Слайд.
В каждой школьном округе, как и в отдельных округах, разрабатываются собственные программы «гайденс»; в общем виде их задачи сформулированы как содействие наиболее полному развитию потенциальных возможностей каждого школьника. Для этого в школах создаются специальные комитеты, куда входят директор с заместителем, главный специалист службы - каунслер (советник - консультант) и несколько опытных, авторитетных для детей педагогов. Задача такого комитета - изучать проблемы школьников, что их волнует, интересует и т.д. Затем разрабатывается программа деятельности службы с учетом полученных данных. Планирование работы «от ребенка» (в зависимости от его интересов и потребностей) делает службу «гайденс» гибкой и эффективной системой. В сферу деятельности службы вовлечен большой круг лиц, Ведущий принцип программы - индивидуальная ответственность. Каждый сотрудник школы (не только учитель) должен отчетливо представлять цели программы, свои функции в ней и активно участвовать в общей работе. В команду «гайденс», помимо каунслера входят социальный сотрудник, психологи, сотрудник, отвечающий за посещаемость учащихся, учителя - консультанты, учителя «домашней комнаты», атташе по связям с органами юстиции, врачи и медсестры, руководители кружков и клубов, ассистенты - секретари и другие.
Слайд
Иногда службу «гайденс» называют «созвездие служб», потому что на самом деле это целый комплекс подразделений. Ориентируясь на общую цель - развитие детей, они решают определенные, конкретные задачи. Как правило, таких служб пять:
- служба измерения (оценочная), главная ее задача - собирать, систематизировать, оценивать и анализировать всю информацию о ребёнке;
- информационная служба, связана с распространением информации по всем вопросам;
- служба каунслинга или консультирования - процесс взаимодействия между каунслером и клиентом (учеником), помогающий личности в познании себя и окружающего мира, в результате чего вырабатываются и (или) уточняются цели и ценности будущего поведения; самая распространенная форма каунслинга - интервью, собеседование;
- служба направления занимается устройством школьников на работу или на учебу в другое учебное заведение;
- служба контроля за результатами программы «гайденс», она изучает, как сложилась дальнейшая судьба выпускников школы для анализа и коррекции действий школы в зависимости от результатов.
19 слайд
Служба «гайденс» стремится помочь найти своё место в жизни всем детям - сильным и слабым, активным и пассивным, обычным и «особенным». Так называют учеников, не соответствующих понятию «средние, нормальные». К этому разряду относят не только детей, отстающих в развитии, но и обладающих незаурядными способностями.
Дети с замедленным умственным развитием не могут обучаться по общим программам, поэтому каунслеры, обнаружив таких учащихся, направляют их в специальные группы. Для них разработаны программы обучения, обеспечивающие подготовку к продуктивной, полезной жизни; они включают такие разделы как физическая и психическая терапия, трудовая подготовка, профессиональное обучение и т. д.
В группу «особенных» входят и эмоционально расторможенные дети. Они не могут учиться в обычных классах не потому, что у них нарушен интеллект или они нездоровы, а сложность в том, что они не в силах управлять своими эмоциями, своим поведением и поэтому испытывают трудности в общении с другими детьми и взрослыми. Это могут быть дети не только с возбужденной, но и с угнетенной психикой, с признаками депрессии.
Одаренные дети - тоже «особенные» - предмет особого внимания службы «гайденс». С ними работают лучшие учителя по углубленным программам, каунслер составляет для них индивидуальные программы развития личности, предусматривает особые формы внеклассной деятельности. В таких детях развивают инициативу, ответственность, независимость в суждениях; их обучают риторике, логике, развивают их коммуникативные навыки, общественно-политические интересы, словом, так целенаправленно, продуманно готовится новое поколение государственных деятелей.
Слайд
Психологическая служба в США относится к числу служб для клиентов, связанных с системой образования - от дошкольного до высшего образования, и основная её цель - служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:
-психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;
- активные вмешательства психолога, направленные на обеспечение полноценное влияние школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;
- помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребёнка - специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;
-консультирование и совместную работу с персоналом школы и/или родителями по проблемам учащихся, связанных со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.
Таким образом, в хорошо организованной школьной психологической службе, первоначально предназначенной для отбора всё чётче проявляются новые, прогрессивные тенденции, которые находят организационное воплощение и широкое практическое распространение в детской практической психологии.
слайд. Спасибо за внимание