, об экспериментировании, о несостоявшихся проектах, о неожиданных творческих прозрениях и находках.
Антиромантические тенденции особенно ярко проявились
именно в балетном театре в силу его условности и символизма.
Балетный театр в начале XX века оказался неким «локатором
эпохи, чутко отражавшем самые животрепещущие проблемы
современности: «художественная практика тех лет тяготела к
двум наиболее устойчивым полюсам в пределах эстетики анти
романтизма, а именно: отрицанию романтизма посредством его
разрушения__ и отрицанию романтизма посредством его пе
рерождения. В балетном театре, равно как и в других искусст
вах, необходимо отметить многоликость проявления антироман
тизма, не замыкающегося в рамках каких-либо определенных
течений. Примером могут служить «Свадебка» и «Пульчинел
ла» И.Стравинского, «Сказка о шуте, семерых шутов перешу
тившем» и «Стальной скок» С.Прокофьева, «Деревянный
принц» и «Чудесный мандарин» Бартока, «Семь смертных гре
хов» Брехта и Вайля, «Парад» Сатии «Лани» Пуленка. Анали
зируя вышеперечисленные спектакли, можно сделать вывод,
что в них отсутствует сам дух романтизма — принцип противо-
поставления двух миров — мира духовного, идеального, который создает воображение художника, миру повседневности, быта, грубой приземленности»48.
Однако наряду с балетным театром параллельно шел процесс зарождения новых форм хореографии, отрицающих само понятие «театр». Борьба против догм классического балета в этом случае сводилась к созданию «новых» техник танца, отрицающих достижения классического балета. Если в эстетической парадигме антиромантического балета все-таки используются все средства театрального спектакля, которые были созданы еще в эпоху романтизма, то в танце модерн многие средства театральной выразительности в их канонической форме отвергаются. Находятся совершенно новые способы их организации и соединения. Это приводит к иной системе выразительных средств художника, и произведение искусства служит только способом самовыражения автора, отвергающего многие законы театрального действия. Главной особенностью танца модерн и до настоящего времени является попытка исполнителей и хореографов выстроить связь между формой танца и внутренним происхождением движения. Движение не может родиться из ничего, внутреннее оправдание внешней выразительности — одна из основополагающих идей этого направления в танце. Художнику танца модерн важна определенная концепция своего творчества, определенная философская идея, которую он воплощает в зримой видимости танца. Эта важная особенность современного танца часто упускается при анализе работ того или иного хореографа.
Все вышесказанное относилось к танцу модерн, однако с конца 50-х годов XX века возникло и до сих пор развивается направление в искусстве, которое называется постмодерн, и в том числе в искусстве танца. В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда, т.е. модерна как эстетического феномена. Однако, в отличие от модерна, ряд течений которого не порывал с характерным для классики дидактически-профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания — между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким» искусством и китчем.
47 Ортега-и-ГассетХ. «Дегуманизация искусства» —в кн. «Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX века» вып. 2М. 1980. С. 112.
48 Косачева Р. О некоторых художественно-эстетических противоречиях антиромантизма в зарубежном балетном театре 1917—1939 года. Музыкаи хореография современного балета. Л., Музыка. 1987. С. 114.
«Итак, искусство в постмодернистской ситуации принципиально неоднородно. Оно представляет собой целый спектр инноваций и повторений, происходит возникновение новых и одновременно распад старых, традиционных искусств, или же они подвергаются существенной трансформации. Эти параллельные процессы — зарождение новых художественных форм и распад старых в современном искусстве — неразличимы. В искусстве второй половины XX века происходят нарушение целостности, единства художественного феномена, размывание его границ, радикальная дезинтеграция самой изобразительной системы — все это свидетельства небывалой по глубине и масштабам трансформации представления. Этот момент изменения конфигурации представления вызван изменениями в эпистемологической картине мира, в философском мышлении»49.
Именно в этом ключе следует рассматривать обобщающую классификацию основных черт постмодернистского искусства, предложенную американским литературоведом Ихабом Хассаном. В работе «Еще раз. Постмодерн» (1985) он перечислил черты, присущие постмодернистскому искусству, отметив, что все еще не берется дать точное определение этого феномена. Обратимся к его классификации50, фиксирующей наиболее характерные признаки постмодернистского искусства.
1.Неопределенность. При обосновании этого признака Хассан ссылается на «диалогизм» М.М. Бахтина, открытость текста у Р. Барта. Это качество он соотносит с аналогичным мироощущением современного человека, замечая, что «неопределенность пронизывает наши действия, идеи, интерпретации, она создает наш мир».
2. Фрагментарность. Неопределенность имеет своим по
следствием фрагментарность, стремление к монтажу, колла
жам, замещению форм гипотаксиса паратаксисом, метафоры
метонимией, паранойи шизофренией. Поэтому объяснимы об
разование парадоксов, паракритики, паралогики, тяготение
к искреннему разрушению, к деконструкции, к необъясни
мым крайностям.
3. Утрата «Я» и «глубины». Постмодернизм отказывается
от традиционного «Я». Истоки этой тенденции Хассан усмат-
49 Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000. С. 108.
50Flierl B. Postmoderne Architektur: Zum architekturtheoretischen Diskurs der PostmodernebeiCharles Jencks //WeimaterBeitrage. B., 1990. Jg. 36. H. 7. S. 1077-1093.
ривает уже в философии Ницше. Конец романтического «Я». Постмодернизм выступает против интерпретации, провоцирует многовариантное толкование.
4. Не-показывание и не-обнаружение. Здесь Хассан бук
вально ссылается на Канта и повторяет аргументацию Лиотара
о том, что современное искусство стремится представить не
представимое. Отсюда интерес к эзотерическому, к погранич
ным областям.
5. Ирония. Этот феномен Хассан расценивает как весьма пер
спективный. При отсутствии основных принципов и парадигм
постмодернизм обращается к игре, диалогу, полилогу, аллего
рии, короче, к иронии. Это качество, убежден Хассан, необхо
димо человеческому духу в попытках нахождения истины.
6. Гибридизация, или репродуцирование, от центра мутации
под пародию, травести, пастиш. Хассан одобряет такого рода
игры с плагиатом, пародию и пастиш, поскольку все они, по
его убеждению, обогащают область репрезентации, где в таком
случае происходит смешение высокой и низкой культур.
7. Карнавализация. Хассан ссылается на автора этого поня
тия — Бахтина. Здесь он выделяет такие феномены, как коми
ческое, полифонию, значение перфоманса, проникновение ис
кусства в жизнь.
8.Перформанс, участие. Неопределенность может стать поводом для участия, считает Хассан. Средством и материалом творчества в перформансе служат тело, внешний вид, жесты, поведение художника, берущего на себя роль актера, который представляет эфемерные действия, способные непосредственно воздействовать на сознание и поведение зрителя.
9. Конструктивизм, в котором постмодернизм работает ра
дикальным образом с тропом, фигуральным языком, с ино
сказанием. В обосновании этой черты постмодернистского ис
кусства Хассан ссылается на Ф. Ницше.
10. Имманентность. Это понятие означает — без религи
озного оттенка — растущую способность человеческого духа
обобщаться в символах. Везде сегодня можно наблюдать увели
чение области наших чувств, расположение духа к причудли
вому пророчеству. Это достигается благодаря новым техноло
гиям и средствам массовой информации. В отличие от модер
низма, который стремился к поискам трансцендентного,
постмодернистские искания направлены на человека, его рас
тущие способности, на обнаружение трансцендентного в им
манентном. Все перечисленные черты постмодернистского ис
кусства, конечно же, не исчерпывают его характеристики.
Постмодернистский балет тяготеет к «интернационализму», ибо вбирает в себя элементы танцевального искусства Востока, приемы ритмопластического фольклора американских индейцев, афро-карибскую танцевальную технику, неоклассические принципы танцевальной эстетики. Используются элементы йоговской медитации, античной телесной фактурнос-ти, сближение с бытовой пластикой, чувственная раскрепоще-ность, гротескность, хаотичность. Все это создает некий новый имидж балетного искусства как квинтэссенции культур. Многие принципы «тотального театра» П. Брука и Е. Гротовского оказались востребованными современным балетом. Постмодернистская философия балета сосредоточена на идее целостной жизни, объединяющей микро— и макрокосм, на провозглашении единства жизни. Само по себе обращение к различным формам пластики, в которых заключены неосвоенные возможности человеческого тела, выходящие за пределы классических форм танца, дает интересные результаты. Примером может служить творчество М. Бежара, ориентированное на создание универсального языка танца, в котором заложен глубокий экзистенциальный смысл. Вбирая в себя все исторические и этнические тенденции, постановщик свободно синтезирует танцевальную технику всех направлений. «В танце, как и в других видах искусства, более не существует определенного смысла-послания. Поэтому хореографический текст может строиться как из разнородной лексике, так и устоявшейся, но грубо интерпретируемой, ибо смысл танца не в «чистоте» формы, а в некой универсально неоднозначно понимаемой идее. Не секрет, что сейчас наибольшее место в танце занимает экзистенциальная и психологическая тематика. Однако танец постмодерна скрывает более глубокий подтекст, так как уходит от традиционной позиции. Неопределенность и изменчивость темы, сюжета и смысла, отсутствие главного героя — вот что определяет стиль современной хореографии»51.
Современный танец лишен единства стиля и эстетики. Он похож на запутанное здание со множеством по-разному обставленных комнат. Это не только постмодерниский американский балет с его направленностью в «абстрактный танец» и эксперименты со сценическим пространством; не только европейский балет, больше склоняющийся к «театру танца» Пины
51 Кондратенко Ю. Синтез в хореографическом искусстве постмодернизма. Сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Волгоград, 1999. С. 17.
Бауш; но и танец Буто; и удивительное соединение традиций китайского танца с западной балетной техникой, которое существует в творчестве Линь Хуан-Миня; и смелое соединение индийского стиля бхарат-натьян с западной музыкой, осуществленное Ш. Джейя-сингхом; и африканские танцы И. Тас-сембедо и многие, многие направления, труппы и хореографы, которые не похожи в своем творчестве ни на кого из предшественников. Многообразие форм современного танца настолько велико, что трудно предугадать, в каком направлении пойдет его развитие. Слияние современных тенденций европейского танцевального искусства с неевропейскими танцевальными формами создает впечатление некоего культурного колониализма, и в этом есть доля истины. Но одновременно происходит и обратный процесс, когда африканские, азиатские танцевальные традиции привносятся в европейское искусство танца, и такое культурное многообразие приводит к обогащению танцевальной палитры и создает неповторимое соединение множества стилей и направлений.
Невозможно отрицать и воздействие классического балета. Творчество М. Эка, И. Килиана, У. Форсайта, Х. Ван Манена органично соединяет классический танец и современные техники. В 80-е годы появляются первые космополиты-хореографы, усвоившие уроки неоклассики, модерна, экспрессионизма и языческого буто. Танцевальная среда формируется как транскультурная и транснациональная. Начинают сбываться мечты первых «модернистов-утопистов»: возникает множество автономных пространств, индивидуальных способов высказывания. По мере стирания границ — географических, жанровых, национальных, языковых — исчезают и табу. Какой культуре принадлежит Иржи Килиан — чех по происхождению, англичанин по образованию и голландец по месту жительства? На каком языке говорит Уильям Форсайт, скрестивший модерн с уличным брейком и классическим балетом? В отличие от балета в современном танце нет возрастных ограничений. В буто чем танцовщик старше, тем он мудрее и, следовательно, лучше. Иржи Килиан создал уникальную труппу «ветеранов»: танцовщиков от сорока лет и «до смерти».
В 70-е в Европе возрождается contemporary dance — забытый термин начала века. А с ним и право на дилетантизм. Внук известного энтомолога, режиссер и мистификатор Ян Фабр, не выучивший в жизни ни одного танцевального па, стал идеологом бельгийского contemporary dance. Танцем занялись представители самых разных профессий — от актеров и философов до фи-
зиков и садовников. Впрочем, и отцы-основатели танцевального модерна не были танцовщиками (Рудольф Лабан был художником и артистом, а Эмиль Жак-Далькроз — композитором и музыкантом). Нет в современном танце и четких требований к физическим данным исполнителя. Танцуют все — коротышки, долговязые, кривоногие, толстые и худые. Француз Филипп Декуфле, а за ним и Жозе Монтальво ввели в танец элементы балагана, цирка, паноптикума, в которых гротесковая или даже уродливая внешность артиста только приветствуется.
По мысли американской исследовательницы танца Энн Купер Олбрайт, которую она излагает в самом начале своей книги «Тело и идентичность в современном танце», «танец, поскольку он включает ежедневный тренинг тела танцовщика, может помочь нам прочертить комплекс согласований между (его) физическим опытом и культурной репрезентацией (финальным хореографическим продуктом) — между телом и его идентификацией»52. Другими словами, в современном танце очень непосредственна связь между образом, создаваемым исполнителем и его личным субъективным опытом, психофизическим опытом его тела, который, в конечном счете, и получает свое выражение в движении и поведении этого тела в рамках определенного художественного контекста.
Достаточно большая разница между модерном и постмодерном — в вопросе восприятия произведений «нового» искусства. Ортега-и-Гассет пишет: «Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, «нравится» ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнуют любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходящими в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать человеческую любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми ему было бы интересно жить»53.
Так было в романтическом искусстве, в том числе и в хореографии. Иное дело — постмодерн. Художника меньше всего волнует реакция зрителя на его произведение, его интересует само произведение как таковое. Он часто даже не может сформулировать ту идею, тот стимул, под влиянием которого, было создано то или иное его произведение. Не могу не привести мнение известного голландского хореографа Яна Фабра, который в своей беседе с московскими хореографами прямо заявил, что его совершенно не интересует, сколько зрителей придет на его спектакль. Он делал спектакли и для стадионов, и спектакли для 10 человек. «Да, — признавал он, — может уйти со спектакля половина зала. И что? Ведь другая половина останется, значит, им было интересно, им понравилось!» Как часто после спектакля, выставки, концерта мы слышим сакраментальную фразу: «Что это за ерунда! Я ничего не понял (ла)! Это не искусство, это бред сумасшедшего! Кому это интересно?!» Однако если это не понравилось одной группе зрителей, то совершенно не значит, что не понравилось и всем остальным. Ортега-и-Гассет еще в 1924 году писал: «Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, кто художниками не являются. Новое искусство — это чисто художественное искусство ».
В заключении хочется привести высказывание известного теоретика и практика танцтерапии, А. Гиршона в котором он приводит несколько идеологических и эстетических постулатов современного танца в его понимании:
—настоящий творец создает свои законы. Он не стремится на
рушить правила и стереотипы, он просто устанавливает свои зако
ны, которые могут не совпадать с конвенциональными штампами.
подлинная танцевальная идея не может быть выражена в сло
вах. Точнее, слова не могут ее исчерпать. Здесь адекватный пере
вод с одного языка на другой невозможен и, более тог